Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страны Европейского союза

Регулирование занятости и безработицы за рубежом

В современном мире важнейшими факторами, оказыва­ющими исключительное влияние на сферу рынка труда и заня­тости, являются глобализация экономики и технический прогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этих факторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономические последствия: массовая безработица, рост социальной незащищенности, увеличение иму­щественного неравенства населения и др. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемости в экономически раз­витых странах, следствием чего является старение населения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной ми­грации рабочей силы. Все эти факторы в комплексе представляют собой ряд отличительных признаков сферы занятости населе­ния, к числу которых относятся:

• формирование глобального рынка труда, характеризующе­гося активной динамикой рабочей силы между государ­ствами, испытывающими ее нехватку, и странами — постав­щиками трудовых ресурсов;

• возникновение новых форм занятости, адекватных совре­менному уровню развития информационных технологий и коммуникаций;

• повышение требований к качеству рабочей силы в условиях реализации новых конкурентных стратегий бизнеса, обеспечивающих его эффективность (качество продуктов и услуг, инновационность, лидерство в издержках);

• перемещение компаний-производителей в регионы и страны, являющиеся потребителями их товаров и услуг, ориентированное на широкое использование местной рабочей силы.

Многие зарубежные страны формируют новые подходы к ре­гулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.

Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости и рынка труда. Так во Франции, Германии и Скандинавских странах действует доста­точно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работни­ками в вопросах найма, увольнения и условий работы.

Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различ­ные меры отстаивания своей позиции — от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напря­мую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав со­вета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или от­клонения тех или иных решений. Система социального страхо­вания является весьма развитой и обеспечивает реализацию го­сударственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работающих граждан.

Страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются созданием широкой системы социальной под­держки для всех граждан, финансируемой за счет общих доходов государства, а не за счет индивидуальных взносов. Цель этой сис­темы состоит в том, чтобы уменьшить неравенство и несправед­ливость на основе равного доступа к базовым социальным бла­гам. Активная политика государства в области занятости в таких странах, как Швеция и Норвегия, делает основной упор на меры по предупреждению безработицы в сочетании с поддержкой без­работных. Политика заня тости в этих странах включает в себя четыре основных элемента:

ограничительную фискальную политику, которая направ­лена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдер­живание прибыли высокодоходных компаний для сниже­ния инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;

• политику «солидарности» в заработной плате, которая пре­следует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;

• стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;

• селективную (выборочную) поддержку в секторах эконо­мики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.

В отличие от стран континентальной Европы, регулирование рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в Три­бунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда су­дьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и до сих пор применяется в Ирландии, США, Канаде, Австралии и других странах. Система социального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности для поддержания уровня доходов в период безработицы. Посо­бия, выдаваемые государством гражданам, предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работни­ков. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечении года безработ­ный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различные схемы дополнительного страхо­вания по безработице, предлагаемые финансовыми организациями этой страны. В Великобритании очень большое значение прида­ется профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение без­работных взрослых и их частичной занятости, при этом работо­дателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отноше­нии граждан, находящихся без работы длительное время, осуще­ствляются программы, стимулирующие их выход на рынок труда (консультирование, обучение, информационная поддержка и т.д.). Примечательно, что Великобритания еще в 1988 г. отказалась от финансирования проектов по созданию рабочих мест, направив эти средства на реализацию активных действий на рынке труда.

Таким образом, в большинстве развитых стран Европы про­водится активная политика занятости, существуют развитые ин­ституты рынка труда, а также системы профессиональной подго­товки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда. Вместе с тем масштабы и направления государ­ственного регулирования сферы занятости весьма различны: ре­гулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий (Франция, Германия) или либеральные законы, определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений, свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со сторо­ны государства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынку труда (Великобритания).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
МОТ и регулирование социально-трудовых отношений | Соединенные Штаты Америки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.