Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия рационализма

♦ Рене Декарт.

Рене Декарт (латинизированное имя — Cartesius, Картезий, отсюда название его философии — “картезианство”) — французский философ и математик. Основные рабо-

ты: “Рассуждение о методе” (1637), “Размышления о первой философии” (1641), “Начала философии” (1644).

Центральным моментом философии Декарта является дуализм души и тела, “мыслящей” и “протяженной” субстанции. Он отождествлял материю с протяженностью и понимает ее даже не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт выдвигает мысль о беспредельности и однородности мировой материи (пространство), которая не имеет пустот и делима до беспредельности (в противоположность античному атомизму). Каждая частица материи — инертная и пассивная масса. Движение, представляющее собой перемещение тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения выступает Бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их в таком состоянии.

К определению человека Декарт подходит с тех позиций, что человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие тела и души совершается, по предположению французского философа, посредством особого органа, т. н. шишковидной железы. Воля — наиглавнейшая способность человеческой души. Аффекты, или страсти, действуют таким образом, что располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Душу с телом соединил сам Бог, отличив тем самым человека от животных; животные не обладают сознанием — они являются автоматами, лишенными души.

Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный в силу механического воздействия на него окружающих предметов совершать сложные движения.

В сфере философских вопросов, которые разрабатывал Декарт, первейшее значение имел вопрос о методе познания. Как и Бэкон, Декарт усматривал задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Он ищет безусловно достоверное исходное основоположение для любого знания и метод, с помощью которого можно столь же достоверное здание всей науки. Ничего этого нет в схоластике, считает Декарт, поэтому отправной точкой его философских рассуждений становится сомнение в истинности общепризнанного знания. Однако это не агностицизм, а лишь предварительный методический прием. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Между тем само мое сомнение во всяком случае существует. Сомнение же является одним из актов мышления. Я сомневаюсь, т. к. я мыслю. Если, таким образом, сомнение — достоверный факт, то оно существует, лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего. Отсюда фундаментальный вывод Декарта: “Я мыслю, следовательно, я существую” (Cogito ergo sum).

Истины математики, говорит Декарт, обладают совершенной достоверностью, а также всеобщностью и необходимостью, которые вытекают из самой природы интеллекта. В связи с этим неслучаен тот факт, что Декарт отвел последнему исключительную роль в процессе познания и дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на достоверные исходные положения (аксиомы) и которое состоит из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом интуитивно усматривает разум. С помощью достоверных средств мышления — интуиции и дедукции — разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Декарт выделял целый ряд правил рационалистического метода, которые можно свести к четырем основным: 1) допускать в качестве истинных только те положения, которые представляются ясными и отчетливыми и не вызывают никаких сомнений в их истинности; 2) дробить каждую сложную проблему на составные, частные проблемы и задачи; 3) переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никаких пробелов в логических звеньях исследования.

Существует три вида идей: врожденные идеи, которые мы обнаруживаем в себе самих; приобретенные идеи, которые приходят к нам извне и обращают нас к вещам; сотворенные идеи, сконструированные нами. Истинность знания и его объем определяются существованием в нас т. н. “врожденных идей”, которые Декарт разделял на врожденные понятия и врожденные аксиомы. Важнейшая из врожденных идей — идея бога, являющаяся одной из посылок картезианского доказательства существования бога.

Декарт с его учением о непосредственной достоверности самосознания, о врожденных идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального явился продолжателем и опорой для дальнейшего развития идеализма. Можно даже сказать, что его философия является символом всякого философствования вообще. (Он представлял структуру всякого знания в виде дерева, корни которого — метафизика, ствол — физика, а крона — частные и прикладные науки.) Именно он провозгласил метафизику — основой всякого знания вообще.

♦ Бенедикт Спиноза.

Бенедикт Спиноза (1632—1677) — нидерландский философ-рационалист. Философское учение Спинозы сформировалось под влиянием пантеизма Дж. Бруно, рационализма Р. Декарта, механистического и математического естествознания, а также социально-политической теории Т. Гоббса.

Опиравшийся на механико-математическую методологию, Спиноза стремился создать целостную картину природы. Следуя в русле пантеизма, он поставил в центр своей онтологии тождество бога и природы; последнюю он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала и тем самым являющуюся причиной самой себя (лат. causa sui). Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, Спиноза вместе с тем видел в них совокупность модусов — единичных проявлений единой субстанции. Качественная характеристика последней раскрывается у него в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции.

Спиноза говорит о бесконечности атрибутов субстанции, но человеку открываются лишь два из них — протяжение и мышление. В противоположность Декарту, противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, Спиноза видел в них два атрибута одной и той же субстанции.

Спиноза убежден, что мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. По его представлениям, бесконечный модус движения и покоя, связывает мир единичных вещей, находящихся во взаимодействии друг с другом, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяженности. Другим бесконечным модусом является бесконечный разум, связывающий мир единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. Это дает ему основание полагать, что одушевлены все вещи, хотя и в разной степени.

