Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Журналистика конца 1760 – 1780-х гг

1. Возникновение частных журналов. «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова: оппозиционный характер, сатирический тон издания.

2. Сатирические журналы в Петербурге в 1769 году.

3. Спор о характере сатиры и его значение в истории русской литературы и журналистики.

4. Просветительская деятельность Н. И. Новикова.

5. Значение литературно-издательской деятельности Новикова для развития русской литературы и журналистики.

 

В середине ХVIII века русская журналистика обогатилась новым типом издания – частным журналом, т. е. формально независящим от учреждения правительства, который издавал литератор на правах частного предпринимателя. В течение более чем полувека правительство непосредственно и через Академию наук держало свою монополию на печатное слово, и только в конце 1750-х годов появляются в качестве издателей частные лица. В их журналах встречаются оппозиционные по отношению к правительству ноты.

В конце января 1759 года в Петербурге вышел первый номер ежемесячного журнала «Трудолюбивая пчела», издателем которого был А. П. Сумароков, известный литератор, автор многих трагедий и комедий, десятков стихотворений и песен. Название трактовалось в том смысле, что читатель, как трудолюбивая пчела, будет собирать все полезное и нравоучительное, что найдет в издании. Хотя напрашивалось и другое сравнение – самого издателя, журналиста с пчелой, собирающей все полезное и интересное для людей.

Журнал ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствующей Елизавете, а великой княжне Екатерине II. Отсюда критическое отношение к придворной знати времен Елизаветы, критика казнокрадства, взяточничества, лишней роскоши.

Журнал издавался ежемесячно тиражом 1200 экземпляров и был преимущественно литературным. В журнале Сумарокова, кроме него, принимали участие А. Абролесимов, Д. Дмитриевский, Г. Козицкий, А. Нартов, братья Нарышкины, Е. Сумарокова, В. Тредиаковский и другие.

Несмотря на то, что в «Трудолюбивой пчеле» печатается ряд современных авторов, именно Сумароков определяет характер и направление издания. Он развивает жанр сатирического очерка и фельетона, обнаруживает оригинальность мысли и тонкую наблюдательность. Заметки его представляют собой монолог писателя, озабоченного судьбами русской литературы, театра и России в целом. Писатель мечтал об идеальном дворянском государстве. Только личные достоинства дворянина могут дать ему право занимать видные должности. Сумароков считал, что «…только тот боярин, который болеет об отечестве». Свою программу государственного устройства он изложил в декабрьской книжке «Трудолюбивой пчелы» в утопии «Сон. Счастливое общество».

Издание «Трудолюбивой пчелы» прекратилось в декабре 1759 года по причине недовольства его критической направленностью. Затем появились журналы Н. И. Новикова « Трутень», «Живописец»; Д. И. Фонвизина «Друг честных людей»; И. А. Крылова «Зритель», «Почта духов» и др. Самым замечательным в этой плеяде русских журналов была их сатирическая направленность. Уровень сатиры по формам и по ее содержанию был весьма высоким.

Это были преимущественно литературные журналы. Однако и в литературной форме передовые журналисты того времени Н. И. Новиков и И. А. Крылов сумели поставить ряд острых социальных проблем. Новиков в своих журналах критиковал крепостнические порядки, осуждал жестокосердие помещиков, паразитизм, стремление жить не средствам, французоманию и другие пороки. Журнал «Трутень» сопровождался выразительным эпиграфом «Они работают, а вы их труд ядите» и был обращен к русским дворянам-помещикам.

Эта сатирическая струя в журналистике была в значительной степени предопределена крупным крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачева, показавшим остроту социальных противоречий в стране.

Особого внимания заслуживает полемика, развернувшаяся между журналом «Всякая всячина», который издавала сама императрица Екатерина II, и журналами Новикова. Речь шла о том, что именно они могут высмеивать и чего касаться нельзя, что должно быть предметом журнальной сатиры и в каких размерах эта сатира вообще допустима в печатных изданиях. Екатерина II защищала сатиру, которая не затрагивает отдельных лиц и конкретных недостатков государственно-политического устройства России, т. е. абстрактную. Новиков отстаивал смелую, действенную сатиру «на лица», разоблачения конкретных носителей зла. Он умел затронуть общественные язвы, задеть больные стороны социальной жизни, чтобы постараться их лечить.

Спор о характере и направлении сатиры, разгоревшийся в 1769 году между «Трутнем» и «Всякой всячиной», имел чрезвычайно огромное значение. Екатерина II старалась привить русской литературе охранительные тенденции, желала, чтобы писатели поддерживали монархию и прославляли государственный строй России. Литература, по ее мнению, должна была защищать монархические принципы и не имела права критиковать огромные недостатки существующего режима. Сатира объявлялась действием незаконным, а сатирики именовались злыми, бессердечными людьми.

Новиков не посягал на основы монархии, не требовал уничтожения крепостного права, но стремился прекратить злоупотребления властью, сочувствовал положению крестьян. Для этого он находит лишь один вид деятельности – издание трудов своих соотечественников, «особливо сатирических, критических и прочих к исправлению нравов служащих». С виду шутливое предисловие к «Трутню» является сложившейся программой действий и является напутствием для всех его трудов на ниве русского просвещения.

Конечно, внешнюю победу одержала Екатерина II: журналы Новикова, Фонвизина и других просветителей-демократов были закрыты, но идейная победа осталась на стороне журналистов, критиковавших крепостничество, взяточничество, галломанию дворянства и придворных, распущенность нравов и прочие социальные пороки их реальных носителей – дворян-помещиков, чиновников.

В последующие годы Новиков, не отказываясь окончательно от сатиры, развертывает просветительскую, журналистскую и издательскую деятельность в огромных масштабах. Из арендованной им типографии Московского университета выходят в свет многие сотни книг и более десятка журналов.

Сатирические журналы, которые издавал Н. И. Новиков в 1769 – 1774 гг., – «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», представляют чрезвычайно значительное и художественно сильное явление русской литературы. Они сыграли заметную роль и в развитии русской журналистики.

Страницы новиковских журналов полны множеством верных жизненных наблюдений. Факты быта вводятся в литературу, накапливаются реалистические подробности, которые придают достоверность изображаемому и прикрепляют его к социальной бытовой обстановке. Это было принципиально важным достижением Новикова-писателя.

В журналах Новикова встречаем чрезвычайное разнообразие жанров, многие из которых впервые им введены в русскую журналистику (миниатюрные повести, пародии на газетные объявления). Он имитирует газетные жанры – «Ведомости», «Известия», печатает фельетоны. Жанр западноевропейской сатирической журналистики «портрет» превращается у Новикова в критические заметки о конкретных людях, имена которых легко угадывались современниками.

Но основным жанром журналов Новикова являются письма и корреспонденции читателей – как присланные со стороны, так и составленные в редакции. Эти письма показывают блестящий литературный талант Новикова, умевшего немногими чертами воссоздать облик своих корреспондентов, передать манеру думать и излагать свои пожелания, используя их собственную речь.

Сатирические журналы Н. И. Новикова представляют собой один из важнейших этапов в развитии русской журналистики ХVIII века и служат заметной вехой на пути движения русской литературы к реализму.

Литература

1. Западов, А. В. Русская журналистика последней четверти ХVIII в. / А. В. Западов – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.

2. Русские сатирический журналы ХVIII в.: избр. ст. и заметки / под ред. Н. К. Гудзия. – М.: Учпедгиз, 1940.

3. Сатирические журналы Н. И. Новикова / под ред. П. Н. Беркова. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Журналистика 1730 – 1760-х гг | Тема 5. Журналистика 1790-х гг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.