Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, компетенция и общие начала организации суд.-псих. экспертизы

Псих, сущность предъявления для опознания и его задачи.

Опознание — не допрос с выяснением обстоятельств, а беседа с выяснением степени владения этими объектами. При проведении опознания человеку необходимо дать время, чтобы он привык к обстановке. Грубая ошибка при опознании людей: вводить перепуганного опознающего к опознаваемым. Необходимо вводить к опознавающему опознаваемых.

Начало таких экспертных исследований относится к рубежу 19-20вв. Психология перешла от умозрительных заключений к данным, получаумым экспертным методом. Крис Марби, Вильям Штерн — основополагатели. Другие — Варенден, Гросс — смело вторгались в область юридическ. практики. Каждое первое исследование их было научным. Наиболее приоритетное направление того времени — экспертиза свидетельских показаний. Штерн, Марби вскрыли основные факторы, влияющие на показания. Решения Э положили начало совершенствования нового закона: запрет ставить наводящие вопросы, тактические рекомендации допросов. Характерной особенностью экспертного исследования было расширительное толкование в пределах своей компетенции. Четкого представления о целях и задачах СПИ не было. Чтобы вскрыть такие ошибки, которые предполагают ошибки медперсонала.

В сов. период с 17 до кон.20-х гг. препятствий для данного вида исследований не существовало. Была написана монография в 1929г. Брусиковского. Но начиная со 2-ой половины 20-ых гг. о суд. психологии стали забывать. Данный вид исследований считался недопустимым. Это связано с тем, что психология подверглась существенному усечению. Ряд направлений были объявлены антинаучными. К нач. 60-х гг. появились первые предложения возродить данный вид исследований, а концу 60-х — первые опыты.

Общие задачи СПЭ — оказание помощи органам правосудия в решении вопросов псих, содержания. Искл.: получение новых фактов, позволяющих точно и объективно оценить многообразные инд. особенности обв-х, потрп-х, свид-й. Данные цели достигаются при использовании специальных псих, знаний и исследований.

Иски СПЭ не должны ограничиваться простой констатацией тех/игых псих, явлений. Эксперт должен давать оценку •выявленных фактов. Эксп. заключение должно заключать суждения об отношении данных фактов к событию преступления, степень влияния этих фактов. Не исключено, что основной целью может быть обобщение интерпретированных данных с использованием псих.

Предмет СПЭ — компоненты психич. деятельности человека в ее целостности и единстве, установление и эксперт, оценка которых имеет значение для выяснения истины по делу.

Объектом данной Э. является псих, деятельность психически здорового лица.

Существует необходимость определения компетенции СПЭ. Дать исчерпывающий перечень вопросов, которые могут быть поставлены на разрешение СПЭ, не возможно. Поэтому компетенцию необходимо ограничить через указание основных проблем в уголовном процессе, при решении которых СПЭ может оказать помощь. Конкретные вопросы будут определятся фабулой дела и конкретными обстоятельствами. Практическое значение имеет разрешение компетенции между СПЭ, психолого-психиатрической, судебно-психиатрической.

Здесь исследуются патологические состояния, возникновение и развитие которых связано с врожденными и приобретенными нарушениями психики (#, психозы, неврозы, психопатии, наркомании).

Назначать СПЭ можно когда есть полная уверенность в псих, здравости лица, т.к. базовая наука — психология, которая исследует псих, деятельность в норме. Если есть сомнение в этом, то назначается судебно-психиатрическая или психолого-психиатрическая Э.. Последнюю рекомендуется назначать для решения пограничных проблем. Изучает псих, деятельность лица, у которого есть признаки олигофрении в степени дебильности, психо-физич. инфантилизм. В отношении подростков с невротическими состояниями; в отношении лиц с признаками психопатии (малой психиатрии); для диагностики аффекта, если имеются данные о псих, заболевании — в этих случаях рекомендуется назначать психолого-психиотрич. Э.. Как правило, данные выводы этой Э. помогают применить некоторые статьи УК (ст.22).

Компетенция делится на основные проблемы — частные предметы.

1. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическим заболеванием отставанием в псих, развитии полностью осознавать значение и характер совершенных ими действий и определение меры способности руководить своими действиями. Главной целью данного направления является установление интеллектуального возраста. Рекомендуется прямо ставить вопрос: нормальному уровню какого возраста сооответспзует фактический уровеш> развития данного лица. Главная цель Э. — определение степени влияния отставания псих, развития ни способность осозновать свои действия и руководить ими (в момент преступ. события). Речь идет о дифференцированной оценке. Это значит, что в отличии от СПЭ в данном случае психолог должен определить именно меру.

.2.. Диагностика' наличия/отсутствия у субъекта в момент совершения преступления аффекта, иных психол. состояний, влияние их на сознание и деятельность. Физиологический аффект характеризуется сужением сознания, при котором лицо не в полной мере отдает отчет своим действиям и впоследствии может осознать характер содеянного. Что касается паталогического аффекта, он исключает сознание. Поэтому лицо не 'может вспомнить. Аномальный аффект характерен для лиц, которым необходимо назначить психолого-психиатр. Э. (психопаты). Для этих лиц характерен низкий уровень адаптации к стрессовым ситуациям. Это следует учитывать при назначении наказания.

3. Установление способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать имеющие для дела обстоятельства и дать о них правильные показания. Речь идет о возрастных изменениях, а не о паталогических изменениях в психике.

4. Установление возможности установления у человека в конкретных условиях псих, состояния и оценка их влияния на выполнение проф. ф-ций. Без этого невозможно решить вопрос, например, о халатности. Разработка мер предупреждения' такого отрицательного псих, состояния.

5. Установление ведущих, упрочившихся мотивов и мотивации конкретных поступков, как важных

6. Диагностика индивидуально-псиз. особенностей, которые способны существенно влиять на поведение. Две последних тесно связаны. Следователь не связан заключением эксперта. Существует спор о разграничении компетенции между экспертом и следователем.

7. Установление способности потерпевших по делам об изнасиловании сознавать характер совершенных с ней действий и способность оказывать сопротивление. Речь идет о непаталогич. особенностях. Решается вопрос о том, было насилие или нет.

8. Установление состояний, предрасполагающих к самоубийству и причин его возникновения.

Организация СПЭ:

Общие начала СПЭ определяются в УПК. Следователь, выбирая экперта, должен исходить из его специализации. Должен правильно ставить вопросы. Необходима тщательная подготовка материалов, в противном случае эксперт может отказаться от дачи заключения. Следователь должен собрать всесторонние данные о личности в разные периоды, чтобы отразить динамику личностного развития. Имеет значение отношения сое сверстниками и взрослыми, типичные реакции в конфликтных ситуациях, данные о поведении субъектов в кризисный период. Эту информацию получают из характеристик, допросов, личных дел, выписок из истории болезни.

Эксперт, заключение состоит из 3 частей: 1) вводная часть; 2) описательная часть; 3) заключительная часть. К.пр., в описательной части содержатся выводы, полученные из представленных материалов о тех или иных свойствах личности.

Должны быть отражены методы экспериментального исследования, #, тесты; результаты бесед (раньше тестов). Используются проективные методики (тест руки, роршахта).

Заключительная часть — ретроспективный псих, анализ. Эксперт обосновывает и формулирует свои выводы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологическая сущность обыска и его задачи | Правовые способы его осуществления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.