Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы экологии человека и социальной экологии

ЛЕКЦИЯ 5

Происхождение и эволюция человека, его биосоциальная сущность. Среда жизни современного человека. Механизмы адаптации человека к окружающей его среде. Типы адаптаций (генотипическая, климатическая, социальная). Потребности человека как фактор, обусловливающий его поведение.

Отношение человека к природе: антропоцентризм и натуроцентризм (экоцентризм). Технократический стиль мышления и преодоление его влияния на окружающую человека среду. “Законы” Барри Коммонера.

Впервые человек стал задумываться о своём происхождении очень давно, в доисторические времена. Предположение о происхождении человека от обезьяноподобных предков высказывалось уже в XVIII веке. Современное исследование строения ДНК показало, что родство ещё более близкое, чем представлялось Ч. Дарвину. После сравнения ДНК человека и обезьян выяснилось, что человек отличается от шимпанзе всего на 2,5 %, чуть больше – от гориллы, а от низших обезьян – немногим более 10 %. Это, конечно, не означает, что ныне живущие шимпанзе – точные копии человека, просто у человека с этими обезьянами имелись общие предки, учёные называли их дриопитеками (древесные обезьяны, обитающие на деревьях) [2].

Современный человек – один из трёх миллионов известных сегодня биологических видов на Земле. Определено его место в системе животного царства – класс млекопитающих, отряд приматов, семейство гоминид, род человек, в котором до нашего времени дожил только 1 вид – человек разумный (Homo sapiens). C экологических позиций можно рассматривать человечество как ещё одну общемировую популяцию биологического вида. Однако каждому понятно, что вид это особый, существенно отличный от всех других обитателей планеты.

Установлено, что современное человечество имеет единую генотипическую принадлежность. Ученые-генетики проследили путь у-хромосомы мужчины и доказали, что прародителем всего человечества был один мужчина (библейский “Адам”). Вопрос о количестве женщин, давших начало всему человечеству пока остаётся открытым. Вероятнее всего появилась маленькая группа древних людей, но у других мужчин, кроме библейского “Адама” либо не было детей, либо их потомки не дожили до наших дней. Ученые предполагают, что именно “Адам” оказался тем первым нашим предком, обладающим разумом, который позволили ему и его детям быть более приспособленными к суровым условиям природной среды, а его генам стать доминантными.

Предки человека появились где-то в Восточной Африке около 150 тысяч лет тому назад. Перед этим они прошли эволюцию от одной из прогрессивных форм африканских высших узконосых обезьян (дриопитек, 22–12 млн лет назад) до древнейшего человека-архантропа, или человека прямоходящего (Homo erectus; 1,5–0,3 млн лет назад). Между этими ступенями эволюционной лестницы был ряд переходных форм, представленных, в частности, родом австралопитеков.

Происхождение и эволюция человека неотделимы от эволюции живой природы. Однако эволюция человека имела ряд особенностей, важных для понимания экологии человека.

1. Обезьяноподобные предки морфологически и физиологически отличались от современного человека, поэтому были более адаптивны и приспособлены в окружающей среде, занимали разные экологические ниши.

2. Человек – один из самых молодых видов млекопитающих на Земле. Существует правило ускорения эволюции: с ростом сложности организации биосистем темпы эволюции возрастают, а продолжительность существования вида в среднем сокращается. Эволюция человека не только подтверждает это правило, но и беспрецедентна по скорости для крупных животных, особенно на последних этапах антропогенеза. С “поспешностью” эволюции связана незавершённая тщательная подгонка биологии вида к естественным условиям существования.

3. Развитие у предков человека надинстинктивной сферы приспособительного поведения, его высших форм и интеллекта, обусловленное высокой адаптивностью и разнообразной инструментальной деятельностью.

4. Доминирующим фактором эволюции человека на заключительных этапах антропогенеза становится культура. Культура – совокупность средств создания материальных ценностей, речевой и знаковой передачи информации и обучения. Она ослабляет давление естественного отбора; благодаря обучению – передаче навыков, умения и знания от одного поколения к другому возникает культурное наследие, традиция. Тем самым человек в своей эволюции как бы преодолевает запрет природы на наследование приобретённых признаков. Культура и культурное наследие становятся главными источниками возникновения общества и цивилизации.

5. Усвоение культурной информации в обществе происходит несоизмеримо быстрее, чем передача по наследству генетической информации. Поэтому темпы общественного прогресса и развития материальной культуры опережают биологическую эволюцию человека, замедляют её в результате ослабления естественного отбора.

