Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторно- практическое занятие № 3

Тема: Морфология грибов.

Цель работы: Ознакомить студентов с основными представителями микроскопических грибов.

 

Объектами микробиологии служат многие виды микроскопи­ческих грибов. Грибы относят к эукариотам. Тело гриба состоит из мицелия, или грибницы, — сплетения тонких ветвящихся ни­тей — гиф.

Зигомицеты. Низшие грибы, имеют хорошо развитый ветвистый одноклеточный мицелий. Размножаются как поло­вым путем, так и бесполым, т.е. при помощи спор.

Представитель класса — мукор (Мuсог mucedo) развивает­ся в виде войлочного белого или серого налета на продуктах растительного происхождения и навозе травоядных животных. Мицелий мукоровых грибов пронизывает субстрат и час­тично стелется по его поверхности. Вверх от грибницы отходят особые воздушные гифы — спорангиеносцы, вздувающиеся на концах.

 

 

 


Рис. 2. Грибы микроскопические: а – Мисоr, б — Aspergellus, в - Penicillium, г - Fusarium, конидиеносец с конидиями: 1 — макроконидии, 2 — микроконидии; д — Trichoderma, конидиеносцы с головками конидий; е — Altenaria, конидиеносцы с цепочками конидий

Аскомицеты, или сумчатые грибы. Высшие грибы с мно­гоклеточным или членистым мицелием, образующие споры в сумках— асках. Они включают представителей эуаскомицетов (истинных аскомицетов), у которых сумки со спорами формируются в результате полового процесса внутри плодовых тел, и гемиаскомицетов, у которых плодовые тела отсутствуют. Эуаскомицеты включают два важнейших рода почвенных грибов Penicillium и Aspergillus, которых нередко называют также плесневыми грибами. Пенициллы и аспергиллы имеют хорошо развитый мно­гоклеточный мицелий. Размножаются преимущественно конидиальным спороношением. Наблюдаются в виде налета голу­бого, зеленого, сизого, реже других цветов на продуктах расти­тельного происхождения (варенье, томатной пасте, лимонах и апельсинах), отсыревших изделиях из кожи, обоях. Распро­странены в верхних горизонтах почвы.

У мукора головки гладкие — «лысые», так как споры его эндогенного происхождения (внутренние), а у аспергилла и пеницилла — экзогенные споры (внешние).

Дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Имеют мно­гоклеточный мицелий, но у них нет полового процесса и совершенной стадии спороношения. Размножаются бесполым путем при помощи конидий или вегетативно участками гифов. В природе широко распространены представители ро­дов Fusarium, Trichoderma, Alternaria, которых формально относят к дейтеромицетам. Встречаются они на растительных остатках, плодах, семенах и в почве.

Среди грибов рода Fusarium есть сапротрофы, живущие в почве и на растительных остатках, и паразиты, вы­зывающие заболевания многих видов растений (увядание, гни­ли корней, стеблей, плодов, полегание сеянцев древесных и кустарниковых пород, болезни семян, различные пигмента­ции органов растений).

Грибы рода Trichoderma нередко можно обнаружить на коре, древесине, засохших листьях и стеблях, а также на семе­нах различных трав, кустарников и деревьев. Обладая антибиотиче­скими свойствами в отношении других грибов, в том числе па­разитических, триходерма выполняет оздоровляющую функ­цию в почве.

Разные виды рода Alternaria можно выделить с листьев пораженных этим грибом растений картофеля или томата, с семян капусты и других растений, из почвы.

Дрожжи. По современным представлениям, дрожжи — это сборная группа одноклеточных микроскопических орга­низмов, относящихся к разным классам грибов, преимущест­венно — к классу аскомицетов.

Диаметр клеток дрожжей колеблется от 8 до 15 мкм. Форма их разнообразна: эллипсовидная, грушевидная, округлая, цилиндрическая. Размножаются вегетативным и половым путем. Вегетативные способы размножения— почкование и деление; половой способ размножения связан с образованием спор. К почкующимся дрожжам относятся представители «культурных» дрожжей рода Saccharomyces (сахаромицеты) - Форма их разнообразна. Размножают­ся они почкованием (вегетативный способ размножения) и аскоспорами. При почковании на ма­теринской клетке возникает маленькая выпуклость — почка — дочерняя клетка, в которую переходит одно ядро. Клетка уве­личивается в размерах и отделяется. Если условия для такого размножения благоприятны (достаточное количество сахара, соответствующая температура, аэрация), процесс идет очень быстро. К делящимся — виды рода Schizosaccharomyces (шизосахаромицеты) – возбудители спиртового брожения. При половом процессе слияние вегетативных клеток ведет к образованию сумок со спорами. В каждой сумке образуется от 2 до 8, иногда 12 спор. Среди дрожжей есть аспорогенные, ложные дрожжи, не способные к половому процессу и спорообразованию. Они относятся к классу несовершенных грибов.

Контрольные вопросы:

1. На какие группы делятся грибы?

2. Перечислите классы истинных грибов.

3. Представителями каких классов являются дрожжи?

4. Типы размножения грибов.

5. Представителями каких классов грибов являются возбудители корневой гнили растений?

6. Особенности сумчатых грибов в отличии от представителей других классов?

7. Перечислите часто встречаемых представителей дейтеромицетов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лабораторно- практическое занятие № 2 | Лабораторно- практическое занятие № 4
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.