Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские исследования в современной России

После распада СССР в 1991 г. усилился драматический про­цесс переоценки ценностей, пересмотра отношения к марксиз­му вообще и марксистской философии в частности. В фило­софских исследованиях, равно как и в других областях культу­ры, идут трудные поиски элементов нового мировоззрения, духовно-мировоззренческих оснований происходящих реформ в контексте цивилизационных перемен в современном мире. В философской жизни страны возобладало мнение о необходи­мости преодоления тотального господства какой-либо одной доктрины, отказа от оценок марксизма как «единственно вер­ного учения». Культурную ценность представляет все богатство мировой философской мысли, составной частью которой явля­ется и русская философия.

Проблематика философских исследований в современной России в какой-то мере определяется и теми подходами, кото­рые были достигнуты в предшествующий период и шли вразрез с догматическими тенденциями официального марксизма. Эв­ристический потенциал этих достижений сочетается с новым, более углубленным осмыслением и переосмыслением творче­ского наследия русской философии и зарубежных мыслителей.

Важную роль в философской жизни страны играют Инсти­тут философии Российской академии наук, философский фа­культет МГУ, философские центры в ряде городов. Расшире­нию научных связей российских философов с зарубежными коллегами способствовало проведение в 1993 г. в Москве XIX всемирного философского конгресса.

Интенсивное развитие получили изучение и издание работ по истории отечественной философии, особенно философской мысли в России конца XIX - начала ХХ в., осмыслению ее места и роли в истории мировой философии, ее влияния на развитие культуры. Впервые в России были изданы труды мно­гих видных философов, репрессированных, эмигрировавших или высланных из страны. В отличие от прежних исследований истории русской философии, уделявших преимущественное внимание выявлению ее самобытности, разрабатываемые ныне подходы ставят более широкие задачи, связанные с непосредст­венным включением ее творческих идей в современную миро­вую философскую культуру. Иллюстрацией этого процесса мо­гут служить словарь «Русская философия» (под ред. М. А. Мас­лина, 1995, 1999), «История русской философии» (2001), рекомендованная в качестве учебника для вузов, а также рабо­ты В. Ф. Пустарнакова, В. В. Сербиненко и др.

В условиях, когда в современном мире растет потребность во взаимодействии различных. культур, поиске новых путей цивилизационного развития, важное значение в философии приобретают исследования диалога философских культур, взаимодополнительности типов философствования на Западе и Востоке. В этом плане написан коллективный труд «Исто­рия философии. Запад-Россия-Восток» (в 4 кн., 1995-1999). В отечественной литературе делаются попытки анализа совре­менной западной и восточной философии с точки зрения компаративного (сравнительного) подхода. Философская ком­паративистика, выделяя типы мышления, типы рационально­стей и иррациональностей, используя методы проведения ана­логий, параллелей и диалога, раскрывает тождество и различие философских культур, механизм их взаимодействия. Метод компаративистики нашел отражение и в «Новой философской энциклопедии» (в 4 т., 2000-2001), издание которой явилось важным событием в философской жизни страны постсовет­ского периода.

Проблема диалога в философии обрела особую актуальность в изучении роли несиловых взаимодействий в сложных самоор­ганизующихся системах. В отличие от прежней марксистской традиции делать упор на роль конфликта, борьбы и негативно оценивать идею их примирения, современные поиски общест­венно-политической стабильности сопровождаются попытками обоснования примирения противоположностей, согласия и не­насильственного развития. Глобальные опасности для челове­чества второй половины ХХ в. обострили проблему его выжи­вания. Былой пафос революционного преобразования уступает место обоснованию ценностей ненасилия и терпимости к ина­комыслию.

Отражением этих потребностей стал возросший интерес к этике ненасилия. Ее проблемам посвящены, работы А. А. Гу­сейнова и других ученых. Заметным событием стал коллектив­ный труд «Этика ненасилия» (1991).

Импульсы к исследованиям этики ненасилия обусловлива­ются не только социальным и политическим развитием, но и логикой познания в современных естественных науках - физи­ке элементарных частиц в ее связи с космологией, в термоди­намике неравновесных систем и т. д. В результате формируется новая концепция Вселенной как саморазвивающейся системы, в которой человек не просто противостоит объекту познания как чему-то внешнему, а включается своей деятельностью в систему. При этом увеличение энергетического и силового воз­действия человека на систему может вызвать не только жела­тельные, но и нежелательные, а то и катастрофические послед­ствия.

Изучением общих закономерностей самоорганизации и ре­организации, становления устойчивых структур в сложных сис­темах занимается синергетика (от греч. «synergos» - совместно действующий). Эта наука существенно изменила прежние представления о соотношении гармонии и хаоса. Выяснилось, что хаос является не абсолютной антитезой гармонии, а пере­ходным состоянием от одного уровня упорядоченности к дру­гому, более высокому типу гармонии. Поэтому решающим для судеб бытия является не распад и хаос, а процесс усложнения порядка и организованности.

Было привлечено внимание к идеям синергетики как теории нестандартных быстроразвивающихся структур в открытых не­линейных системах. Подверглись философско-методологиче­скому осмыслению результаты аналитико-математических рас­четов и математического моделирования процессов в открытых нелинейных средах, проведен сравнительный анализ синерге­тического миропонимания и восточного образа мышления и деятельности (буддизм, даосизм, йога). Возникнув в лоне тер­модинамики неравновесных открытых систем, синергетика претендует ныне на статус общенаучной, междисциплинарной парадигмы, обладающей большими эвристическими возможно­стями в области общефилософского знания.

