Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как особый источник муниципального права

Решения Конституционного Суда России

 

Важную правокоррелирующую и нормообразующую роль в системе источников муниципального права играют и итоговые решения Конституционного Суда РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ являются источниками муниципального права, обладающими свойством нормативности[2], что допускает их включение в общую иерархию муниципальных источников в целом, не входя в противоречие с их значением как актов судебной власти и конституционного правосудия в частности. Среди юридически значимых характеристик решений Конституционного Суда РФ особо выделяются общеобязательное значение, окончательность, непосредственное действие, а также обязательность официального опубликования.

Разрешая конфликт между конституционными положениями и нормами муниципального права, Конституционный Суд РФ формулирует судебное правило, имеющее как охранительное, так и регулирующее значение для муниципально-правового регулирования, то есть создает квазинорму, которой отменяются, изменяются либо иным образом развиваются в согласии с конституционным смыслом нормативные предписания отраслевого уровня[3]. Это также свидетельствует и о том, что Конституционный Суд РФ своими решениями затрагивает различные правовые стороны жизнедеятельности общества, государства и обладает тем самым качествами универсального источника права, имеющего, как и Конституция РФ, отношение к общественным отношениям, входящим в предмет если не всех, то большинства отраслей права.

Как источник муниципального права постановления Конституционного Суда РФ насыщены установлениями муниципально-правового характера. С одной стороны, в согласии с другими источниками муниципального права эти судебные решения, разумеется, будут обладать высокой степенью императивности, причем не с точки зрения формальной обязательности, — таковая имеет универсальное измерение, а с позиции наличия в них предписаний общего властно-обязывающего характера. С другой стороны, нельзя не учитывать и той особенности, что своим существом решения Конституционного Суда РФ воздействуют прежде всего на правотворчество. Это также не меняет подхода к таким актам, как источникам муниципального права, если исходить из того, что последнее как отрасль и есть совокупность правовых норм, принимаемых в первую очередь правотворческими органами. Таким образом, постановления Конституционного Суда РФ можно рассматривать как фактический материал, источник обязательных установлений для правотворческой деятельности по вопросам местного самоуправления.

Значение нормативного источника для муниципального права имеют многочисленные итоговые решения Конституционного Суда РФ, которые принимались им почти с самого начала своей деятельности. Так, неоднократно обращаясь к проблемам организации местного самоуправления в России, Конституционный Суд РФ сформулировал совокупность правил, развивающих прежде всего идею самостоятельности населения в решении вопросов местного значения[4]. Конституционным Судом РФ был выработан и ряд других правовых позиций относительно вопросов территориальной организации местного самоуправления, основанной на безусловном признании права на него за городскими, сельскими поселениями[5] и недопустимости отказа от осуществления местного самоуправления на этой территории[6]. Регулирующее значение для определения территории муниципалитетов получила также признанная Конституционным Судом РФ недопустимость подчинения муниципалитетов друг другу[7]. Для правовой регламентации форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления немаловажным является выявление Конституционным Судом РФ конституционных критериев должной процедуры отзыва[8]. Широкую известность получила сформулированная им же правовая позиция по вопросу допустимости обращения муниципалитетов за защитой коллективно реализуемого права на осуществление местного самоуправления к средствам конституционного правосудия[9]. Вопросам избирательного и референдумного процесса на муниципальном уровне Конституционный Суд РФ в своих решениях уделяет также немало внимания, выявляя при этом особенности их законодательной регламентации[10].

Определяя положение постановлений Конституционного Суда РФ в системе источников муниципального права, необходимо учитывать вышеизложенное и прежде всего их юридическую силу. Что же касается последней, то ее величина обусловлена тем, что Конституция РФ установила утрату силы актами или их отдельными положениями, которые были признаны неконституционными (ч. 6 ст. 125). А поскольку иерархия правовых актов определяется только Конституцией РФ[11] и зависит от их положения в правовой системе и юридической силы, то и построение системы источников любой отрасли права видится целесообразно подчиненным тем же правилам. Следовательно, по юридической силе решения Конституционного Суда РФ следуют сразу же после Конституции РФ и ратифицированных международных договоров РФ. В равной мере как это, так и другое свидетельствует о возрастающей правообразующей активности Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления, которая, очевидно, не может не сказываться на всех направлениях властной (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной) деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники отрасли муниципального права | Научная дисциплина муниципального права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.