Человека Спиноза рассматривал как часть природы, т. е. натуралистически. Тело и душа человека — взаимно независимы (по причине онтологической независимости двух атрибутов субстанции), но одновременно он говорит о зависимости мышления от телесного состояния человека, что обнаруживается на стадии чувственного познания.

Чувственное познание составляет первый род знания, который Спиноза называет также мнением. Оно зачастую ведет к заблуждению, т. к. является неадекватным отражением объекта, но тем не менее заключает в себе элемент истины.

Рационализм Спинозы наиболее отчетливо проявился в противопоставлении им понимания как единственного источника достоверных истин чувственному познанию. Понимание выступает у философа как второй род познания, состоящий из рассудка и разума.

Достижение адекватных истин возможно только на последней стадии; это обусловлено тем фактом, что человеческая душа как модус атрибута мышления способна постичь все, что вытекает из субстанции.

Третий вид познания — интуиция; представляет из себя фундамент достоверного знания. Интуиция понимается Спинозой как интеллектуальная; именно она дает познание вещей с точки зрения вечности как абсолютно необходимых модусов единой субстанции.

В учении о человеке Спиноза отвергает идею свободы воли; последняя совпадает у него с разумом. Распространяя на человеческое поведение законы механицизма, он доказывал обусловленный характер абсолютно всех действий человека. Наряду с этим он разрабатывал идею о совместимости необходимости и свободы (выражается понятием свободной необходимости), т. к. свобода тождественна познанию, стремление к самопознанию — сильнейшее из человеческих влечений.

Важным моментом философской системы Спинозы является его этика. В ее центре — концепция секуляризированной морали с понятием “свободного человека”, который руководствуется в своей деятельности исключительно разумом.

Подобно представителям теории естественного права и общественного договора, Спиноза усматривает наличие закономерности в обществе в особенностях неизменной человеческой природы и считает возможным гармонично сочетать частные эгоистические интересы граждан с интересами всего общества.

В отношении к религии Спиноза исходит из утверждения о необходимости различать подлинную религию, основой которой является философская мудрость, и суеверие и встает на антиклерикальные позиции, считая, что Библия излишня для свободного человека, который руководствуется только разумом, но необходима для большинства, толпы, которая живет лишь страстями и не способна прислушиваться к “голосу разума”.

Спиноза оказал огромное влияние на европейских мыслителей XVII—XVIII вв. и, прежде всего на французских просветителей. Его идеи нашли свое продолжение у Д. Дидро и других франц. материалистов, оказали большое воздействие на нем. философию И. Гердера, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, а также на Л. Фейербаха.

 

♦ Готфрид Лейбниц.

Готфрид Лейбниц (1646—1716) — немецкий философ, математик, физик и языковед, развернувший критику учения Дж. Локка о душе как “чистой доске”.

С его точки зрения, душа еще до всякого реального опыта имеет свои индивидуальные особенности, предрасположенности, от которых зависит восприятие внешних впечатлений. Он разработал концепцию “малых восприятий”, в которой разделил понятия психики и сознания, утверждая, что существуют смутно осознаваемые и совершенно не осознаваемые психические процессы.

Высказал мысль о том, что мир состоит из мельчайших частиц или монад, т. е. духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью. Монады находятся в постоянном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Эти идеальные сущности — монады — каждая в отдельности, отображают в себе всю взаимосвязанную систему субстанций, подобно “зеркалу вселенной”, и “не имеют окон”. Их объединяет некая “предустановленная гармония”, в которой запрограммировано соответствие бытия и познания. Поэтому, с точки зрения Лейбница, Вселенную можно сравнить с часами, которые кто-то завел.

По мнению Лейбница, Бог возвышается над телесным миром, породив его и правя в нем. Бог — вместилище и источник всех сущностей и возможностей, которые только можно мыслить. Созданная Богом природа совершенна, т. к. в ней есть максимум сущности и максимум существования. А в мире, где живет человек, действует иной принцип — принцип минимакса: максимум результатов достигается с помощью минимальных средств.

Единство и согласованность монад — есть результат гармонии, созданной Богом. Низшим монадам присущи лишь неясные представления; они составляют неорганический и растительный мир. У животных представления достигают ступени ощущений, а у человека - ясного понимания, осмысленности, разумности.

Пространство немецкий философ рассматривал как порядок взаимного расположения

индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время является порядком сменяющих друг друга явлений или состояний тел.

Философия Лейбница как образчик рационализма предвосхитила философские системы Канта и особенно Гегеля. Кроме того, нельзя забывать, что Лейбниц внес огромный вклад в физику и математику, разработав, в частности, теорию дифференциальных уравнений.

 

 

Лекция № 14.

Тема: Философия Просвещения: общая характеристика. Французское Просвещение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия эмпиризма | Философия Просвещения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.