Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14 Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере

Цель: – Изучить административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере.

План:

1 Организационное формы управления образованием и наукой.

2 Организационно-правовые системы управления культурой.

3 Организационные формы управления здравоохранением.

1. Понятие образования. Организация системы образования

Образование - непрерывный, целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, направленный на достижение обучающимися установленных государством образовательных уровней (цензов) в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность в области образования, является Закон Республики Казахстан от 07 июня 1999 г. "Об образовании".

Законодательство Республики Казахстан в области образования основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Основными принципами государственной политики в области образования являются:

1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование;

2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;

3) светский характер образования;

4) стимулирование образованности личности и развитие одаренности;

5) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней; единство обучения и воспитания;

6) разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования;

7) демократический характер управления образованием, расширение академических свобод и полномочий организаций образования;

8) гуманистический и развивающий характер образования;

9) интеграция образования, науки и производства;

10) профессиональная ориентация обучающихся;

11) информатизация системы образования.

В организациях образования создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) не допускаются.

Право граждан на образование обеспечивается государством путем развития системы образования и создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.

Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан получение бесплатного среднего общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в организациях образования в пределах государственных общеобязательных стандартов образования, если образование каждого из этих уровней (их ступеней) гражданин получает впервые. Бесплатность образования для обучающихся реализуется через бюджетное финансирование содержания государственных организаций образования, оплату бюджетом покупки образовательных услуг организаций образования либо предоставлением государственных образовательных грантов.

Для получения профессионального образования создается также система государственного образовательного кредитования, включающая предоставляемые на конкурсной основе государственный образовательный кредит и государственный студенческий кредит.

Условия конкурса должны гарантировать получение государственных образовательных грантов и кредитов гражданами, наиболее способными и подготовленными к освоению образовательных программ соответствующих уровней.

Государство стимулирует развитие негосударственного образовательного кредитования путем предоставления льгот по налогообложению.

Государство полностью или частично несет расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования.

К категории граждан, которым оказывается социальная помощь, относятся:

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и инвалиды с детства, дети-инвалиды;

дети из многодетных семей;

иные категории граждан, определяемые законодательством.

Размеры и источники социальной помощи определяются Правительством Республики Казахстан.

Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать общеобразовательную школу, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях.

Языковая политика в организациях образования осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан.

Все учебные заведения, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание и развитие казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом для каждого уровня образования.

В Республике Казахстан устанавливаются государственные общеобязательные стандарты образования, определяющие совокупность общих требований по каждому уровню образования, установленных к:

содержанию образования;

максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и воспитанников;

уровню подготовки обучающихся.

Система образования Республики Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих:

1) организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов;

2) преемственных образовательных программ и государственных общеобязательных стандартов образования для различных уровней образования;

3) органов управления образованием и подведомственных им организаций, обеспечивающих реализацию образовательных программ и развитие системы образования.

Главная задача системы образования - создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

Организации образования могут быть:

1) государственными (учреждения образования и предприятия образования);

2) частными.

Организации образования подразделяются на:

1) дошкольные, внешкольные, специальные и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) учебные заведения, реализующие образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования.

По характеру реализуемых образовательных программ образование подразделяется на общее образование и профессиональное образование.

Общее образование включает:

1) дошкольное воспитание и обучение;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

5) дополнительное общее образование.

Содержание общего образования на каждой его ступени определяется соответствующей общеобразовательной программой.

Профессиональное образование включает:

1) начальное профессиональное образование;

2) среднее профессиональное образование;

3) высшее профессиональное образование;

4) послевузовское профессиональное образование;

5) дополнительное профессиональное образование.

Содержание профессионального образования на каждой его ступени определяется соответствующей профессиональной программой.

На основе принципа непрерывности и преемственности образовательных программ устанавливаются следующие уровни образования:

1) дошкольное воспитание и обучение;

2) среднее образование;

3) высшее профессиональное образование;

4) послевузовское профессиональное образование.

Аттестация учебных заведений - это форма государственного контроля. Целью ее является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Аккредитация - акт признания государством и обществом высокого уровня деятельности учебного заведения. Аккредитация осуществляется на добровольной основе по инициативе учебных заведений. С момента государственной аккредитации образовательное учреждение приобретает определенные права и льготы, в том числе на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца.

Правительство Республики Казахстан разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, государственные программы по вопросам образования; осуществляет в этой сфере руководство деятельностью министерств, иных государственных органов; разрабатывает и обеспечивает исполнение республиканского бюджета в части финансирования мероприятий по образованию; определяет систему и условия социальной защиты граждан, обучающихся в учреждениях образования; устанавливает единую систему стандартов образования; обеспечивает контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан в области образования, осуществляет международное сотрудничество в сфере образования.

Министерство образования и науки Республики Казахстан является центральным исполнительным органом республики, обеспечивающим непосредственное управление в сфере образования.

Органами специальной компетенции, обеспечивающими управление образованием на территории области (города), являются департаменты (управления) образования.

