Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребитель будущего

Образы потребителей

На протяжении всего ХХ века представление о потребителе менялось. Причем некоторые их таких трактовок явно противоречили друг другу. Рассмотрим некоторые.

  • Потребитель выбирающий.

Самый распространенный образ потребителя. В нем отражается ключевая ценность капиталистического общества – наличие выбора товара и услуг является само по себе «хорошей вещью». Роль потребителя заключается в частом выборе между предлагающимися альтернативами.

  • Потребитель-гедонист

Потребитель представляется как нетерпеливый, алчный, жаждущий удовольствий. Маркетинг и реклама культивирует эти качества и способствует формированию представлений о том, что всё возрастающее потребление – необходимое условие процветающей экономики.

  • Потребитель - жертва

В основе этого образа лежит неуважение производителя к потребителю. С 50-х годов отмечается, что каждый может оказаться жертвой манипуляции и эксплуатации со стороны производителей, продавцов. Степень, в которой может оказаться индивид жертвой, может колебаться от сравнительно незначительной (переплата за товары) до смертельно опасной (производство игрушек из опасных материалов).

  • Потребитель - гражданин

Потребитель-гражданин осознает, как функционирует рынок, как работают производители и как влияют на их покупки и потребление маркетинг и реклама. Подразумевается, что такой потребитель будет осознавать поведение других потребителей, отстаивать права потребителей – принимать участие там, где забота о благе общества совпадает с его собственными личными интересами.

 

Изменение потребительского поведения обусловлено изменениями в производственной сфере, самосознании потребителей и политике рынка.

С точки зрения производителя необходимо отметить изменившуюся тенденцию реагирования на нужды потребителей. Начиная с 70-х годов, всё большее внимание производители начали обращать на потребности покупателей. Существующие две полярные тенденции производства - массовое производство и ориентация на индивидуального потребителя – в будущем должны соединиться. Вопрос о том, как это должно произойти - остается открытым.

С точки зрения рынка - изменения происходят в формировании новой идеологии в отношении того, в чем должны заключаться основные ценности общества. Проявляется это в создании государственных органов по контролю за рынком (продуктов питания, лекарств…). Это обусловлено усилением самосознания и обеспокоенности потребителей в отношении тех проблем, о которых мы говорили выше.

Поведение потребителя также меняется. Защита своих интересов потребителями осуществляется различными способами. Исследователи выделяют два способа: прямые способы и альтернативный стиль жизни.

Прямые способы потребителей в защиту своих интересов могут осуществляться посредством бойкотов, организованных жалоб и судебных исков.

Бойкот - наиболее прямая форма потребительских действий, выражающаяся в презрении к определенному товару или услуге. Бойкотироваться могут не только товары, но и производящие их компании либо продукция целой страны. Сила бойкотирования зависит от публичности обсуждения. Например, широкое обсуждение проблемы использования животных в косметической промышленности, заставило компанию Loreal отказаться от испытаний над животными.

Организованные жалобы – письменные жалобы потребителей на качество товара или услуги. Чаще всего компании игнорируют письменные жалобы покупателей. Однако существуют прецеденты, когда крупные компании возмещали потребителю гораздо больше, чем проданный ими некачественный товар или услуга. Это зависит от желания, времени и финансовых средств потребителя.

Судебные иски наиболее частая форма борьбы за свои права в странах Запада.

Что касается альтернативных стилей жизни, то исследователи отмечают три основных формы: экологический консьюмеризм, этические вложения и экономика обмена.

Экологический консьюмеризм связан с обеспокоенностью людей тем воздействием, которое продукты и способы их производства оказывают на окружающую среду. Исследования американских потребителей свидетельствуют, что 50 % потребителей готовы изменить своё потребительское поведение в связи с обеспокоенностью загрязнением окружающей среды.

Направление «этические вложения» включает в себя идей экологического консьюмеризма, но идет дальше, охватывая наряду с ними вопросы благополучия животных и людей. Как правило данный стиль жизни выбирают потребителя среднего класса, которые имеют возможность инвестировать средства в компании, чья деятельность вызывает их одобрение. Данный сегмент потребителей избегает те компании, которые связаны с алкогольной, табачной промышленностями, оружием, истреблением животных…

Экономика обмена получила название «неформальной экономики». Неформальная экономика менее заметна, чем формальная, но не менее реальна. Суть её в создании системы торгового обмена. Услуга или товар продается за условную валюту, которую невозможно превратить в наличные деньги. Иными словами, выполняемая работа, услуга, товар предоставляется потребителю взамен такой же услуги, товара или работы с его стороны. Тема самым она конкурирует с реальной экономикой, и занимает все большее место в системе экономик развитых стран. Данная практика потребительского поведения, во-первых, сосредотачивается не на брендах, рекламе, а на ценности товара или услуги. Во-вторых, при такой экономике потребитель и производитель едины. В- третьих, это позволяет людям с недостатком наличных средств не быть исключенными из местной экономики и участия в жизни своего сообщества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Западная история потребительского движения | Отличия группы от команды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.