Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод проб и ошибок

Лекция №14. Методы решений творческих производственных задач.

Эвристические методы решения творческих задач – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и правила деятельности решающего творческие задачи, стимулирующие интуитивное мышление и генерирование новых идей, существенно повышающее эффективность решения определенного класса творческих задач.

Человек размышляет, перебирает в уме без определенных методов и планов какую-либо информацию. Рано или поздно он наталкивается на решение, отбросив предварительно много вариантов. Эмоциональная установка - желание найти решение. Этот метод одинаков, как для животного, пытающегося найти выход из клетки, так и для ученого, решающего абстрактную задачу.

Суть метода - последовательное выдвижение, рассмотрение всевозможных вариантов решения и отбрасывание неудачных и субъективных.

Недостаток метода:

- Нет правил выдвижения идей;

- Критерии оценки субъективны;

- Для получения решения высокого уровня количество проб и ошибок может быть неоправданными. Долгое время считалось, что это единственно возможный метод решения задач.

Причины - барьер специализации; инерция традиционных представлений о механизме творчества.

Данный метод не может являться эвристическим, т.к. повышения эффективности решения творческих задач при данном методе не наблюдается.

В конце 19в. и начале 20-го, когда психология как наука выделилась из философии, появилось множество интересных предложений учёных-психологов по повышению эффективности решения творческих задач. Эти предложения можно отнести к категории эвристических методов.

· Метод мозгового штурма

Метод, о котором далее пойдет речь, более известен в литературе, как метод «мозгового штурма». Метод и термин «мозговой штурм», «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф.Осборном, как улучшенный вариант эвристического диалога Сократа широким использованием свободных ассоциаций, одновременным созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач.

А) Прямая коллективная «мозговая атака».

Прямая «мозговая атака» как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачей был предположен А.Ф.Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большого количества идей, освобождение от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

Основной принцип и правило этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии (или, как его обычно называют, руководителя сессии). Руководитель сессии должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики. Количество участников в сессии составляет от 4 до 15 человек, наиболее оптимальной считается группа от 7 до 13 человек. Желательно, чтобы участники сессии были разного уровня образования, разных специальностей, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.

Длительность «мозговой атаки» варьируется от 15 минут до одного часа. Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. В начале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Б) «Мозговой штурм» - диалог с деструктивной отнесенной оценкой.

Этот метод был предложен советским исследователем Е.А.Александровым и модифицирован Г.Я.Бушем. Сущность диалога в данном случае в активизации творческого потенциала изобретателей при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контридей. Предусматривается поэтапное выполнения последующих процедур:

1этап – формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;

2этап – создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной изобретательской задачи в общем виде, сообщение задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки всем участникам диалога;

3 этап – генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки» (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки);

4 этап – систематизация и классификация идей. Изучается признаки, по которым можно объединить комплексные идеи и, согласно этим признакам, идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи;

5 этап – деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей;

6 этап – оценка критических значений, высказанных во время предыдущего этапа и составление окончательного списка практически используемых идей. В список вносится только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутых контридей.

Наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники мозговой атаки рационально распределяют на группы:

1) генерирование идей; 2) группа анализа проблемной ситуации и оценки идей; 3) группа генерирования контр идей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на следующих педагогических закономерностях и соответствующих им принципах.

- Первая закономерность и соответствующий ей принцип сотворчества.

- Вторая закономерность и соответствующий ей принцип доверия творческим силам и способностям.

- Третья закономерность и принцип – это использование оптимального сочетания интуитивного и логического.

· Метод морфологического анализа.

Цель – систематически исследовать все возможные способы решения, найти неожиданные варианты, которые при использовании других методов были упущены.

Для работы этим методом необходимо составить морфологический ящик:

1 шаг. - Точно сформулировать задачу.

2 шаг. - Составить список характеристик данной задачи.

3 шаг. - По каждой характеристике проверить все возможные варианты.

4 шаг. - Проанализировать возникшие сочетания.

5 шаг. - Отобрать лучшие.

Пример:


1. Создание оригинального торта.

2. Характеристика торта:

- тестовый полуфабрикат

- сироп для промочки

- крем

- прослойка

- отделочный п/ф

3. Тестовый п/ф:

- бисквитный

- слоенный

- песочный

- и т.д.

3. Крем:

- «шарлотт»

- «гляссе»

- «пражский»

- и т.д.


4. При решение этого шага необходимо к каждой характеристике подобрать возможные сочетания (бисквит + «шарлотт» + и т.д.). Возникает огромное число вариантов.

5. Отобрать лучшие.

· Метод использования аналогий. Синектика.

Основные особенности метода – задачи решают обученные специалисты разных профессий, состав 5-7 человек; работа в течение недели – пока не будет решена проблема; руководит - специалист-синектик. В процессе работ используются: техническая литература, эксперты, изготовление моделей и т.д.

Важным творческим процессом в синектике является применение следующих видов аналогии.

1. Прямая аналогия Рассматриваемый объект сопоставляется с похожими объектами с других областей техники или живой природы. Например: мост- компьютер, паутина, радуга.

2. Личная или персональная (эмпатия) – отождествление себя с техническим объектом, т.е. «вживание» в образ совершенствуемого объекта, для того чтобы лучше представить механизм его работы. Например: дети показывают паровозик, змея, и т.д.

3. Символическая аналогия - техническому объекту необходимо подобрать смысловую формулировку в виде парадоксального определения, состоящего из существительного и прилагательного. Например: пламя – видимое тепло; прочность – принудительная целостность.

4. Фантастическая аналогия – задача может излагаться в виде сказок и мифов. Мысленно вводятся какие–либо существа и средства, выполняющие условия задачи.

Вывод: аналогии позволяют сделать незнакомое – знакомым и знакомое – незнакомым.

В первом случае обнаруживаемые сходства позволяют решить проблему известным способом, а во втором – появляется возможность с неожиданной стороны, что может подсказать новое оригинальное решение.

· Ассоциативные методы. Использование случайностей.

Метод основан на перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект.

Порядок применения М.Ф.О (метод фокальных объектов):

1 шаг. - Выбор совершенствуемого Ф.О., Например: часы.

2 шаг. - Выбор 3-4 случайных объектов из любой литературы, окружающей среды и т. д. Например: кино, змея, касса, полюс.

3 шаг. - Составление списков признаков случайных объектов.

Например – кино: звуковое, широкоэкранное, цветное.

4 шаг. - Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту (часам) признаков случайных объектов. Например: звуковые часы, цветные часы.

5 шаг. - Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Например: широкоэкранные часы – вместо узкого циферблата взять широкий, а может быть узкий циферблат иногда растягивается?

6 шаг. - Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Здесь последнее слово за экспертом.

Область применения – поиск новых модификаций уже известных предметов.

· Метод эвристических вопросов.

Этот метод известен также как метод «ключевых вопросов». Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в самом процессе решения творческой задачи. Кроме того, эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи.

Следует заметить, что эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал своим ученикам для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой и ответить на следующие 7 ключевых вопросов (эвристических вопросов): Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Если поставить эти 7 вопросов в виде матрицы взаимосвязи, то пересечение вопроса, например 1-5, дает новый вопрос: кто – чем?

Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:

1. Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.

2. Дробление информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).

3. Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию – цель деятельности).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №13. Искусство управлять людьми | Как прогнозировать конфликт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.