2 Культуру определяют как совокупность достижений человечества в различных сферах. В понятие "культура" включены не только такие ее виды, как изобразительное искусство, музыка, театр, монументальное искусство, архитектура (памятники истории и культуры), но также печать и массовая информация (книгоиздание, газеты, журналы, радио, телевидение), архивное, библиотечное дело, культурно-просветительская работа. Закон Республики Казахстан "О культуре" от 15 декабря 2006 года определяет принципы государственной политики, направления государственно-правового регулирования в области культуры, права и обязанности граждан, статус творческих работников и организаций и другие вопросы, возникающие в данной сфере. Поэтому государственное управление культурой можно рассматривать как деятельность исполнительных органов власти по обеспечению развития учреждений культуры для удовлетворения разнообразных духовных потребностей и интересов граждан и общества. Правовой основой управления культурой может служить и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который предусматривает право каждого человека на: а) участие в культурной жизни: б) пользование результатами научного прогресса и их практического применения: в) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными трудами, литературными или художественными произведениями, автором которых он является. В деятельности органов государственной власти и органов управления общей компетенции по руководству культурой в центре и на местах преобладают функции координационно-регулирующего, направляющего характера. Эти органы непосредственно не управляют объектами культуры, обеспечивают централизованное руководство ими, объединяют и направляют деятельность специальных органов государственного управления объектами культуры, осуществляют правовое регулирование их деятельности и т. п. Так, на Правительство Республики Казахстан возложены разработка и представление на утверждение Президента государственной программы в области культуры; оно обеспечивает государственную поддержку развития культуры и сохранения особо ценных объектов культурного наследия общегосударственного значения, доступность для граждан культурной деятельности и культурных ценностей, организует выявление, учет и охрану памятников культуры. Основными задачами министерства являются: разработка основных направлений государственной социально-экономической политики в сфере искусства и культуры и методов ее реализации; рациональное сочетание государственной помощи с развитием спонсорства и платной деятельности организаций искусства и культуры; подготовка и организация осуществления государственных программ развития художественной культуры; развитие многосторонних межгосударственных в СНГ и международных культурных связей, обмена достижениями искусства и культуры, разработка эффективных мер культурного развития всех наций и народностей, населяющих Республику Казахстан, и оказание им помощи в реализации этих мер; оказание содействия местным исполнительным органам в укреплении и развитии материальной и технической базы учреждений культуры и искусства, осуществление непосредственного руководства работой государственных предприятий, организаций и учреждений культуры и искусства республиканского подчинения; возрождение региональных национальных культурных центров всех народов республики и реализация в этих целях специальных социально-культурных программ. Деятельность Министерства культуры Республики Казахстан направлена на поддержку функционирования следующих объектов культуры: библиотек, домов и дворцов культуры, клубов, кинотеатров, цирков, музеев, театров и т. д. Министерство в целом обеспечивает преемственность, взаимодействие, охрану, приумножение культурных богатств и традиций народов Республики Казахстан, широкое использование духовных ценностей для нравственного, эстетического и интернационального воспитания, повышения культурного уровня народа, содействует развитию литературы и искусства, принимает меры по охране памятников истории и культуры. Для решения основных вопросов развития культуры и искусства при Министерстве действует Совет по проблемам культуры и искусства на общественных началах, в его состав входят руководители заинтересованных министерств и ведомств, творческих союзов, общественных и религиозных объединений, видных деятелей культуры и искусства. На Совет по проблемам культуры и искусства возлагается координация деятельности всех государственных, кооперативных и общественных организаций, фондов, ассоциаций, центров и объединений республики в вопросах культурного обмена с зарубежными странами.

Деятельность в области культуры осуществляется посредством создания, пропаганды, распространения, предоставления в пользование и охраны культурных ценностей физическими и юридическими лицами, путем обеспечения функционирования театров, филармоний, оркестров, цирков, студий, школ, мастерских, исполнительских коллективов, музеев, библиотек, художественных салонов и галерей, кинотеатров и киноустановок, культурно-досуговых организаций, исследовательских и реставрационных центров, культурно-исторических центров, историко-культурных и природных заповедников, зон и других организаций культуры.

Для развития культуры могут создаваться фонды развития культуры, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Театры - зрелищные организации (драматические, музыкально-драматические, музыкальные, хореографические, кукольные, пантомимы, сатиры и юмора, для детей и юношества, молодежные, экспериментальные и иные), осуществляющие сценические представления произведений литературы и искусства.

Концертные организации - зрелищные организации, реализующие комплекс мер для создания условий публичного исполнения произведений литературы и искусства и популяризации художественных коллективов и отдельных исполнителей.

Библиотечное дело - отрасль культуры, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и информационно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

Библиотека - учреждение, выполняющее информационные, культурные, образовательные функции, располагающее организованным фондом печатных и рукописных документов, а также графическими, аудиовизуальными материалами, документами на электронных носителях

и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

На территории Республики Казахстан могут создаваться универсальные, юношеские, детские библиотеки, а также специальные библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан.

Музеи - организации культуры, созданные для хранения, изучения и публичного представления музейных экспонатов и музейных коллекций, призванные осуществлять культурные, образовательные, научно-исследовательские функции и обеспечивать популяризацию историко-культурного наследия Республики Казахстан.

