Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ


Композиционный центр и от каких критериев композиции он зависит.

Средства передачи движения (динамики) и покоя (статики).

1. Динамика:

- диагональные линии;

- свободное пространство перед движущимся объектом;

- момент кульминации движения.

2. Статика:

- нет диагоналей;

- нет свободного пространства;

- статичные позы;

- симметрия, уравновешенность;

- вся композиция вписана в простую геометрическую форму.

Степень контакта элементов композиции:

1. Полное отсутствие связи.

2. Подразумевающиеся логические связи.

3. Физический контакт или очевидные связи.

4. Физический контакт со слиянием группы, монолит.

Средства взаимодействия элементов композициикомпозиционные оси.

Композиционные оси – это невидимые оси композиции (силовые линии) на которых расположены элементы. Они выявляют структуру изображения и обеспечивают взаимодействие элементов композиции и ее целостность, а так же являются одним из главных элементов формообразования.

Композиционный центр зависит от:

1. Своей величины и величины остальных элементов.

2. Положения на плоскости. Вокруг элементов организуется пустое пространство, а все остальные сближаются и на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные.

3. Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4. Фактуры элемента, которая отличается орт фактуры других элементов.

5. Цвет. Путем применения контрастного (противоположного) цвета к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот4 хроматический цвет среди ахроматических теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

6. Проработка элементов. Главный элемент более проработан, чем второстепенный.

7. Освещение элемента.

 

Контраст – это резкое различие элементов , предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют:

1. Одномерный контраст. Различие по одной категории.

2. Многомерный контраст, т.е. различие (противопоставление) по нескольким категориям.



Контрастные композиции активны по своему визуальному воздействию.

Нюанс – это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а отличия едва заметны.

Тождество – это повтор элементов одинаковых, по своим качествам (размер, форма, тон и т.д.)

Требования к тождественной композиции:

1. Элемент должен быть простой, выразительный, красивый.

2. Должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.

Масштабность и пропорциональность в композиции.

Масштабность - это наиболее сложное средство композиции, которое характеризует соразмерность предметов в сравнении друг с другом. Масштабность - соразмерность принятому эталону (человеку). "Человек есть мера всех вещей". Эти слова, высеченные на мраморе Дельфийского храма, довольно точно выражают суть масштабности предметного мира - всего того, что создает человек.

Восприятие реальной величины, т.е. размера, предметов возникает только в сравнении друг относительно друга. Для характеристики соразмерности используют понятия масштаб и масштабность. При достижении масштабности большую роль играют мелкие детали. Достаточно свободно можно использовать масштабность, исходя, прежде всего из соображений художественной выразительности. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой.

Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величи­на ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как боль­шая или малая. Исходной для него является некая абстрактная единица, включаемая в ту или иную систему мер - метр, дюйм и т. д. В зависимости от размера форма характеризуется в ком­позиционном плане как высокая или низкая, длинная или короткая и т. д.

Масштаб же выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной вели­чиной или, в композиционном плане, с тем впечатлением, которое производит эта форма на человека.

В чисто композиционном, художественном значении мас­штаб представляет собой соразмерность, выраженную не в числах или отрезках, а в зрительном соответствии формы чело­веку. В принципе композиционный масштаб так же, как любое средство гармонизации, подчинен раскрытию художественной идеи, заключенной в форме. Разделяется он на крупный и мел­кий. В соответствии с ним форма может выглядеть либо круп­ной, монументальной, либо мелкой, легкой. Крупным компо­зиционным масштабом не обязательно отличается большая форма. В большой форме часто поражает абсолютная величи­на — размер, но не масштаб, соразмерный человеку. Добиться его, т. е. сделать так, чтобы натуральная форма зрительно не подавляла человека и в то же время не выглядела игрушеч­ной, — очень сложная композиционная задача. Решается она в основном именно за счет членения формы. Крупный масштаб относим со слабо расчлененной формой, мелкий — с сильно расчлененной формой. Всякое членение придает форме мел­кий (легкий) характер, подчеркивая при этом, как правило, ее большие размеры. Прочие приемы масштабной корректиров­ки формы показаны в табл. 1. Уточним, что формы, включаемые в пространство, зритель­но оцениваются по масштабу в связи не только с человеком, но и с этим пространством. Таким образом, они приобретают сложный, двойственный масштаб. Выражается он в одновременном укрупнении и размельчении формы.

При масштабном сопоставлении форм с человеком выявляется одна важная композиционная закономерность: чем меньше форма, тем она должна быть крупнее, и наоборот, чем больше — тем мельче. Вытекает эта закономерность из естественного процесса развития форм в природе. Вначале любая природная форма мала и слабо расчленена (как, например, росток), в конце своего развития — велика и сильно расчленена (как куст или дерево).

 

 
 

Табл.1. - Левый вертикальный ряд - укрупнение. Правый вертикальный ряд - размельчение



3.рельефная обработка формы

    2.деталировка формы

1.членение формы

 

  4. текстурная моделировка формы

 

5.тональная нюансировка формы

 

 

Пропорция – это закон размещения и выразительное сложное средство композиции, согласно которому отдельные части в целом находятся в определенном отношении друг к другу (т.е. высота к ширине или ширина к глубине). Пропорциональные величины зависят друг от друга на столько, что с увеличением одной в несколько раз, соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. Пропорцианирование следует воспринимать как творческий процесс. Все должно быть взаимосвязано пропорциями, т.к. они определяют соразмерность и гармоническую согласованность всех элементов композиции, всех ее частей между собой и целым. Все необходимо выверить на столько, что чтобы ни прибавить, ни убрать ничего было бы нельзя. Ярким примером является золотая пропорция (сечение).

Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, оси, или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.

Виды симметрии:

1. Зеркальная – это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е.одна фигура зеркально повторяет другую.

2. Осевая – это симметрия относительно оси, а ось – это линия пересечения двух или более плоскостей симметрии. В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение.

3. Зеркально-осевая или смешанная симметрия существует двух видов:

- когда в одном произведении совмещены зеркальная и осевая симметрии;

- когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.

4. Винтовая симметрия – элемент совершает одновременно поступательное и вращательное движение вокруг оси. Этот вид симметрии характерен только для объемных тел (ракушка, винтовая колонна).

5. Асимметрия – это отсутствие или нарушение симметрии (дисимметрия). Т.е. это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей и плоскостей симметрии не наблюдается.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности (такт, мерность, мерное течение). Важным признаком ритма является повторяемость элементов и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть: равномерными, нарастающими и убывающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.

Статический ритм состоит из элементов, повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.

1. Простой ряд основан на повторе одного и того же с одним и тем же интервалам.

2. Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на:

- чередование на одинаковых интервалах;

- чередование одинаковых элементов с неравными интервалами;

- ряд с чередованием неравных элементов.

Динамический ритм – это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно.

1. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической прогрессии, т.е. постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами

2. Развитие динамических рядов может происходить по геометрической прогрессии, т.е. величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженного на постоянное число. Главное , в ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество не составляют ряд.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Договорная и внедоговорная ответственность | СТИЛИЗАЦИЯ И ПРОЦЕСС ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИЗАЦИИ В КОМПОЗИЦИИ

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.