На Земле нет другого такого вида, который бы эволюционировал так стремительно. Процесс этот протекает и сейчас, хотя своеобразно. Полмиллиона лет назад на Земле оформился вид Homo sapiens. Казалось бы по сравнению с другими видами, существующими в природе, не произошло ничего нового. Однако качественный скачок эволюции проявился в том, что возник новый вид с принципиально новой адаптацией. Такой уникальной адаптацией человека является способность существовать и приспосабливаться с помощью культуры. Эта адаптация позволила человеку освоить новую экологическую нишу, т. е. жить в культурной среде, благоустраиваться во всех зонах и сферах Земли. Способностью создавать культуру и пользоваться орудиями труда обладает лишь человек. Все виды на Земле обладают генетической наследственностью, человек же ещё и социальной наследственностью. Ведущая роль при таком способе принадлежит языку и речи. Человек не только передаёт культуру, но и совершенствует её.

Посмотрим, как эволюционирует мозг человека. В течение приблизительно полумиллиона лет при переходе от человека прямоходящего к ветви Homo sapiens мозг увеличился с 900 см3 до 1400 см3. Увеличение мозга происходило с 0,02 см3 за поколение. Это было одно из самых быстрых известных науке эволюционных событий. За последние 100 тысяч лет объём мозга у человека почти не изменился. Однако у отдельных представителей нашего вида он достигает размеров, отличных от среднестатистических. Например, мозг Менделеева весил 1591 г, Павлова – 1653 г, Байрона – 1809 г, Тургенева – 2012 г. Увеличение мозга у человека так же неожиданно прекратилось, как и началось. В то же время совершенствование человеческого разума продолжалось за счёт структурных и функциональных изменений. Общая поверхность мозга возрастает за счёт многочисленных складок и извилин, увеличился объём ассоциативных зон. Сознание человека не определяется одними размерами мозга. Известны замечательные представители человечества, вес мозга которых был всего 1010–1017 г.

Человек отличается от всех животных тем, что он рождается с мозгом, не завершившим морфологического и функционального развития. Объём мозга новорождённого человека лишь 25 % объёма мозга взрослого человека. Даже у наших ближайших современных “родственников” – шимпанзе – мозг новорождённого достигает 65 % объёма взрослого. Средняя масса мозга гориллы и шимпанзе составляет 460 г [4].

Продолжается ли эволюция человека в настоящее время? Часто можно услышать, что эволюция современного человека прекратилась. Но это глубокие заблуждения. Ни один вид на Земле не может существовать без эволюционного изменения. Эволюция – это качественное состояние любого вида, она прекращается лишь с его вымиранием. Человек находится в постоянно изменяющейся среде, поэтому чтобы быть приспособленным, он должен всегда изменяться.

Эволюция человека происходит на данном этапе под влиянием физической и социальной среды. Процесс этот идёт филетически: генетические изменения популяции в пределах того же самого вида. Генофонд вида трансформируется во времени, хотя и не приводит к появлению новых видов и подвидов.

Эволюция человека должна иметь два обстоятельства:

- изменчивость по ряду биологически важных признаков;

- эта изменчивость должна иметь генетическую природу.

Человек сейчас приобрёл множество генных болезней, но есть и другие изменения, которые прочно вошли в генетическую структуру вида. К их числу относятся морфологические, физиологические, биохимические и поведенческие признаки человека. Гены, оказавшиеся более адаптивными, укрепляются в популяции, гены, утратившие былую приспособленность, становятся редкими. Действует естественный отбор.

Некоторое время считалось, что интеллектуальные и психические качества человека определяются воспитанием и не зависят от его генетических особенностей. Но эти признаки он тоже приобретает через гены. Сложность в том, что в формировании интеллекта роль играет множество генов, отсюда и различная степень проявления. Этот признак находится под значительным вниманием среды и путь от генов до их реализации длинный и сложный.

В последнее время в эволюции человека наметилось давление мутационного процесса. Большая часть мутаций вредна, они разрушают приспособленность особей и популяции.

Сегодня наблюдается акселерация человека. Это явление комплексное. Выражается оно в разных эффектах: в изменении длины и веса тела, ускорении соматического развития, изменение сроков полового созревания, ускорение развития психики и т. д. Главный её результат – раннее созревание ребёнка. Сроки полового созревания подростков сместились за 100 лет примерно на 2 года. Акселерация тоже имеет адаптивное значение. В чём оно проявляется можно будет ответить намного позже, но главное можно сказать уже сейчас: акселерация помогает человеку избежать давления многих вредных факторов внешней среды. Чем старше мать, тем больше вероятность рождения нездорового ребёнка. Чаще всего это объясняется тем, что в её половых клетках накапливаются мутации, вызванные действием внешней среды. Мутации накапливаются и в соматических клетках, организм матери ослабевает и заболевает. Для избежания этого имеется возможность раннего созревания, являющаяся единственным, хотя и не 100 % залогом, оставления здорового потомства [8].

Вторая сторона акселерации – культурная. Человек должен успевать усваивать растущие знания. Готовность к восприятию культуры человеком ускоряется акселерацией. Естественный отбор также действует в человеческой популяции: отбор на устойчивость к заболеваниям, к стрессу. Эффект акселерации, селективная роль стресса, замещение одних болезней другими – всё это свидетельствует о трансформациях, происходящих с человеком. В. И. Вернадский говорил: “ Homo sapiens не завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он является промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и несомненно будут иметь будущее”.