В этой связи особое значение приобретает осмысление тех идей в истории русской философии, которые созвучны совре­менным исследованиям как в России, так и за рубежом, в том числе в традиционных восточных культурах. Речь идет, в част­ности, об идеях русского космизма Н. Ф. Федорова, К. Э. Ци­олковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, перекликаю­щихся с современными представлениями о взаимосвязанном развитии человека и природы, о феномене жизни на Земле как результате космической эволюции. Русские философы предос­терегали от чисто технологического, хищнического отношения к природе. Обсуждая проблему объединения различных подхо­дов к идеям космизма, концепцию выживания и устойчивости развития в современную эпоху, некоторые ученые истолковы­вают русский космизм как фундаментальное мировоззрение, истоки которого прослеживаются в традициях не только рус­ской, но и мировой культуры.

Следующий круг проблем, выявляющий созвучие русской философской традиции с современными попытками обновле­ния мировоззрения, связан с переосмыслением роли классиче­ского новоевропейского рационализма XIX в. и с поисками но­вых типов рациональности и вненаучного знания - в искусст­ве, морали, религии, массовом сознании. Еще в середине XIX в. Герцен и славянофилы, а затем Достоевский, Данилев­ский, Леонтьев, Бердяев и другие философы подвергли критике принципы новоевропейского рационализма и связанные с ним пороки капиталистической цивилизации - индивидуализм, по­требительские ориентации и т. д. Тем самым русские мыслите­ли, по сути дела, развивали философию альтернативного типа, предвосхитив мировоззренческие основы современных альтер­нативных движений («новых социальных движений») на Западе и в России, выступающих против негативных последствий тех­нократического рационализма. Равным образом неприятие рус­скими философами теорий, жестко разделяющих субъект и объект познания, разработка ими идей цельного, «живого зна­ния», основанного на единстве теории и жизненно-практиче­ского действия, предвосхитили соответствующие установки различных течений «философии жизни», возникших позже в Западной Европе.

В постсоветский период продолжалось плодотворное со­трудничество логиков-философов и логиков-математиков. За­крепилось устойчивое направление логических исследований, называемых философской логикой (одним из лидеров которой был В. А. Смирнов). В последнее десятилетие логики работают прежде всего именно в сфере проблем философской логики, независимо от того, занимаются ли они применением логики в компьютерных науках или анализируют проблемы творчества и искусственного интеллекта, работают ли в области логического анализа языка науки или решают проблемы методологии.

В связи с возросшей актуальностью диалога культур были продолжены исследования (В. В. Миронов) роли науки и фило­софии в системе мировоззренческих ориентаций современной культуры, специфики философского и научного знания, соот­ношения рационального и иррационального в философии.

Впервые конституировалась в качестве отдельной области исследования философия религии (Л. Н. Митрохин и др.). Ис­следуются проблемы философии права (В. С. Нерсесянц и др.).

В условиях политической нестабильности, политического и идеологического плюрализма в стране усилился интерес к про­блемам политики вообще и мировоззренческо-философским ее аспектам в частности. Опубликовано много работ по политиче­ской философии, философии политики и политологии (А. С. Панарин, И. К. Пантин, Б. Г. Капустин, В. Н. Шевчен­ко, К. С. Гаджиев и др.). По-новому подверглись осмыслению проблемы власти, демократии, авторитаризма, бюрократии, судьбы либеральных, консервативных и социал-демократиче­ских концепций в современном мире.

Остро дискутируется вопрос о месте России в общемировом цивилизационном процессе. Если одни ученые утверждают, что Россия - самобытная евразийская цивилизация, внесшая важ­ный вклад в культуру человечества, то другие разделяют точку зрения о неполноценности России как цивилизации и необхо­димости ее включения в общемировую (главным образом евро­пейскую) цивилизацию. Известный резонанс вызвали работы по актуальным проблемам социокультурной модернизации по­сткоммунистической России, выявления ее специфики на пе­рекрестке культур Запада и Востока, поиска альтернативных сценариев будущего России (А. А. Кара-Мурза, А. С. Панарин,В. Г. Федотова).

Вопросы, куда идет человечество, куда идет Россия, занима­ют умы многих ученых. Широкую известность получили иссле­дования А. А. Зиновьева. В ряде книг, в том числе написанных в своеобразном жанре «социологического романа», он на осно­ве изучения общественного строя и духовной ситуации в СССР и странах Запада изложил свое понимание сущности коммунизма, современного западного общества, перспектив развития человечества.

В целом философские исследования в современной России связаны с отказом от устаревших подходов в методологии и теории, поисками идей, которые в перспективе привели бы к обновлению мировоззренческих позиций. Использование гибких подходов - цивилизационного и культурологического спо­собов мышления, развитие диалога и взаимодействия духовных традиций Востока и Запада способствуют выработке обновлен­ной системы ценностей, ориентированных на перспективу вступления человечества в постиндустриальную эпоху.

Лекция № 10.

Тема: Онтология как метафизика бытия. Бытие и сущее. Аксиология. Нравственные категории, ценности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новые тенденции в философских исследованиях (1960-1980 гг.) | Аксиология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.