Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоицизм

Эпикуреизм.

Эпикур (342—271 гг. до н. э.) - основал влиятельное философское направление, одним из элементов которого было атомистическое учение. Эпикур считает одной из самых существенных задач философии практическую помощь человеку в преодолении страха перед смертью. Свои взгляды он излагает в письме к Менекею, в нем Эпикур утверждает, что у человека со смертью нет и не должно быть ничего общего, т. к. “когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет”.

Помимо этого, философ задумывается о том, что есть человеческое счастье и как человеку надлежит жить. Эпикур приходит к мысли, что счастье в наслаждении, а цель счастливой жизни в “безмятежности души”. Он имеет в виду такое душевное состояние, когда человек сохраняет свободу от всяких страстей.

Эпикур проповедует уход от общественной жизни, выдвигая основной принцип своей индивидуалистской философии, который гласит: “живи незаметно”.

Пересматривая учение Демокрита, в отличие от своего предшественника Эпикур характеризует атомы не только по величине, форме и положению в пространстве, но приписывает им еще одно свойство — тяжесть. Эпикур допускает и признает определенные отклонения от прямолинейного движения атомов. Эпикур в этой связи снимает детерменизм Демокрита. Понимание случайности приводит к постановке проблем свободы и необходимости и в его этическом учении. В учении о душе Эпикур стоит на материалистических позициях: душа не есть нечто бестелесное, а представляет собой структуру атомов, тончайшую материю, рассеянную по всему организму.

В рамках теории познания Эпикур отдает приоритет чувственному познанию. В основе всякого познания лежат ощущения, возникающие при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникающие в наши органы чувств. Таким образом, предпосылкой всякого познания выступает существование объективной реальности и ее познаваемость при помощи чувств.

 

Стоицизм (Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп — греческий стоицизм; Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий — римский стоицизм) складывается в Греции в конце IV века до н. э. и затем получает широкое распространение в Римской империи.

Зенон Китионский (336—264 гг. до н. э.) был основателем стоицизма. В своем трактате “О человеческой природе” заявил, что главная цель человека — жить согласно природе, что то же самое, что и жить согласно с добродетелью. Тем самым он ориентировал дальнейшую стоическую философию на преимущественную разработку этической проблематики.

Философию стоики обозначали как “упражнение в мудрости” и главным ее орудием считали логику, которая, уча обращаться с понятиями, образовывать суждения и заключения, способствует пониманию и физики и этики. В онтологической концепции стоики выделяли два основных принципа: материальный принцип, считавшийся основой, и духовный принцип (логос, бог), проникающий через всю материю и образующий конкретные единичные вещи. Для стоической философии характерно пантеистическое понятие бога, который является законом необходимости, провидением. Таким образом, подобное понимание бога делает всю философскую концепцию стоиков детерминистской, что находит свое отражение и в этике.

Проблема истины является одной из центральных в учении стоиков. Носителем всякого познания выступает душа, понимаемая в качестве материального образования, соединения воздуха и огня. Душе присуща разумная деятельность, которая связывает ее с мировым разумом. Непосредственное и очевидное восприятие, являющееся результатом чувственного познания, подвергается “обработке” разумом и в итоге становится пониманием.

Вершиной человеческих стремлений стоики называют добродетель, которая и есть единственное благо; она означает прежде всего жизнь согласно с разумом. Основных добродетелей четыре, каждой из них соответствует своя противоположность: разумности противостоит неразумие, умеренности —распущенность, справедливости — несправедливость, а доблести — трусость.

Сенека (ок. 4—65 гг. н. э.) достиг в Римской империи очень высокого положения благодаря тому, что был воспитателем императора Нерона. Но философ попадает в опалу и ему приходиться покончить жизнь самоубийством.

В своей философии Сенека исходит из того, что в мире все подчинено строгой необходимости в силу наличия бога как правящей силы, властвующей над разумом (логосом). Эта сила — носительница наивысшего блага и мудрости, что выражено в гармоничном и целесообразном устройстве мира.

Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия, и важной задачей каждого человека здесь является преодоление страха перед смертью. Между тем жизнь следует посвящать самосовершенствованию и избегать участия в общественных и политических делах.

Фундаментом межличностных отношений Сенека полагал братство и любовь. Именно любовь заставляет нас быть готовыми оказывать помощь и совершать добро. “Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо”, — эти знаменитые слова принадлежат именно Сенеке. Какие бы поступки человек ни совершал, от совести он не уйдет, т. к. не способен скрыться в самом себе, ведь именно совесть — важная основа человеческого духа, способность осмысливать добро и зло, действуя при этом интуитивно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия Аристотеля | Неоплатонизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.