Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон о непослушных детях

По-видимому, наиболее полное представление об истории развития системы правосудия по делам несовершеннолетних в США дает недавно вышедшая книга Джона Р. Саттона «Непослушные дети: борьба с подростковой преступностью в США, 1640 — 1981» (1). На основе классической работы Энтони Платта «Движение за спасение детей» Саттон проводит историко-социологический анализ американской судебной системы по делам несовершеннолетних. Прослеживая истоки этой системы в пуританских представлениях о детях с отклоняющимся поведением, Саттон переносит нас в колонию Массачусетского залива 1646 г. При кодификации юридической структуры колонии правящее Законодательное собрание приняло «Закон о непослушных детях». По мнению Саттона, этот закон имел три особенности. Во-первых, он сформулировал правовое обязательство, возлагаемое только на детей. Во-вторых, установил, что в центре системы отношений, возникающей в связи с этим обязательством, находятся родители. В-третьих, предоставил государственным должностным лицам право в некоторых обстоятельствах при соблюдении определенных требований вмешиваться в семейные дела. Почти буквально заимствуя формулировки из Второзакония, закон установил высшую меру наказания ребенку, не повинующемуся своим родителям.

«Если у кого-то есть непослушный или недисциплинированный сын, достаточно взрослый и отдающий себе отчет в своих поступках, т.е. 16 лет отроду, который не внемлет голосу своего отца или матери и не подчиняется им, когда они наказывают его, тогда отец и мать как законные родители должны силой привести его в мировой суд и дать показания о том, что их сын непослушный и недисциплинированный, не внемлет голосу своих родителей, не исправляется после наказания и ведет преступный образ жизни, и такой сын должен быть приговорен к смертной казни» (1. С. 10 - 11).

По мнению Саттона, хотя этот закон не «лежит в основе современных законов о правонарушениях детей», поскольку в нем отсутствует акцент на сдержанность и положительное воздействие реабилитации, в нем «четко проявляется современный подход к общественному регулированию» (1. С. 12).

Во-первых, закон признал семью агентом государства в деле воспитания пуританских ценностей, во-вторых, установил, что дети не свободны от ответственности за свое поведение и могут быть греховны.

Анализируя истоки системы правосудия по делам несовершеннолетних, Саттон делает важный вывод о том, что «данный закон представляет собой не просто средство борьбы с неправомерным поведением несовершеннолетних, а целую стратегию, направленную на ограничение конфликтов и поддержание существующей власти» (1. С. 13). Переселение из стабильных общин Англии на неосвоенные просторы Америки приводило к разрушению устоявшихся социальных норм. В тех случаях, где раньше применялись традиционные неформальные механизмы общественного регулирования, теперь возникла необходимость в точно определенных правовых санкциях.

Новый кодекс, созданный пуританами, явился «защитной реакцией на потенциально деструктивный конфликт» (1. С. 20). Руководители колонии поняли, что если они не смогут погасить внутренние разлады, то окажутся перед лицом возрастающего вмешательства Англии в свои внутренние дела.

В основе политического конфликта в колонии лежало соперничество между колониальными мировыми судьями («ассистентами») и законно избранными представителями свободных граждан («депутатами»). Когда колония из королевской торговой компании стала федеративным государством, эти две группы превратились в равноправные законодательные органы. «Депутаты» бросили вызов олигархии «ассистентов». Конфликт между «прецедентным правом и позитивным правом, между произволом и законностью» закончился принятием Кодекса 1648 г.

Как «ассистентов», так и «депутатов», по-видимому, беспокоила проблема неправомерного поведения несовершеннолетних и борьбы с ним. По мнению Саттона, «Закон о непослушных детях» представлял собой попытку пуритан политизировать частную жизнь и создать основанную на публичном праве универсальную систему обеспечения нравственности в федерации» (1. С. 26).г закон служил механизмом, с помощью которого пуритане успешно привлекли семью к участию в этом общественно-регуляторном мероприятии. «Пуритане стремились использовать как недвусмысленное изложение общественных норм, имеющее целью укрепление власти в тех отношениях, в которых они считали ее наиболее уязвимой» (1. С. 27). «Закон о непослушных детях» охарактеризовал уголовно наказуемое поведение, как «слабое звено в структуре власти, подлежащее в связи с этим гражданскому вмешательству» (1. С. 27). Рассматривая основные вехи истории правосудия по делам несовершеннолетних в США, мы увидим, что этот вопрос всегда выполнял роль тощего фактора для реформаторов и законодателей, стремящихся отстоять политическую власть и нравственную чистоту в периоды социальных преобразований и беспорядков.

Движение «За спасение детей» в XIX в.

Страх перед общественными беспорядками и моральной дезинтеграцией американского общества подтолкнул реформаторов кальвинистской ориентации в начале XIX в. к созданию заведений по нравственному воспитанию непослушных детей. К концу XIX в. эти настроения были закреплены в Акте об Иллинойском суде по делам несовершеннолетних 1899 г. в соответствии с которым был учрежден первый в США суд по делам несовершеннолетних.

В XIX в. преступность несовершеннолетних была признана в качестве юридического понятия, уголовно наказуемое поведение несовершеннолетних и неисполнение родительских обязанностей были включены в сферу государственного вмешательства, была создана система судов по делам несовершеннолетних, призванная контролировать и легитимировать действия государства.

XIX век был временем крупных социальных преобразований в Соединенных Штатах: развивалось промышленное производство, шла миграция граждан из сельских районов в городские, быстро росли города, происходил массовый приток иммигрантов из Европы.

В ответ на связанные с этим проблемы бедности, преступности, неустроенности, безработицы возникло движение за благополучие детей, которое сосредоточило свои усилия на защите несовершеннолетних от нездорового, развращающего влияния городской жизни. Как объясняет Л. Эмпи (2), американцы уже не искали в теологических постулатах греховности и врожденной порочности человека объяснения причин преступности. Получили распространение более социологические объяснения, авторы которых видели причины преступности в разрушении семейных устоев, вызванном нестабильностью жизни в Америке в период быстрой индустриализации.

Светский гуманистический характер эпохи проявился в том, что в начале XIX в. реформаторы обратили внимание на внешние социальные силы, оказывающие воздействие на ребенка, и попытались установить над ними контроль с целью предупреждения неправомерного поведения несовершеннолетних. Дети уже не считались зачатыми в грехе, в акте сластолюбия, через который, как ранее полагали, «грех Адама передавался всему человечеству».

На начальном этапе участники движения «За спасение детей», объединившись в добровольные ассоциации, ставили перед собой задачу установить в американском обществе светскую разновидность нравственности. В целях восстановления порядка в обществе участники движения стремились ввести общественный контроль над поведением несовершеннолетних. Они видели свою миссию в исправлении нарушителя закона, а также возлагали на себя обязанность «учить беспризорников, бродяг и пьяниц более пристойному образу жизни» (3).

Для достижения этой цели использовалось излюбленное средство — институционализация. Институционализация должна была стать новой формой общественной организации взамен утраченной при переходе страны от однородного сельскохозяйственного уклада к урбанизированному индустриальному обществу. В 20-х годах XIX в. в трех крупных городах: Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне были созданы приюты. Финансируемые из общественных фондов, но задуманные и организованные частными филантропами, эти заведения знаменовали собой рождение современной американской системы правосудия по делам несовершеннолетних.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правосудие по делам несовершеннолетних в дореволюционной России | История реформаторов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.