Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархия магазинов, столовых и цен

Иерархия государственного снабжения, кроме различия норм и ассорти- мента, включала также иерархию магазинов, столовых и цен. Магазины закреплялись за определенными группами потребителей, хотя магазинами их уже никто не называл. Слово исчезло из употребления. Его заменили: закрытый распределитель (ЗР), закрытый рабочий кооператив (ЗРК), отдел рабочего снабжения (ОРС)1. Каждая группа потребителей могла купить товары только в «своем» распределителе, который был закрыт, недоступен для чужака из другой группы. Вход в распределитель разрешался при наличии документов, подтверждавших принадлежность к данной группе потребителей. В голодные годы карточной системы бурно развивалось общественное питание.

Зеркальным отражением иерархии снабжения являлась и иерархия цен: чем меньше человек получил привилегий в карточной системе, тем дороже обходилась ему покупка товаров и продуктов. В наихудшем положении были те, кто не получил карточек. Лишенцы и крестьяне могли покупать товары только в дорогих коммерческих магазинах, в Торгсине на золото и валюту или на крестьянском рынке, где цены доходили до астрономических величин. Те же, кто получил карточки, покупали товары по низким пайковым ценам нормированного снабжения. Среди этих в наилучшем положении был тот, кто пользовался спец снабжением, оно обеспечивало самые низкие в стране цены при лучшем качестве продуктов.

 

Николаев В.Г. Советская очередь как среда обитания: Социологический анализ: Научно-аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Редкол.: Гирко Л.В. (отв. ред.) и др. – М., 2000. § 1. "Амбивалентная природа советской очереди". § 3, раздел "Советская очередь как коллективный ритуал"

Очередь как таковая представляет собой собрание людей в одном месте, характеризующееся темпорально изменяющимся личным составом: с течением времени к ней присоединяются новые члены, а прежние выбывают. Присоединение к очереди является звеном в цепочке “проект (цель) — действие (пребывание в очереди) — достижение цели — отсоединение”.

Особенности типичной советской очереди определяются спецификой типичных целей, для достижения которых пребывание в ней становилось средством, а также возможностями, существовавшими для их достижения. Советская очередь — это прежде всего очередь за продуктами и промышленными товарами. Для подавляющего большинства населения на разных этапах исторического существования СССР пребывание в очередях было, помимо всего прочего и прежде всего, средством обеспечения себя и/или своей семьи товарами первой необходимости: для того, чтобы жить, подавляющему большинству граждан необходимо было регулярно участвовать в такого рода собраниях.

Неотвратимость и неизбежность такого участия подкреплялась — и в немалой степени — ограниченными возможностями приобретения этих товаров (“дефицитной экономикой”). Этот же фактор естественным образом способствовал численному укрупнению личного состава типичной очереди, увеличению средней продолжительности пребывания в ней3, а вместе с тем: массивному вторжению опыта пребывания-в-очереди в повседневную жизнь советских людей, увеличению удельного веса этого опыта в среднесуточном временном распорядке их жизни, а также формированию ряду специфических особенностей социального и эмоционально- психического переживания этого опыта.

Лебина, Чистков. Обыватель и реформа (глава «Внешность»)

В тексте идет речь о том, как выглядели жители Ленинграда в эпоху хрущевских реформ.

ОБУВЬ. «Реконструируя повседневность ленинградцев в эпоху хрущевских реформ, можно составить некое подобие хронологии появления и исчезновения знаковых видов обуви у жителей северной столицы, и тем самым попытаться установить связь жизненных практик советских людей с общемировыми стандартами».

Чтобы приобрести пару обуви в 50-е гг, жителям Ленинграда приходилось стоять в огромных очередях, т.к. в 1953 году в городе было всего 48 специализированных обувных магазина. Качество их продукции оставляло желать лучшего: через несколько дней после покупки могла слезть краска, оторваться подошва и т.д. Можно было заказать обувь у частного сапожника, но это воспринималось как вызов социальной системе.

Осенью и зимой жители носили обычные ботинки и туфли, на которые сверху надевали галоши и боты, что было очень удобно в условиях резкой перемены погоды.

В середине 50-х гг в Ленинграде стала появляться не очень удобная, но яркая и разнообразная импортная обувь, которую разбирали в мгновение ока. При возникновении новых моделей обуви перед горожанами и производителями вставал вопрос: как натянуть устаревшую модель галош и бот на новую форму ботинок или туфли на шпильке?

Существовала проблема нехватки натуральной кожи для изготовления обуви, чрезмерного выпуска немодной обуви. Из этой ситуации было два выхода: наладить собственное производство или увеличить ввоз импортных сапог из натуральной кожи. Власти пошли по некоему усредненному пути.

Новые виды обуви, появившиеся во времена Хрущева, были не только зеркалом реформ, но и инструментом их осуществления. Появившиеся к началу 60-х гг на ногах большинства ленинградцев остроносые мужские и женские туфли продемонстрировали сближение повседневности советского города и общепринятых мировых бытовых практик.

В начале 60-х гг произошло разделение обуви на летнюю, осенне-весеннюю и зимнюю. «Обувная политика» хрущевского времени была связана с идеей химизации повседневной жизни, ликвидацией различий между городом и деревней. Если раньше в квартире снимали грязные калоши и ходили в ботинках по дому, то теперь галоши как элемент петербургской бытовой культуры постепенно исчезали. В квартирах стали ходить босиком, как это было принято в русских деревнях.

ОДЕЖДА. Ранее советской одежде были свойственны геометрические силуэты, большие подкладные плечи. С началом «оттепели» советские модельеры стали осваивать стиль «New look», для которого были характерны мягкие линии, широкие довольно длинные юбки, рукава-кимоно…

Освоение нового стиля одежды носило все же политизированный характер. Существовала мода социалистического лагеря, которой была присуща светлая цветовая гамма, яркие и сочные цвета, олицетворяющие преимущества социалистического образа жизни.

Приобрести готовую одежду в ленинградских магазинах было непросто: в 1955 г было всего 37 магазинов. Для ускорения процесса одевания населения использовали метод пошива полуфабрикатов (поставляли предметы одежды не в окончательном виде, а сметанные на живую нитку, затем модель подгонялась по фигуре покупателя).

Власти внушали жителям мысль о ненужности частого обновления гардероба. Активно предлагалась идея бережливости в одежде, пропагандировались разные способы переделки, перекройки.

Мировая мода конца 50-начала 60-х гг стремилась к упрощению форм одежды. К 1960 г советскими модельерами были приняты следующие рекомендации, позаимствованные у Шанель: 1) сохранение меры в пропорциях 2) Отказ от громоздких деталей 3) Разнообразие воротников и рукавов 4) Постепенная смена фасонов без резких переходов от силуэта к силуэту.

В 1959 г появилась идея о том, что модели одежды должны удовлетворять требованиям советского человека. Одежда должна быть разнообразной, на любой вкус, не должно быть места слепому подчинению моде. Таким образом, происходил процесс постепенного смягчения диктата в области моды. Кроме того, одна и та же модель одежды начала создаваться на три типа телосложения.

К началу 1960-х гг контроль за внешним обликом советских людей заметно уменьшился. К этому времени членов партии почти убедили в том, что человек, одетый в узкие брюки, вполне способен совершать подвиги во имя идеи коммунизма. Более того, увеличивалось число показов модной одежды, развитие получили и журналы мод.

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА (ХИМИЗАЦИЯ). Хрущев ставил перед собой цель увеличить количество товаров народного потребления, в решении этого большое значение имело развитие химической промышленности. Появились первые советские чулки и носки из синтетических материалов. Недостатки капроновых чулок: плохо впитывают влагу, очень быстро рвутся.

Нежный капрон использовался при изготовлении платьев и блузок (которые при этом были прозрачными, что не соответствовало пуританской обстановке советских учреждений). Главным достоинством новых тканей была их «несминаемость» и долговечность. Недостатками выступало то, что с синтетическими тканями было тяжело работать в домашних условиях, требовалось именно фабричное производство.

Нехватка натурального меха в России привела к созданию отечественных синтетических мехов, например, каракуля. Недостатками отечественного меха был его специфический запах и недолговечность (ворс синтетических шуб быстро сваливался).

И все же искусственная шуба не стала предметом гардероба каждой советской женщины. Зато многие приобретали воротники и шапки.

Ценились синтетические шуршащие плащи, которые свидетельствовали о высоком положении владельца. Если на Западе такие плащи выпускались для защиты от дождя, то у нас их носили в любую погоду.

ВЫВОДЫ. В период правления Хрущева советское производство сильно отставало от западного, импортные вещи считались более качественными и модными, были в большом дефиците в нашей стране. Постепенно модные модели появлялись и у жителей Ленинграда, хотя в очень ограниченном количестве, а качество долгое время все равно уступало западному: чулки быстро рвались, ботинки выцветали, шубы из искусственного меха могли деформироваться после стрики.