Культурная эволюция имеет свои специфические пути, отличные от биологической. Культурная эволюция основана на фенотипическои поведении, оно отличается от генотипического или инстинктивного поведения. Это фенотипическое поведение более адаптивно, чем генетически закреплённое поведение животных. Фенотипические признаки, как известно, не наследуются, но улучшается способность человека к адаптивному поведению на основе обучения, на основе прямой и обратной связи со средой. Человек не родится говорящим, но у него имеются голосовые и слуховые, умственные задатки для овладения речью в процессе обучения, у него есть предпосылки обучиться игре на рояле и т. д. Такое фенотипическое поведение, подкреплённое генетическими предпосылками, характерно только для человека, оно в полной мере обеспечивает его постоянную приспособленность к изменяющейся среде. Знания могут быть переданы кому угодно, гены – исключительно потомству. Первый путь распространения намного короче. Генетическое изобретение в виде адаптивной мутации требует уже многих поколений для своего распространения и закрепления в популяции. Определяться это закрепление будет как скоростью размножения, так и другими биологическими причинами.

Итак, сегодня человек для приспособления использует не только свои генетические возможности, но и прибегает к помощи культуры. От человека к человеку передаётся знание способов приспособления к жизни в той или иной ситуации. В итоге он становится очень сильно зависимым от культуры, в случае её исчезновения он окажется незащищённым.

Человек – элемент биосферы. Он подобен во многом всем другим живым существам. У человека, как у любых других живых существ, информация обо всех свойствах и особенностях организма передаётся по единому механизму – ДНК. В строении нервной системы, сердечно-сосудистой системы, печени, почек и т. д. – во всём сложнейшем механизме жизни человек в принципе не отличается от других животных. Поведение человека во многом подобно поведению животных: всему живому свойственно стремление сохранить свою жизнь, продолжить её, обеспечить максимум безопасности и комфорта. Все люди защищаются от врагов, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы, возникновение сложной иерархии в коллективе, выделение неформального лидера – аналогии поведения групп людей и групп животных. Численность популяции людей в принципе подчиняется тем же закономерностям, что и численность иных популяций, и определяется соотношением биологического потенциала и сопротивления среды.

Таким образом, человек имеет огромное сходство с популяциями всех других биологических видов. В чём же основные отличия человека от других живых существ? Имеются три основные черты, присущие только человеку.

1. Исключительная полиморфность при единообразии генетического материала. В настоящее время у человека известно более 100 полиморфных систем: группы крови, иммунологические реакции и т. д. Эти системы обеспечивают генотипическую индивидуальность каждого человека.

2. Накопление и передача индивидуального опыта последующим поколениям (культурное наследие). Homo sapiens – единственный вид, у которого идёт накопление опыта, знаний и умений, и передача их из поколения в поколение. Только человек научился использовать естественное, техническое и культурное наследие для увеличения своей конкурентоспособности и изменения условий окружающей среды.

3. Способность к конструктивной коллективной деятельности. Отличительной особенностью человека является труд. Человек делал и создавал орудия труда, а труд создал человека (оказал решающее влияние на его эволюцию).

Человек принадлежит к миру, где действуют не только биологические, но и социальные (общественные) законы. Человек – единственный на нашей планете биосоциальный вид. Его сущность развивается под воздействием двух программ: генетической, создающей биологические основы жизни человека, и социальной, которая формирует его сознание. Культура и цивилизация также необходимы человеку, как и его генетическая программа. Уничтожение либо того, либо другого приведёт к прекращению существования человека. До сих пор распространено мнение, что зависимость человека от природы тем меньше, чем выше его культурный уровень и техническая вооружённость. Это одно из самых опасных заблуждений. Обладание последней ничуть не уменьшает жизненную потребность в воде, воздухе, пище. Генетическая информация о структуре любого биологического вида надёжно сохраняется и не может быть утеряна, пока существует достаточное для воспроизводства вида количества особей. Однако всё увеличивающееся загрязнение биосферы отходами техногенной деятельности человека ведёт к необратимым изменениям в генетической программе человека: растёт число генетических заболеваний, снижается иммунитет человека, увеличивается число патологий. Культурное наследие также может быть утеряно при жизни человека в процессе накопления и эволюции культурной информации. Изменяя окружающую среду, человек меняет и свою культуру. Но даже когда человек поймёт, что эти изменения не способствуют его выживанию, к прежнему существованию он вернуться уже не сможет вследствие утраты прежней культуры. Тенденции развития современной цивилизации не обеспечивают устойчивого существования человека как вида, поэтому задумываться о последствиях своих действий человек должен уже сейчас.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Совместное действие абиотических факторов | Адаптации человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.