На территории Республики Казахстан могут создаваться музеи разных профилей, в том числе музеи частных коллекций. Ансамбли и комплексы недвижимых историко-культурных ценностей, имеющие особую историческую, научную, культурную и художественную значимость, могут быть объявлены историко-культурными и (или) природными заповедниками, заповедниками-музеями.

Кинематография - отрасль культуры, объединяющая творческую, научную, производственную, образовательную виды деятельности, направленная на создание и прокат аудиовизуальных произведений в любой форме и различных жанрах.

К культурным ценностям относятся:

1) археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия;

2) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

3) ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и общества, а также связанные с жизнью национальных деятелей науки, культуры и искусства, мыслителей, ученых и артистов и крупными национальными событиями;

4) редкие рукописи, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный), отдельно или в коллекциях;

5) почтовые марки, налоговые и аналогичные марки отдельно или в коллекциях;

6) монеты, за исключением монет национальной валюты Республики Казахстан, независимо от сплава или металла их изготовления, а также монет иных государств, изготовленных не более ста лет тому назад, медали, печати и другие коллекционные материалы;

7) старинные и уникальные музыкальные инструменты;

8) архивы, архивные фонды и коллекции, включая фоно-, фото-, видео-, киноархивы, а также научно-техническая документация;

9) произведения искусства, имеющие историко-культурную значимость;

10) этнографические, антропологические, этнологические и палеонтологические материалы;

11) старинные предметы более чем столетней давности, имеющие особую историческую и культурную ценность;

12) объекты, связанные с историческими событиями в жизни народа Республики Казахстан, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также с жизнью выдающихся деятелей науки, государства, культуры, в том числе музейные предметы и музейные коллекции;

13) художественные ценности в виде полотен, картин и рисунков ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшений от руки);

14) оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;

15) оригинальные гравюры, эстампы и литографии;

16) составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест.

3 Под здравоохранением понимается система государственных и общественных мероприятий лечебно-профилактического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Эти мероприятия разнообразны по своему содержанию: а) предоставление высококвалифицированной медицинской помощи; б) обеспечение лечебно-профилактических учреждений и населения медицинскими изделиями (лекарственными средствами, оборудованием); в) осуществление санитарно-эпидемиологического надзора; г) производство медицинских экспертиз; д) организация лечения и отдыха в учреждениях оздоровительного профиля.

Система здравоохранения в Республике Казахстан состоит из государственного и негосударственного секторов здравоохранения.

Государственный сектор здравоохранения состоит из государственных органов в области здравоохранения, организаций здравоохранения, научных организаций и организаций образования в области здравоохранения, основанных на праве государственной собственности.

Негосударственный сектор здравоохранения состоит из организаций здравоохранения, научных организаций, организаций образования в области здравоохранения, основанных на праве частной собственности, а также физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой.

Запрещается деятельность субъектов здравоохранения с частной формой собственности, за исключением аптек, в государственных организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную и консультативно-диагностическую помощь.

Государственное регулирование и государственный контроль за деятельностью системы здравоохранения осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения.

Организации здравоохранения

В системе здравоохранения Республики Казахстан действуют следующие организации здравоохранения:

1) организации, оказывающие первичную медико-санитарную и консультативно-диагностическую помощь;

2) организации, оказывающие стационарную помощь;

3) организации скорой медицинской помощи;

4) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) организации здравоохранения, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

6) научные организации в области здравоохранения;

7) организации образования в области здравоохранения;

8) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в области службы крови, судебной медицины;

8-1) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в области формирования здорового образа жизни;

9) иные организации здравоохранения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

В Республике Казахстан осуществляются следующие виды медицинской и фармацевтической деятельности:

1) медицинская помощь;

2) санитарная авиация;

3) санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая;

4) пропаганда здорового образа жизни;

5) санаторно-курортная;

6) народная медицина (целительство);

7) служба крови;

8) судебная медицина;

9) в сфере обращения лекарственных средств;

10) научная в области здравоохранения;

11) образование в области здравоохранения;

12) иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Медицинская помощь осуществляется организациями здравоохранения и физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Основными видами медицинской помощи являются:

1) доврачебная медицинская помощь;

2) квалифицированная медицинская помощь;

3) специализированная медицинская помощь;

4) высокоспециализированная медицинская помощь.

3. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи включает:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи населению;

2) оказание скорой и неотложной медицинской помощи;

3) стационарную медицинскую помощь по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи и медицинских организаций;

4) оказание медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан;

5) дополнительные виды медицинской помощи, принимаемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Общее руководство здравоохранением осуществляют Президент и Правительство Республики Казахстан.

Контрольные вопросы:

1 Охарактеризуйте образование как систему воспроизводства знаний и отрасль управления.

2 На основе каких нормативно-правовых актов осуществляется управление образованием?

3 Определите значение и содержание лицензирования, аттестации, аккредитации в системе образования.

4 Дайте характеристику центральных и местных органов управления образованием.

5 Каковы особенности управления высшими учебными заведениями.

Литература: 2 с.150-212; 12; 23; 27;28

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 13 Административно-правовое регулирование в экономическое сфере | Тема 15 Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.