К концу эпохи хрущевских реформ представления о том, как должны быть одеты люди, заметно демократизировались: стала выпускаться разнообразная одежда трех размеров, чтобы каждый мог выбрать себе модель по вкусу. Советские модельеры стали ориентироваться на Запад, стараясь сделать модели более качественными, удобными и современными.

 


Потребление в сферах питания и одежды (тема 15; семинар 3)

Особенности потребления в сфере питания и одежды. «Цивилизация аппетита» (С.Меннел). Причины ограничения количества потребления пищи. Причины отказа от различных видов пищи. Структуралисткие исследования в области потребления. Функции одежды. Одежда как язык (Ф.Дэвис). Этапы распространения моды. Одежда и социальный статус. Теория просачивания (Г.Зиммель). Антимода.

1. Mennell S. On The Civilizing of Appetite // Theory, Culture & Society, 1987, 4(2-3). P. 373-403.

2. Thornton M.A. (1987). Sekt versus Schnaps un an Austrian Village. In Douglas M. (ed). Constructive drinking. Perspectives on Drink from Anthropology.Cambridge, Cambridge University Press.

3. Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С.266-291

4. Davis F. Fashion, Culture and Identity. Chicago: University of Chicago Press ,1992. Chap. 1. Do clothes speak? What makes it fations? PP. 3-18.

5. McCracken G. Culture and Consumption.. - Clothing as language (текст для оппонента)

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Чем могут быть рождены запреты на специфические виды пищи: например, кошерная пища, халяльная и т.д. (запреты на свинину, говядину, морепродукты... и т.д.), учитывая, что и в религиях эти запреты д.б. появиться по какой-то причине?

2. Зачем государству и церкви нужен контроль над питанием? Есть ли разница между этими институтами в ограничениях?

3. Можно ли увидеть в тексте Меннела возрастание самоконтроля в питании с ходом истории? А сейчас в западном обществе - насколько велик самоконтроль?

4. Мода по Зиммелю - это что-то массовое ("все") или новаторское ("передовой отряд")? А в современном обществе? Есть ли вообще в западном обществе сейчас такое явление, как "мода", так как, вообще говоря, можно одеть почти все, что угодно...

5. Согласны ли вы, что одежда - один из видов языка? Почему? Проголосуем?

6. С чем сегодня в западном обществе в наибольшей степени связаны различия в одежде: статус, характер, функции (деловая. домашняя, спортивная и т.д. одежда)? А в других странах (Азия, Лат.Америка...)?

 


Потребление в сферах туризма и культуры (тема 16; семинар 4)

Высокое искусство и коммерция (Вайтли). Поп-арт и китч. Коммодизация современного театра (Кершоу). Высокое искусство как социальный капитал. История, предпосылки и этапы развития туризма (Лэш, Урри). Планы туристического восприятия (МакКаннелл). Туристическое созерцание.

1. Lash S., Urry S. (1987) Economies of Sign and Space. L.: Sage,1987. p. 253-278;

2. Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. - Tourizm. p. 132-1146;

3. Whitely N. (1994) High Аrt and the High Street. // The Authority of the Consumer. London and New York. 1994;

4. Kershaw B. (1994) Framing the audience for the theatre. // The Authority of the Consumer. London and New York. 1994.(хрестоматия).

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Согласны ли вы, что современный этап развития туризма можно назвать "смертью туризма"? Или это смерть определенной формы туризма?

2. Считаете ли Вы, что телепередачи про путешествия, посещение туристических сайтов (достопримечательности разных стран, и т.д.) можно назвать "виртуальным туризмом"? Какие черты "процесса" необходимы, чтобы его можно было считать "туризмом"?

3. Как вы думаете, почему во второй половине ХХ века происходит опережающее развитие потребления "нематериальных" благ (в т.ч. туристического "созерцания") по сравнению с материальными?

4. Как вы считаете. что именно люди потребляют, путешествуя:

· - созерцание ландшафта

· - подлинность, реальность

· - уход от действительности

· - что-то еще?

5. Осталось ли в современности:

· - высокое искусство

· - народное искусство

· - массовое искусство (массовая культура)?

6. Существует ли визуальное потребление? Созерцание - это вид потребления?

7. Является ли сегодня, по вашему мнению, потребление "высокого искусства" отличительной чертой высшего класса? (В России, в Европе...) Сохраняет ли современное искусство классовый характер?

8. Может ли "культурный капитал" в России быть трансформирован в экономический? А наоборот?

