Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Сравнительный анализ

Целеполагание – планирование, прогнозирование, проектирование. Заключается в систематическом поиске возможностей и планирование последствий этого поиска.

 

Классификация планирования:

1. По степени охвата: общее и частичное

2. По содержанию: стратегическое (поиск новых возможностей), тактическое (предпосылки для известных возможностей), оперативное (реализация данных возможностей)

3. По времени: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное

4. По предмету (объекту): целевое, производственного потенциала, финансовое, мероприятий

5. По сферам функционирования: производство, маркетинг, НИОКР, финансы

6. По охвату: глобальное, контурное, детальное

 

Принципы планирования (вытекают из закономерностей и законов):

1. Обоснованность планов (полнота), т.е. учет всего планирования

2. Директивность (особо отличает план от прогноза)

3. Детализация (выполняется определенная часть конкретных целей)

4. Оптимальность (соотношение затрат и результатов, достижение максимума/минимума)

5. Точность плана

6. Простота и ясность

7. Сбалансированность (и по вертикали, и по горизонтали)

8. Комплексность

9. Единство планов (они должны быть сквозные, читаемые как по вертикали, так и по горизонтали)

10. Непрерывность

11. Гибкость и эластичность (должна корректироваться, а мы должны иметь ресурс, чтобы скорректировать согласно сложившейся ситуации)

12. эффективность

13. системность

 

Подход менеджмента к планированию осуществляется через постановку критериев, определение задач на основе критериев, изыскания средств, способов (методов) планирования, методов согласования плана. Следовательно необходимо четко определить:

· Объект планирования (Что?)

· Субъект планирования (Кто?)

· Период (горизонт) планирования

· Методика планирования (Как?)

· Средства планирования

· Согласование плана (С кем? Когда?)

Эволюционно планирование развивалось следующими этапами:

1. Бюджетное (30е годы 20 века). Не более года, требуется не планирование будущего, а оперативное управление

2. Долгосрочное (с 50х годов 20 века). Наращивание масштабов производства, определение доли компании на рынке, уменьшение затрат, основной метод – экстраполяция)

3. Стратегическое (70е годы 20 века). Концентрация идет на рыночной ситуации, основное внимание направлено на внешнюю среду, используется не метод экстраполяции, а методы сознательного планирования изменений на основе строгих процедур. Минсберг начал различать стратегическое планирование и стратегическое мышление.

4. Стратегический менеджмент (80е годы 20 века). Появление понятия «видение бизнеса».

 

Типы:

1. Последовательное планирование. Новый план составляется после окончания старого

2. Скользящее (параллельное) планирование. По истечении части срока предыдущего плана проводится ревизия и установка новой цели.

3. Жесткое планирование

4. Гибкое планирование. Учитываются возможности возникновения неоднозначных ситуаций и пересмотра плана с их учетом.

 

Иерархия плана:

1. Общее как некая концепция фирмы, она реализуется в видении, миссии фирмы

2. Стратегическая охватывает производство, реализацию продукции, инфо и рынки

3. Тактическая охватывает производственные мощности, средства производства, капиталы, инвестиции, персонал.

4. Оперативная – конкретное мероприятие в конкретный период.

 

Основные признаки стратег планирования

А) Цель обеспечение эффективного функционирования и развития организации

Б) Носитель идеи – высший менеджмент

В) Проблемы – отсутствие надежности и структурированности

Г) Горизонт – длительные сроки, хотя они сейчас уменьшаются в связи с технологическими циклами.

Д) Охват – широкий спектр альтернатив

Е) Принципы – изменение окружающей обстановки, адаптация ее к фирме и наоборот

Влияет на благополучие организации, открытая с точки зрения внешней среды, имеет дело как правило с проблемами развития, предполагает разнообразные мыслительные процессы, непрерывный процесс, ориентирована больше не материальными активами, а стратегиями, основанными на знаниях, глобализация рынка, товаров, капитала, человеческих ресурсов, информации.

 

Стратег планирование нельзя путать с прогнозами – недостаточно определенными планами. А план это уточненный прогноз. Существуют методы прогнозирования. В прогнозе нет обязательных сроков выполнения, конкретных мероприятий и ответственных лиц. Методов прогнозирования более 100, но все можно разделить на две группы:

  • Эвристические – экспертные оценки, мозговой штурм
  • Формализованные – при помощи ЭММ, моделей, методов экстраполяции и т.д.

Существует понятие моделирования (создание различных моделей- математические, графические, социальные), программирования (перевод системы из существующего состояния посредством составления программ – алгоритмы, средства достижения цели и соответствующие программы), проектирования (проекты как правило предполагают выполнение определенных задач, наличие определенных средств, ответственных исполнителей. Бывают проекты новой Дти – процессуальный характер).

2 подхода к определению и реализации стратегий:

1. Достаточно точно определяется конечное состояние фирмы (стараются количественно определить показатели, которых надо достичь, затем составляют план действий по достижению этих показателей). Этот подход больше похож на долгосрочный – около стратегический.

2. Долгосрочная качественно определенное направление развития организации. Касается всех сфер развития организации, а также взаимоотношений с окружающей средой.

Группировка стратегий в форме «5П»:

· План – определенный набор действий из теории игр. Стратегия составляется целенаправленно и она составляется с опережением по отношению к описываемым действиям. Минус в том, что неясно, что последует за планом и как будут его реализовывать.

· Принцип поведения. Куин. Стратегия – процесс, объединяющий главные цели организации, правила деятельности организации и практические действия в некое согласованное целое

· Позиция (как правило - во внешней среде). Хофферд и Шэндер. Стратегия – брачный союз м/у организацией и ее окружением, т.е. это продуктовая рыночная ниша, которую организация должна занять. Назначение стратегий – поиск индивидуального положения компании на рынке. Выработка особенного, качественно нового вида ценностей. Качественно новое состояние и достижение этого состояния.

· Перспектива. Связана с внутренней средой организации, ценностями фирмы, т.е. как необходимо развивать потенциал фирмы в отдаленной перспективе.

· Прием (уловка). Желание любой фирмы перехитрить конкурента через определенные хитрости, не показывая своих истинных намерений.

 

Отличия стратегического, оперативного и тактического планирования:

 

Оперативное Тактическое Стратегическое
1. По целям
Для производства конкретных Товаров и Услуг на выживание, установление эффективного динамического баланса с окружающей средой.
2. по задачам менеджера
Связаны с внутренней средой За пределами фирмы
3. Фактор времени
Месяц Квартал, год Долговременное
4. С точки зрения системы управления
Основные факторы – структуры, факторы, процедуры, технологии, люди для достижения задач Наряду с определением стратегических зон хозяйствования (продуктовые рыночные ниши, люди, но не только для достижения задач, но как основа организации, ее основная ценность, гарантия благополучия.
5. Управление персоналом
Люди – ресурс Люди –фактор успеха
6. Эффективность
Оперирует финансовыми показателями (фондоотдача, прибыль, и т.д.) Большую роль играют качественные процессы (своевременность реагирования на изменение окружающей среды)

Стратегическое планирование и управление – такой вид деятельности, который опирается на человеческий потенциал, ориентируется на стратегические запросы потребителей, своевременно реагирует на возмущения внешней среды, осуществляет гибкое регулирование внутренней среды и устанавливает эффективный динамический баланс внутренней и внешней среды организации.

Стратегическое планирование и управление не дает точной картины, не может быть сведено к набору рутинных инструментов, требует высокого профессионализма, огромных затрат, гибкости планирования и изыскания средств, значительно увеличивает негативные последствия ошибок. Большая роль отводится реализации стратегического плана, умение предвидеть сопротивление переменам со стороны персонала, менеджеров и вовремя их решить.

Пронизывает всю деятельность организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели и средства ее достижения | Вопрос 3. Механизм стратегического планирования и управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.