Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двухфакторный дисперсионный анализ

Данный вид анализа позволяет оценить влияние на результативный признак воздействие двух факторов как по отдельности, так и одновременно. В предыдущем разделе выяснялось, как влияет стаж работы на удовлетворенность профессии педагога. Но может влиять не только стаж, но и другие факторы. Например, пол. Для проверки данного предположения выборка была расширена, в нее были дополнительно включены 15 женщин-учителей, имеющих соответствующий стаж. Данные представлены в таблице.

  Первые 5 лет 5 – 10 лет 10 – 15 лет
Педагоги-мужчины      
     
     
     
     
     
Педагоги-женщины      
     
     
     
     
     

При использовании двухфакторного дисперсионного анализа выдвигаются три комплекта гипотез.

1. Но: различия показателей результативного признака, обусловленные действием гендерного фактора достоверно не превосходят случайные различия между показателями.

Н1: различия показателей результативного признака, обусловленные действием гендерного фактора достоверно превосходят случайные различия между показателями.

2. Но: различия показателей результативного признака, обусловленные действием фактора стажа достоверно не превосходят случайные различия между показателями.

Н1: различия показателей результативного признака, обусловленные действием фактора стажа достоверно превосходят случайные различия между показателями.

3. Но: влияние гендерного фактора, на результативный признак одинаково при разных градациях фактора стажа и наоборот.

Н1: влияние гендерного фактора, на результативный признак различно при разных градациях фактора стажа и наоборот.

Затем необходимо действовать по следующему алгоритму. Каждому из дисперсионных разрядов приписывается буквенный символ.

 

  Фактор стажа
Фактор пола A B C
D E F

 

При этом, допустим, значение МA означает среднее арифметическое значение для результирующих показателей, находящихся в разряде А (мужчин со стажем работы до 5 лет). А МA+B+C – среднее арифметическое сразу для трех разрядов: А, В и С (всех мужчин).

Теперь необходимо определить:

1. Среднее арифметическое значение для всех показателей и общую сумму квадратов разностей всех значений и общего среднего арифметического.

Внутригрупповые средние значения и внутригрупповые суммы квадратов разностей для каждого фактора.

SSвг стаж =

SSвг пол =

Средние арифметические значения по всем разрядом в отдельности и межгрупповую сумму квадратов совместного влияния факторов стажа и пола.

Случайное рассеивание внутри групп

SSслуч = SSобщ –SSвг стаж – SSвг пол - SSмг

2. Затем следует нахождение числа степеней свободы для каждого фактора, для суммы факторов и для случайного влияния.

dfстаж = количеству дисперсионных разрядов относительно фактора стажа - 1

dfпол = количеству дисперсионных разрядов относительно фактора пола - 1

dfмг = (количество разрядов фактора стажа – 1)*(количество разрядов фактора пола – 1)

dfслуч = N – 1 - dfстаж - dfпол

3. Следующий этап – нахождение средних сумм квадратов.

4. Нахождение эмпирических значений F-критерия и сравнение эмпирических значений с критическими.

В нашем случае это будет выглядеть следующим образом.

1. Мобщ = 7,21 SSобщ = 125,56

МA+D = = 5,67 MA+B+C = = 6,88

MB+E = = 8,27 MD+E+F = = 7,53

MC+F = = 7,82

SSвг стаж = 12* (5,67-7,21) 2+11*(8,27-7,21) 2+11*(7,82-7,21) 2 = 45,07

SSвг пол = 17*(6,88-7,21)2+17*(7,53-7,21)2 = 3,56

МА = (5+…+8)/6 = 5,5 МD = (5+…+8)/6 = 5,83

МВ = (8+…+7)/6 = 8,17 МЕ = (10+…+9)/5 = 8,4

МС = (6+…+8)/5 = 7 МF = (9+…+9)/5 = 8,5

SSмг=6*(5,5-7,21)2+6*(8,17-7,21)2+5*(7-7,21)2+6*(5,83-7,21)2+5*(8,4-7,21)2+6*(8,5-7,21)2=3,06

SSслуч = 125,56 - 45,07 - 3,56 - 3,06 = 73,87

2. dfстаж = 3 – 1 = 2 dfпол = 2 – 1 = 1

dfмг = (3 – 1) * (2 – 1) = 2 dfслуч = 34 – 1 – 2 – 1 – 2 = 28

3. MSстаж = 45,07 / 2 = 22,54 MSпол = 3,56 / 1 = 3,56

MSмг = 3,06 / 2 = 1,53 MSслуч = 73,87 / 28 = 2,68

4. Fстаж = 22,54 / 2,68 = 8,54 Fпол = 3,56 / 2,68 = 1,35

Fмг = 1,53 / 2,68 = 0,58

 

Факторы Fэмп dfчисл dfзнам Fкр (a=0,05) Fкр (a=0,01) Сравнение
Стаж 8,54     3,34 5,453 Fэмп>Fкр(0,01)
Пол 1,35     4,196 7,636 Fэмп<Fкр
Совм. влияние стажа и пола 0,58     3,34 5,453 Fэмп<Fкр

 

Таким образом, мы принимаем принимаем Н1 из 2-го комплекта гипотез. Нами на уровне высокой статистической значимости установлена зависимость удовлетворенности профессией учителя от стажа. В то же время не установлена зависимость удовлетворенности профессией учителя от пола. Не установлена и зависимость результирующего показателя от совместного влияния факторов стажа и пола.

Задание для самостоятельной работы

В каких случаях для обработки значений из таблицы данных можно применить однофакторный и двухфакторный дисперсионный виды анализа? Выдвинуть гипотезы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Однофакторный дисперсионный анализ | Корреляционный анализ. Тема 13 Методы многомерного статистического анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.