 


"Система вещей" Ж.Бодрийяра (тема 17; семинар 5)

Система вещей (Ж. Бодрийяр). Функциональные, внефункциональные, мета и дисфункциональные вещи и их свойства. Жестуальность. Модели и серии. Реклама и кредит как механизмы акселерации потребления. Потребление знаков.

Бодрийяр Ж. Система Вещей. М., Рудомино,

Главы:

  1. Введение и Заключение.
  2. А. Функциональная система, или дискурс объекта (ч. I и II);
  3. В. Нефункциональная система, или дискурс субъекта;

4. С. Мета- и дисфункциональная система: гаджеты и роботы.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Как вы думаете, нужно ли было классифицировать вещи? Если да, то почему и зачем? (В других науках - "страсть к классификации: система Линнея, таблица Менделеева и т.д.).

2. Можете ли вы предложить другую схему классификации вещей?

3. Можно ли назвать книгу Ж.Бодрийяра "Система вещей" работой по социологии? (Она говорит о вещах, а социология - наука о людях, о социальных группах).

4. К какой из подсистем вы бы отнесли такие новые предметы потребления, как ноут-бук, мобильный телефон, планшет и т.д.. возникшие после того, как Бодрийяр написал свою работу?

5. Почему Ж.Бодрийяр называет первую подсистему "дискурс объекта", а вторую - "дискурс субъекта"?


Шоппинг как способ потребительского поведения (тема 18; семинар 6)

Рождение и основные особенности универмагов. Новая организация торговли. Супермаркет и универмаг – сходство и различия. Принципы организации торговли в супермаркете. Функции шоппинга.

1. Laermans R. Learning to Consume: Early Department Stores and the Shaping of the Modern Consumer Culture (1860-1914)

2. Bowlby R. Supermarket futures. // The shopping experience / Ed. by P.Falk, C.Campbell. L.: Sage, 1997. P.92-110

3. Lehtonen T., Maenpaa P. Shopping in the East Centre Mall. // The shopping experience / Ed. by P.Falk, C.Campbell. L.: Sage, 1997. P.136- 165.

4. Ritzer G. Enshared in E-Net. // Ritzer G. Exploration in the Sociology of Consumption. L.: Sage, 2001

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Как вы думаете, сыграла ли интернет-торговля такую же роль, как в свое время появление универмагов и супермаркетов (новый этап торговли)? Почему?

2. В последовательном развитии торговли: традиционная - универмаги - супермаркеты - - молл - интернет-торговля: можно ли сказать, что есть "генеральная линия", т.е. одни и те же характеристики, которые постоянно изменяются?

3. Каковы различия и сходство в предпосылках появления новых форм торговли: традиционная - универмаги - супермаркеты - - молл - интернет-торговля?(комментарии преп.:)

4. Как по вашему, является ли сам по себе шоппинг видом досуга? Для кого? Или досуговые занятия "сопутствуют" шоппингу (кино, кафе и т.д.)?

 

 


Макдональдизация потребления (тема 19; семинар 7)

Понятия постмодерна и постмодернизма. Новые концепции потребления, эстетизация повседневного потребления. (М.Физерстоун). Фрагментация тождественности в потреблении эпохи постмодерна. «Мозаичность» стилей жизни. Трансформации желаний и потребностей.

Глобализация потребления и «макдональдизация общества» (Г.Ритцер). Современные тенденции в потреблении на Западе. Электронный маркетинг и продажа через сеть интернет.

1. Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5. М., Праксис, 2011.

Главы:

  • Введение в макдональдизацию. Стр. 51-90;
  • Глава 2. Прошлое, настоящее и будущее макдональдизации. Стр. 103-135
  • Глава 10. Старбакизация общества? С. 513-542

2. Сохань И.В. Фаст-фуд как актуальная гастрономическая практика потребления. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011, №5

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Как, по мнению Дж.Ритцера, связаны теория рациональности М. Вебера и рестораны быстрого питания?

2. Что такое «макдональдизация»?

3. Каковы социально-экономические причины возникновения Макдональдса?

4. В чем заключается «эффективность» макдональдизированных систем?

5. Издание The Economist ежегодно публикует «индекс бигмака». Почему, на Ваш взгляд, солидное профессиональное издание использует эту метафору? Как можно проинтерпретировать страновые различия этого индекса?

6. Макдональдс и Старбакс: клоны или антагонисты?

7. Как вы думаете, у макдональдизации больше положительных или отрицательных последствий?

8. В каких сферах человеческой жизни можно обнаружить проявления макдональдизации? Приведите примеры

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы для обсуждения на семинаре | Изоляция электрических установок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.