КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двухфакторный дисперсионный анализ
Данный вид анализа позволяет оценить влияние на результативный признак воздействие двух факторов как по отдельности, так и одновременно. В предыдущем разделе выяснялось, как влияет стаж работы на удовлетворенность профессии педагога. Но может влиять не только стаж, но и другие факторы. Например, пол. Для проверки данного предположения выборка была расширена, в нее были дополнительно включены 15 женщин-учителей, имеющих соответствующий стаж. Данные представлены в таблице.
При использовании двухфакторного дисперсионного анализа выдвигаются три комплекта гипотез. 1. Но: различия показателей результативного признака, обусловленные действием гендерного фактора достоверно не превосходят случайные различия между показателями. Н1: различия показателей результативного признака, обусловленные действием гендерного фактора достоверно превосходят случайные различия между показателями. 2. Но: различия показателей результативного признака, обусловленные действием фактора стажа достоверно не превосходят случайные различия между показателями. Н1: различия показателей результативного признака, обусловленные действием фактора стажа достоверно превосходят случайные различия между показателями. 3. Но: влияние гендерного фактора, на результативный признак одинаково при разных градациях фактора стажа и наоборот. Н1: влияние гендерного фактора, на результативный признак различно при разных градациях фактора стажа и наоборот.
Затем необходимо действовать по следующему алгоритму. Каждому из дисперсионных разрядов приписывается буквенный символ.
При этом, допустим, значение МA означает среднее арифметическое значение для результирующих показателей, находящихся в разряде А (мужчин со стажем работы до 5 лет). А МA+B+C – среднее арифметическое сразу для трех разрядов: А, В и С (всех мужчин). Теперь необходимо определить: 1. Среднее арифметическое значение для всех показателей и общую сумму квадратов разностей всех значений и общего среднего арифметического. Внутригрупповые средние значения и внутригрупповые суммы квадратов разностей для каждого фактора.
SSвг стаж = SSвг пол = Средние арифметические значения по всем разрядом в отдельности и межгрупповую сумму квадратов совместного влияния факторов стажа и пола. Случайное рассеивание внутри групп SSслуч = SSобщ –SSвг стаж – SSвг пол - SSмг 2. Затем следует нахождение числа степеней свободы для каждого фактора, для суммы факторов и для случайного влияния. dfстаж = количеству дисперсионных разрядов относительно фактора стажа - 1 dfпол = количеству дисперсионных разрядов относительно фактора пола - 1 dfмг = (количество разрядов фактора стажа – 1)*(количество разрядов фактора пола – 1) dfслуч = N – 1 - dfстаж - dfпол 3. Следующий этап – нахождение средних сумм квадратов.
4. Нахождение эмпирических значений F-критерия и сравнение эмпирических значений с критическими. В нашем случае это будет выглядеть следующим образом. 1. Мобщ = 7,21 SSобщ = 125,56 МA+D = = 5,67 MA+B+C = = 6,88 MB+E = = 8,27 MD+E+F = = 7,53 MC+F = = 7,82 SSвг стаж = 12* (5,67-7,21) 2+11*(8,27-7,21) 2+11*(7,82-7,21) 2 = 45,07 SSвг пол = 17*(6,88-7,21)2+17*(7,53-7,21)2 = 3,56 МА = (5+…+8)/6 = 5,5 МD = (5+…+8)/6 = 5,83 МВ = (8+…+7)/6 = 8,17 МЕ = (10+…+9)/5 = 8,4 МС = (6+…+8)/5 = 7 МF = (9+…+9)/5 = 8,5
SSмг=6*(5,5-7,21)2+6*(8,17-7,21)2+5*(7-7,21)2+6*(5,83-7,21)2+5*(8,4-7,21)2+6*(8,5-7,21)2=3,06 SSслуч = 125,56 - 45,07 - 3,56 - 3,06 = 73,87 2. dfстаж = 3 – 1 = 2 dfпол = 2 – 1 = 1 dfмг = (3 – 1) * (2 – 1) = 2 dfслуч = 34 – 1 – 2 – 1 – 2 = 28 3. MSстаж = 45,07 / 2 = 22,54 MSпол = 3,56 / 1 = 3,56 MSмг = 3,06 / 2 = 1,53 MSслуч = 73,87 / 28 = 2,68 4. Fстаж = 22,54 / 2,68 = 8,54 Fпол = 3,56 / 2,68 = 1,35 Fмг = 1,53 / 2,68 = 0,58
Таким образом, мы принимаем принимаем Н1 из 2-го комплекта гипотез. Нами на уровне высокой статистической значимости установлена зависимость удовлетворенности профессией учителя от стажа. В то же время не установлена зависимость удовлетворенности профессией учителя от пола. Не установлена и зависимость результирующего показателя от совместного влияния факторов стажа и пола. Задание для самостоятельной работы В каких случаях для обработки значений из таблицы данных можно применить однофакторный и двухфакторный дисперсионный виды анализа? Выдвинуть гипотезы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |