Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западная история потребительского движения

Лекция 5. Консьюмеризм и его влияние на изменение потребительского опыта

Защита интересов потребителей, называют «консьюмеризм».

На протяжении всего времени существования западной цивилизации защитники интересов потребителей неизменно рассматривались как радикалы, желавшие нарушить интересы тех, кто извлекал прибыль. Это одинаково верно как для протестантских реформаторов Мартина Лютера и Джона Кальвина, клеймивших сомнительные методы торговли в далеком XVI в., так и для Ральфа Нейдера, бросившего вызов автомобильной индустрии в XX].

Сравнительно недавно были выделены несколько периодов в истории защиты интересов потребителей.

  • Кооперативное движение

В большинстве обзоров, посвященных истории организованного движения потребителей в защиту своих прав, изложение начинается с освещения деятельности американских радикалов в начале XX в., однако надо заметить, что кооперативное движение, возникшее на севере Великобритании, опередило ее примерно на 50 лет.

Зародившись в 1844 г., оно стало реакцией рабочих промышленных предприятий на капитализм, достигший тогда своего пика в Великобритании.

Труд претерпел существенные изменения после промышленной революции, начавшейся в Великобритании. Небольшие мастерские, державшиеся из поколения в поколение мастерами и их семьями, были заменены открытыми на средства новых предпринимателей фабриками, где работали сотни людей на грязных, шумных и опасных машинах.

Существуют свидетельства того, что введение новых технологии не привело к изменению психологических взаимоотношений между работодателем и рабочим. Фабричная система существовала еще до появления паровых машин и в действительности даже без них процветала. По-видимому, толчком к возникновению фабричной системы служило желание работодателей как можно жестче контролировать трудовую жизнь своих работников в целях максимизации прибыли .

После того как возникли фабрики, появился экономический смысл и в новых технологиях. Е. П. Томсон, известный историк британского рабочего класса, показал, каким образом работодатели первоначально использовали свои фабрики, чтобы контролировать каждый шаг производственного процесса и, что более важно, трудовую жизнь своих рабочих. Это подразумевало использование обезличенных методов регулирования, например часов для оценки пунктуальности работников, применение детально разработанной системы дисциплинарных взысканий и, наконец, постоянный визуальный контроль над поведением каждого из рабочих.



На такого рода фабриках условия были адскими не только для мужчин и женщин, но даже для детей. «Обзор детского труда от 1832 г.» приводит примеры, когда дети приступали к работе на фабрике в 3 часа утра и заканчивали в 10 вечера или даже позже. В течение этого девятнадцатичасового рабочего дня им разрешались 15 минут отдыха для завтрака, 30 минут отдыха для обеда и еще 15 минут для того, чтобы попить. К ним применялись телесные наказания за любые «проступ­ки». Санитарные условия были, конечно же, плачевны. Да и работа сама по себе оказывалась столь трудной и опасной, что многие дети не выдерживали и умирали.

Поэтому с психологической точки зрения кооперативное движение представляло собой попытку рабочих (это началось в 1844 г.) вернуть от владельцев фабрик некоторый контроль над своими жизнями. Основой такой попытки стало новое понимание рабочими своего места в экономике. Они не только производили товары, покидавшие пределы фабрики и заполнявшие рынок, но и сами были теми потребителями, на которых он держался. Таким образом, не было никакой причины, почему бы потребителям, объединившись и действуя вместе, не стать королями и не превосходить по важности и значимости тех, в чьих руках находятся средства производства и которые управ­ляют ими исключительно в своих интересах.

Это движение началось с одного магазина в Рочдейле (Великобритания); идея состояла в том, чтобы продавать товары только своим членам. Выручка делилась также среди всех. В данном случае кооперативное движение противостояло доминировавшим тогда традиционным убеждениям, что преуспеть можно, лишь преследуя собственный интерес и лич­ную выгоду.

Сегодня движение кооперации живо в Японии, где созданные группы потребителей покупают продукты оптом для своих членов.

  • Фордизм и «договор» Форда

Ге́нри Форд (1863 —1947) — американский промышленник, владелец завода по производству автомобилей. Его лозунгом было «автомобиль для всех» — завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Ford Motor Company существует и по сей день. Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим трудом по научной организации труда.  

 

 


Г.Форд был ярым противником проявления любой трудовой солидарности. Но он прекрасно понимал и поощрял то обстоятельство, что рабочие выступали и как производители и как потребители товаров. Это означало, что высокая зарплата, которую получали его рабочие, не только стимулировала их больше производить, но и больше покупать. Форд предлагал рабочим негласный «договор»: «Если ты держишь свой рот на замке и хорошо работаешь, уровень твоей жизни будет неуклонно расти». Аналитики утверждают, что подобный «договор» предопределил основу экономических взаимоотношений, которые, в свою очередь, обусловили поведение потребителей на протяжении всего ХХ века.

  • 1962 год – год победы американского движения за права потребителей.

Президент Кеннеди передал в Конгресс США «Билль о правах потребителей». Этих прав было всего четыре: право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право быть услышанным.

Право на безопасность – право потребителей на защиту от продуктов, опасных для здоровья и жизни.

Право на информацию – защита от мошеннической, лживой информации путем обеспечения людей фактами, необходимыми для осуществления выбора. Например, американскую компанию Proctor and Gamble привлекли к ответственности за использование слова «свежий» в рекламе соков, произведенных из концентрата.

Право на выбор – гарантия наличия, где этого возможно, широкого выбора товаров и услуг по конкурентным ценам или государственный контроль, обеспечивающий удовлетворительное качество товаров и услуг по справедливым ценам.

Это, вероятно, единственное право потребителя, которое на 100% гарантирует рыночная экономика. В то же самое время, история западного бизнеса являет собой пример непрекращающихся попыток производителей уменьшить конкуренцию. Доминирование того или иного производителя в каком-либо секторе – в качестве монополиста или в качестве участника олигополии - не идет на благо потребителю. Показательным примером конфликта интересов стала ситуация на автомобильном рынке США. «Большая тройка» из Детройта («Форд», «Крайслер» и «Дженерал Моторс») выступала ярой защитницей свободной торговли до тех пор, пока японские импортные автомобили не стали вытеснять с рынков их собственную продукцию, поскольку они были дешевле.

Право быть услышанным – право на возмещение ущерба наряду с гарантией, что проблемы потребителя будут встречать неизменное понимание и участие со стороны правительства, а также решаться справедливо и быстро.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологические технологии, использующиеся в рекламе | Потребитель будущего

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.019 сек.