Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление внешнеэкономическими связями


Расширение технологических и географических границ, а также развитие новых общественных институтов привели к формированию деловой среды, характеризуемой конкуренцией в глобальном масштабе. Ее отличительными чертами являются использование зарубежных стран в качестве базы для производства и сбыта продукции и быстрое распространение новых товаров и процессов в международном масштабе.

Многие фирмы, предприятия, расширяя свою сферу деятельности, вступают во взаимоотношения с компаниями других государств, открывают свои филиалы за рубежом, сливаются с другими компаниями, образовывая крупные корпорации и т. д., т. е. начинают заниматься внешнеэкономической деятельностью. В этих условиях менеджеру, вовлеченному в процесс принятия решений в условиях международной конкуренции, необходимо знать особенности управления внешнеэкономической деятельностью.

Компании, имеющие отделения за рубежом, используют специальные методы и структурные построения, способствующие достижению соответствия целей зарубежных филиалов общим целям и философии корпорации.

Таким образом, внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы:

· внешняя торговля;

· международное производственное сотрудничество;

· инвестиционное сотрудничество;

· международное научно-техническое сотрудничество;

· экономическое и техническое содействие;

· валютно-финансовое сотрудничество.

Внешнеэкономическая деятельность фирмы связана с перемещением денег, товаров, капиталов, технологий, услуг через государственную границу.

К внешнеторговым целям экспорта фирмы относится:

· расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых рынков;

· повышение или поддержание организационно-технического уровня производства с учетом международной конкуренции;

· достижение экономии на масштабе производства;

· увеличение валютных ресурсов фирмы.

Внешнеторговыми целями импорта фирмы являются:

· модернизация и расширение производственного аппарата фирмы;

· достижение экономии на замене оборудования, сырья отечественного производства более эффективной зарубежной продукцией;



· укрупнение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых внутренних рынков;

· расширение ассортимента на национальном потребительском рынке.

Анализ экспортно-импортных возможностей фирмы входит в состав маркетинговых, предпроектных исследований.

Одним из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности является экспорт (импорт) капитала, который осуществляется в двух формах: ссудной и предпринимательской.

Ссудная форма вывоза (ввоза) капитала связана с международными кредитами и займами. Международное кредитование осуществляется специализированными предприятиями ¾ банками.

Предпринимательская форма вывоза (ввоза) капитала представляет собой международное инвестирование, т. е. создание за границей совместных предприятий и филиалов фирмы.

Международное инвестирование предполагает достижение следующих целей:

1) обход тарифных (таможенных) пошлин и ряда нетарифных протекционистских барьеров;

2) использование разницы в стоимости ресурсов в разных странах, в том числе разницы в издержках производства;

3) повышение конкурентоспособности и более активное, чем в случае внешней торговли, внедрение на рынки; использование эффекта внедрения на рынок не извне (торговля), а изнутри;

4) вывоз капитала в обход не только таможенных барьеров, но и получение выигрыша по сравнению с национальными фирмами в области налогообложения, что при прочих равных условиях повышает конкурентоспособность предприятия как на внешнем рынке, так и на внутреннем с переводом полученной прибыли в страну базирования;

5) получение помощи в налаживании выпуска технически сложной продукции;

6) разовое получение новых технологий в расчете на их постоянный приток;

7) решение проблемы обучения национальных кадров;

8) получение финансовой выгоды по сравнению с импортом товаров и иностранными ссудами.

Вывоз капитала в предпринимательской форме подразделяется на прямые и портфельные инвестиции. Прямые инвестиции дают право контроля объекта вложения (если имеется контрольный пакет акций). Портфельные инвестиции не обеспечивают контроль за объектом вложения. Это связано прежде всего с торговлей технологиями.

Существует несколько способов получения той или иной технологии:

1) покупка образцов, развертывание обширных и потому дорогостоящих работ по исследованию этого материала, чтобы ответить на вопрос: «Как же это делают?»;

2) приобретение у владельца права на использование его технологии. Если технология новая, то она запатентована с выдачей патента.

Патент ¾ это документ, удостоверяющий право собственности лица на какое-либо изобретение или открытие. Получив патент на изобретение, компания вправе продать его, получив одноразовую прибыль, либо тиражировать его продажу, продавая право на временное использование патента.

Кроме того, возможна продажа ноу-хау ¾ технических или других знаний и практического опыта технического, коммерческого, финансового и иного характера, представляющих коммерческую тайну, которая не оформляется патентом. Ноу-хау может быть как независимым по отношению к патентам, так и необходимым для их использования. Ноу-хау может включать в себя и незапатентованную информацию, недоступную для мировой общественности. Можно утверждать, что ноу-хау ¾ это детальное описание какой-либо технологии, понимаемой широко: не только как описание производственного процесса, но и объяснение проведения финансовых, коммерческих и других операций.

Для использования патента или ноу-хау необходимо купить разрешение. Готовность иностранного инвестора пойти на продажу лицензий предприятиям, капитал которых полностью или в основном принадлежит принимающей стороне, будет зависеть от уникальности и новизны этой технологии. Чем старше технология, тем больше вероятность, что она будет свободна от контроля капитала. В областях, где технология уникальна и является монопольной для одной или немногих фирм, иностранный капитал будет вкладываться исключительно в форме прямых инвестиций. Более охотно идут на продажу лицензий фирмы, собирающиеся создавать собственную производственную базу в стране-покупателе.



Технология, как и любой другой товар, имеет свою цену. Существуют два вида технологических платежей:

1) роялти ¾ периодические платежи за использование лицензии (доля или ставка роялти составляет 3-5%);

2) паушальный платеж ¾ единовременная оплата стоимости лицензии.

Купля-продажа капитала ¾ очень сложная операция, поэтому здесь нужен тонкий экономический расчет с учетом множества внешнеэкономических факторов. При заключении контракта необходимо помнить, что расчет может быть наличными и в кредит. Если валюты недостаточно, возможны следующие варианты действий:

· бартер или простой товарообмен;

· выкуп продавцом новой технологии у покупателя старой технологии, тогда последний платит только разницу;

· компенсационное соглашение, когда оплата будет производиться продукцией, выпущенной с применением купленной техники;

· компенсация наоборот, когда изготовителю поставляется сырье (например, древесина), а потом на эту сумму он получает продукцию (например, бумагу).

Основой управления внешнеэкономическими связями являются исследования и анализ, которые осуществляются для уменьшения неопределенности в процессе принятия решений, расширения или сужения списка рассматриваемых альтернатив, оценки достоинств существующих программ. Для уменьшения неопределенности необходимо понять, имеется ли рынок для конкретной продукции; можно ли нанять квалифицированных работников; дают ли экономические и политические обстоятельства основание рассчитывать на разумную степень определенности в деловых операциях. Список альтернатив можно расширить, определив, доступны ли новые источники средств или возможности сбыта, а также их местоположение. Этот список можно сузить, ответив на вопрос, какие альтернативы обеспечивают самые низкие издержки производства. Для повышения качества оценки и контроля надо выяснить, достаточное ли число счетов (т. е. клиентов) обслуживает дистрибьютор и какова доля рынка, принадлежащая фирме.

Компании редко удается собрать всю необходимую информацию, что обусловлено в основном временными ограничениями, поскольку необходимо взять под контроль рынки сырья, прежде чем это сделают конкуренты. Кроме того, любые предложения покупателям имеют предельные сроки. Стоимость информации ¾ еще один важный фактор. Чем обширнее регион, в котором оперирует компания, тем больше альтернатив решений и сложнее cбор информации. Поэтому полезно ограничиваться информацией только по проектам, имеющим, по оценкам, наивысший потенциал. Один из методов состоит в оценке стоимости сбора данных, а также вероятной окупаемости этих издержек за счет последующего увеличения доходов или снижения затрат. На основе этого компания может расположить исследовательские проекты в порядке их предпочтения, исходя из ожидаемой отдачи от затрат по сбору данных.

Нехватка сведений или наличие устаревших и неточных данных по многим странам сильно затрудняют исследования и повышают их стоимость. В отдельных странах, например в США, государство собирает очень подробные данные о закупках, а также демографические данные, которые за небольшую плату может получить любой человек или фирма.

Используя выборки, основанные на доступной информации, фирма может сделать довольно точные выводы относительно емкости и расположения сегментов рынка, по крайней мере по обобщенным категориям товаров. Кроме того, наличие множества открытых акционерных компаний, например в США, от которых часто требуют раскрытия информации о деловых операциях, позволяет изучить сильные и слабые стороны конкурентов. Наконец, фирмы могут использовать результаты многочисленных бихевиористских исследований, посвященных предпочтениям и привычкам американских потребителей. Располагая такой информацией, фирма может разработать анкеты или провести выборочное тестирование рынка, чтобы получить данные, отражающие ожидаемое поведение более крупной, специально выделенной группы потребителей, выбранной для сбыта продукции.

Однако существуют страны, чьи данные по численности населения, общенациональным доходам и внешней торговле вызывают сомнения, а данные по расходам потребителей вообще не собираются. В таких странах бизнесом приходится заниматься в атмосфере секретности, о поведении потребителей ¾ только догадываться, а от посредников получать уклончивые ответы. В подобной ситуации только путем дорогостоящих первичных исследований можно выбрать нужные варианты решений.

Число организаций, занимающихся сбором и обработкой информации по международному бизнесу, а также число публикаций, посвященных этому вопросу, чересчур велико. Но в целом основные источники информации ¾ это фирмы, живущие за счет ее продажи; фирмы, предлагающие различные услуги по международному бизнесу; государственные учреждения и международные организации.

Почти в любой стране действуют фирмы, специализирующиеся на изучении рынка, и фирмы, оказывающие бизнесменам консультационные услуги. Качество и стоимость подобных исследований варьируют в очень широком диапазоне. Обычно такой источник информации является наиболее дорогостоящим в силу индивидуализированного характера исследования, из-за чего распределить его стоимость между несколькими фирмами практически невозможно. Однако тот факт, что клиент может определить параметры требуемой информации, часто оправдывает понесенные расходы.

Некоторые исследовательские организации выполняют специфические исследования, а затем продают полученные данные любой заинтересованной фирме намного дешевле, чем в случае индивидуализированных исследований. Результаты исследований иногда оформляются в виде справочников по фирмам, работающим в конкретном регионе, где по ним приводится дополнительная финансовая и другая информация. Это могут быть справочники по отдельным странам, формам бизнеса, например по лицензированию; конкретным видам продукции, например по детскому питанию. Это могут быть и комплексные справочники, например, с таким названием ¾ «Рынок импортных комплектующих изделий для автомобилей в Германии».

Почти все организации, обслуживающие международные операции, а именно банки, транспортные агентства, бухгалтерские фирмы, публикуют отчеты, доступные потенциальным клиентам. Эти отчеты обычно посвящены либо бизнесу в каком-нибудь регионе, либо конкретной теме, представляющей всеобщий интерес, например налогообложению или законам о торговых марках. Поскольку отчеты ориентированы на то, чтобы обслужить многие фирмы, им обычно недостает специфических подробностей, важных для принятия решений, тем не менее они содержат полезную общую информацию. Часть перечисленных организаций, кроме того, может неформально сообщить мнения, например, о репутации возможных партнеров по бизнесу, а также имена людей, с которыми целесообразно вступить в контакт. Руководство может также получить необходимую информацию от других компаний, работающих в выбранном регионе.

Правительство страны ¾ еще один источник информации. Количество и качество статистических отчетов меняются от страны к стране. Когда государство или государственное учреждение заинтересовано в стимулировании иностранного бизнеса на своей территории, количество и многообразие статистической информации могут быть значительными.

Международные организации типа Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского Союза функционируют за счет многих стран и поддерживаются ими. Все они располагают многочисленными исследовательскими группами, которые занимаются статистической обработкой данных и выпускают отчеты и рекомендации по общим тенденциям и проблемам. Многие банки, финансирующие международное развитие, субсидируют также проведение исследований с целью технико-экономического обоснования проектов.

В отраслях производства многих видов продукции созданы торговые ассоциации, которые собирают, оценивают и распространяют самую разнообразную информацию, относящуюся к техническим и конкурентным показателям отрасли. Значительная часть этой информации отражена на страницах торговых журналов, остальные же данные могут быть доступны только для членов ассоциаций.

Существуют компании, располагающие службами поиска информации, которые обычно создают базы данных, поступающих из сотен источников, включая многие из приведенных выше. За плату, а иногда бесплатно через публичные библиотеки любая фирма может получить доступ к этой компьютеризованной информации и тут же распечатать ее в нужной форме.

Международным корпорациям приходится своими силами выполнять многие исследования за границей. Иногда исследование может заключаться в пристальном наблюдении и интервьюировании, а также проводиться другими известными способами.

 

 

23. Роль бизнеса в обществе и социальная ответственность менеджеров. «Краеугольные камни» бизнеса. Составляющие успеха в бизнесе.

Основное внимание в управлении уделим предпринимательской деятельности ¾ бизнесу. Бизнес характеризуется как «делание» (зарабатывание) денег при помощи денег. Под эффективным понимается бизнес, при котором доходы существенно превышают расходы при допустимой степени риска. Совокупность «краеугольных камней» эффективного бизнеса приведена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. «Краеугольные камни» эффективного бизнеса

Первым краеугольным камнем бизнеса является продажа как процесс осуществления товарно-денежных отношений.

Осуществление продажи требует наличия второго «краеугольного камня» бизнеса¾работы с потребителем.Работа с потребителем заключается в превращении его из потенциального в фактического, без которого бизнес невозможен. Работа с потребителем базируется на изучении рынка (маркетинге), включая исследование конъюнктуры рынка (соотношения спроса и предложения), емкости рынка (потенциальной и фактической) и сегментацию рынка (деление его на части в зависимости от запросов тех или иных групп потребителей).

В результате осуществления продажи в бизнесе образуется прибыль. Это третий «краеугольный камень» эффективного бизнеса.

Обеспечение долгосрочной и стабильной прибыльности в условиях постоянного дефицита ресурсов требует соблюдения рациональных пропорций в распределении прибыли между интересами развития предпринимательства, экономических интересов акционеров и инвесторов, а также экономических и социальных интересов работающих по найму. Это «четвертый краеугольный камень бизнеса».

Распределение ресурсов для реализации экономической, предпринимательской и социальной составляющих бизнеса с учетом фактора времени требует планирования деятельности. При этом стратегическое (долгосрочное) планирование, отражающее цели деятельности организации, должно сочетаться с оперативными (среднесрочными) и тактическими (краткосрочными) планами, отражающими изменения рыночной конъюнктуры. Соблюдение равновесия между стратегическими и тактическими планамиотражаетпятый «краеугольный камень» эффективного бизнеса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внутренняя среда организации. Анализ состояния макросреды организации | 

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.