КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
Качество подготовки трудовых ресурсов является важнейшим фактором социально-экономического развития и конкурентоспособности страны на мировом рынке. Образование и профессиональная подготовка населения дают ряд позитивных социальных результатов: рост доходов, улучшение здоровья, снижение уровня безработицы, сглаживание социального неравенства и др. На протяжении всего времени существования СССР постоянно происходило повышение среднего образовательного уровня населения: в 1920-х гг. была практически полностью ликвидирована безграмотность, а в последующие периоды вплоть до 1977 г. поэтапно вводилась система обязательного всеобщего среднего образования. В области профессионального образования значительное внимание уделялось подготовке инженеров, медицинских и педагогических работников. Программы обучения и численность студентов определялись в соответствии с потребностями экономики, причем существовавшая в то время система распределения выпускников обеспечивала квалифицированной рабочей силой нуждающиеся в ней регионы. Реформы 1990-х гг. коренным образом изменили модель образования населения, приоритеты которой сместились в область формирования рынка образовательных услуг при минимальном участии государства. Спрос на эти услуги формировался стихийно в зависимости от текущей конъюнктуры рынка труда без учета будущей потребности в рабочей силе. Наиболее востребованными на рынке труда в тот период являлись специалисты в области экономики, права, финансов, информационных технологий, поэтому рынок образовательных услуг был ориентирован в значительной степени на подготовку именно этих специалистов. Появилось множество негосударственных учебных заведений, предлагающих программы, отвечающие потребностям населения в образовательных услугах. Ослабление регулирующей роли государства в области профессиональной подготовки, в частности отсутствие действенных механизмов контроля, повлияло на снижение качества как общего, так и профессионального образования, ослабление научного потенциала учебных заведений. Кроме того, отсутствие или запаздывание прогнозов об изменении ситуации на рынке труда привело, с одной стороны, к перепроизводству специалистов в ряде областей, а с другой — многие сферы экономики, такие как промышленность, строительство, сельское хозяйство, страдали от нехватки квалифицированной рабочей силы. Результатом проведения либеральной политики в области образования стало в конечном итоге усиление дисбаланса на рынке труда, обусловленное несоответствием спроса на труд и предложения рабочей силы. В настоящее время образовательная структура трудовых ресурсов характеризуется практически равными долями граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, причем вместе эти группы составляют более 50% занятого населения. Начальное профессиональное образование (училище, лицей) имеют около 18% граждан. Таким образом, примерно 75% занятых в экономике профессионально подготовлены к трудовой деятельности. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на значительную долю лиц, не имеющих базовой профессиональной подготовки, около 27%. Однако в случае увольнения шансов на трудоустройство у этих работников значительно меньше, чем у квалифицированных. Выявленная тенденция указывает на то, что половину резерва, рабочей силы в РФ составляют граждане, вовсе не имеющие профессиональной квалификации, — 34,5% со средним, 12,6 — с основным общим образованием и еще 18,9%, имеющих только начальное профобразование. При этом средний возраст безработных составил 34,8 лет, причем с преобладанием граждан в возрастных, группах от 20 до 24 лет (17,9%) и от 40 до 49 лет (22,8%). Принципы образовательной политики были определены в законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г. В мае 2012 года Президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Предполагается реализация следующих мероприятий в области образования: -внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; -разработка и утверждение Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования; -проведение мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях; -разработка и реализацию мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена; -повышение размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»; -разработка комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи; -утверждение федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования; -осуществление перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчёт нормативов осуществляется с учётом особенностей реализации образовательных программ; -разработка и утверждение плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Начало нового года на образовательном пространстве ознаменовалось вступлением в силу базового закона «Об образовании в Российской Федерации». Он заменил законы «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании». Образовательное пространство в 2013 - м – это более 13 миллионов учеников и 9 миллионов студентов. Новый закон отражает изменения, которые произошли в сфере образования за последние годы, такие как Единый государственный экзамен, система бакалавриата, а также задаёт новые стандарты. Но неизменным остаётся право на бесплатное образование. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. 1. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. 3. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. 4. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. 5 Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). 6. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя: 1) лицензирование образовательной деятельности; 2) государственную аккредитацию образовательной деятельности; 3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда. Главной задачей системы профессиональной подготовки является обеспечение населения знаниями и навыками, ведущими к трудоустройству в современной экономике, в том числе путем создания собственного бизнеса. Это означает, что обучение населения является одним из приоритетных направлений регулирования рынка труда. Рост занятости возможен только при условии доступности профобразования для всех граждан, желающих получить квалификацию, в том числе и для наиболее социально уязвимых групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, безработных), поэтому государство должно взять на себя обязательства по подготовке рабочей силы к выходу на рынок труда. Интересы развития экономики обусловливают необходимость непрерывного развития потенциала трудовых ресурсов. Кроме того, складывающаяся демографическая ситуация, характеризующаяся снижением доли молодежи в численности населения РФ, приводит к увеличению среднего возраста занятых в экономике, который составляет 39,7 лет. Это означает, что наибольшую значимость в последующие годы приобретут программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Поэтому государственное регулирование в области профобразования должно обеспечить условия для непрерывного обучения трудоспособного населения. В рамках современной образовательной политики РФ выделяются несколько направлений, реализация которых позволит не только повысить качество рабочей силы, но и обеспечить соответствие потенциала трудовых ресурсов текущим и перспективным потребностям экономики: • введение системы государственных минимальных социальных стандартов в образование для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов; • внедрение системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда; • расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах РФ; • создание системы государственного образовательного кредитования; • введение государственного образовательного кредитования и субсидирования для конкурсного набора на специальности, имеющие особо важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития; • развитие системы трудоустройства выпускников, в том числе путем развития целевой контрактной подготовки; • формирование у всех выпускников вузов, техникумов и ПТУ умений поиска и подбора работы, включая и создание рабочих мест, открытие собственного дела; • обеспечение развития начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе резко возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего уровня; • прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости; • приближение профессионального образования к потребностям территорий и региональным рынкам труда; • формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования; • обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе выработке его стандартов, формировании заказа учреждениям профессионального образования, контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Федерации и др.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |