Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность менеджмента

Менеджмент — деятельность экономическая, любое решение, принимаемое менеджментом, — мероприятие экономического характера. Отсюда следует, что эффективность менеджмента определяется экономическими результатами. Для измерения этих результатов используют определенные показатели. Это следующие показатели хозяйственной деятельности предприятия, которые изменяются под влиянием реализации управленческих решений:

- прирост прибыли;

- увеличение объемов реализации продукции;

- рост производительности труда;

- снижение фондоемкости;

- увеличение фондоотдачи;

- ускорение оборачиваемости оборотных средств;

- повышение рентабельности производства;

- уменьшение непроизводственных расходов;

- снижение трудоемкости продукции;

- уменьшение объемов незавершенного производства;

- снижение себестоимости продукции;

- экономия заработной платы;

- уменьшение потерь рабочего времени;

- повышение уровня организационной работы;

- улучшение условий труда;

- повышение качества продукции;

- повышение квалификации производственного персонала;

- рост технического уровня оснащения производства.

Все эти показатели находятся в поле зрения такой конкретной экономической дисциплины, как микроэкономика (экономика предприятия).

К показателям, характеризующим труд менеджера можно отнести:

- снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

- сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации;

- сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала улучшением организации труда.

Их можно выразить количественно. Но есть и такие показатели, которые не поддаются количественной оценке. Например, повышение квалификации управленческого персонала, улучшение условий труда, культура управления и др.

  1. Организационно-правовые формы предприятия. Классификация предприятий.

В соответствии с законодательством РФ создаются и осуществляют свою производственно-хозяйственную деятельности в зависимости от форм собственности следующие организационно-правовые формы предприятия:

- государственные;

- муниципальные;

- индивидуальные;

- хозяйственные товарищества;

- хозяйственные общества;

- потребительские кооперативы;

- учреждения;

- общественные и религиозные организации (объединения);

- фонды;

- акционерные общества (ЗАО, ОАО);

- предприятия, созданные на основе аренды и т.д.

По российскому законодательству предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект (юридическое лицо), созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Предприятие выступает юридическим лицом, что определяется совокупностью признаков:

1. обособленностью своего имущества, ответственного.

2. по обязательствам этим имуществом.

3. наличие расчетного счета в банке.

4. выступление от своего имени.

Обособленность имуществ выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором числится имущество предприятия.

Наиболее распространенной организационной формой является товарищество. Все товарищества можно классифицировать по степени создания имущества, на основе которого строится их производственно – хозяйственная деятельность.

В полном товариществе имущество складывается на основе долевого участия его членов. Это товарищество не является юридическим лицом. Создается товарищество на основе договора участников, где определена сумма внесенных средств, форма участия и доля прибыли, получаемой каждым членом товарищества. Налоги с товарищества не взимаются, их платит каждый член товарищества, в зависимости от своего индивидуального дохода.

Смешанное товарищество является юридическим лицом, объединяют как действительных членов, так и вкладчиков. Первые отвечают всем своим имуществом, вторые – в размере внесенного вклада и имеют совещательный голос и лишена права принятия решения.

Товарищество с ограниченной ответственностью строится на внесении пая (вклада) каждым участником, за счет чего создается Уставный капитал и определяется доля участников в этом капитале. Ответственность по долгам ограничивается паем каждого участника. Собственность товарищества – общая собственность всех участников.

Товарищество имеет Устав и является юридическим лицом.

Устав отражает полное и сокращенное название предприятия, определяет фирменный знак, дающий право на исключительное его использование.

Кроме того, Устав отражает место расположения, данные об учредителях, порядок образования имущества, управления предприятием, выборность органов управления, выборность органов управления, компетенция органов управления и служб предприятия.

АО бывают двух видов – ОАО и ЗАО.

АО строится на основе вкладов акционеров в денежной или вещественной форме, которые заменяются акциями.

Акции могут выступать предметом купли-продажи.

Основной критерий отличия ОАО в том, что его члены имеют возможность продать акции без согласия общества, а члены ЗАО такого права лишены.

АО всех типов является юридическим лицом, имеют собственные названия, счет в банке и действуют на основании Устава и Учредительного договора.

Учредительный договор и Устав должны включать сведения о виде общества, предмете и цели его деятельности, о составе участников (учредителей), фирменном названии и мете нахождения, размере уставного фонда, порядок распределения прибыли, возмещении убытков, составе и компетенции органов общества, порядок принятия или решений, в том числе перечень вопросов по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство. Создаются общества по решению трудового коллектива, после чего на общем собрании акционеров разрешается и утверждается Устав.

Одновременно проводится работа по оценке стоимости предприятия, его производственных фондов.

ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях установленных законом и иными правовыми актами. Оно обязательно ежегодно публикует для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

АО может быть создано также в результате выделения из состава действительного предприятия, либо организации одного или нескольких структурных подразделений, если на это есть согласие собственника имущества предприятия, и обеспечивается выполнение ранее принятых предприятием договорных отношений.

АО является собственником имущества переданного ему учредителями; произведенной продукции; полученных доходов, а также и иного имущества, приобретенного им по другим основаниям.

В обществе создается резервный фонд в размере установленном учредительными документами, но не менее 15% уставного фонда.

Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений до достижения размера указанного в учредительных документах.

Размер ежегодных отчислений предусматривается не менее 5% чистой прибыли.

Распределение чистой прибыли между участниками осуществляется по итогам работы за год пропорционально их долям в уставном фонде общества (акциям).

Прекращение деятельности общества происходит путем его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации.

В современных рыночных условиях имеется и такая организационно-правовая структура как предприятие, которое проходит свою государственную регистрацию в торговой палате, по месту своего нахождения, для чего предоставляется решение о создании, Устав и другие документы.

Согласно действующему Российскому законодательству предприятие имеет право создавать дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с правами открытия текущих и расчетных счетов.

Согласно налоговому кодексу РФ установлен порядок объединения российских предприятий в консолидированные группы налогоплательщиков. Консолидированная группа выступает в качестве единого налогового плательщика в отношении одного или нескольких федеральных налогов (сборов), а также в отдельных случаях региональных налогов.

Консолидированная группа налогоплательщиков может быть образована, если соблюдены следующие условия:

1. Учредителями этой группы являются материнские предприятия (головные) и одно или несколько дочерних.

2. Доля участия головного предприятия в каждом дочернем предприятии, входящем в эту группу составляет не менее 80%.

3. Участниками этой группы являются Российские предприятия.

  1. Основные элементы структуры управления предприятием. Руководитель, его функции и классификация.

Предприятие представляет собой сложную, многоуровневую динамическую систему.

С точки зрения системного подхода, любое промышленное предприятия является открытой системой, активно взаимодействующей с окружающей средой и адаптирующейся к происходящим в ней изменениям. Предприятие как открытую систему можно представить в следующем виде.

Основная задача промышленного предприятия – распределить поступающие ресурсы рациональным образом, подобрать соответствующую технологию преобразования ресурсов в продукт или услугу, обеспечить поставленные цели в области завоевания рынка, достичь устойчивого своего положения, определенных финансовых результатов и др.

Управляющая подсистема представляет собой совокупность органов управления предприятием, управляемая – совокупность цехов, участков, бригад и рабочих мест. Управляющая и управляемая подсистемы связаны между собой потоками команд и обратными потоками информации, отражающими реакцию управляемой подсистемы на поступающие команды.

Управляющая подсистема включает в себя ряд элементов, одновременное функционирование которых позволяет эффективно управлять предприятием.

К ним относятся:

- организация управление (функции управления и структуры управления);

- методы управления (экономические, административно-правовые, организационные, социально-психологические);

- технология управления;

- техника управления.

Исходя из определения управления, можно сформулировать и функции руководителя. Один из вариантов трактовки функций руководителя:

В управленческой деятельности, как и в производственной, имеется вертикальное и горизонтальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда предполагает расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений аппарата управления: производственного, планово-финансового и проектно-сметного отделов, бухгалтерии и т.д.

Вертикальное – образует уровни управления: генеральный директор, его заместители, начальники функциональных отделов и т.д.

Число уровней управления зависит от размера предприятия, от географического положения, от того, моно- или полипродуктивным оно является и т.д.

В зависимости от числа уровней управления, руководителей традиционно делят на 3 категории:

1. Руководители технического уровня, осуществляющие ежедневные действия по управлению производством.

2. Управленческого уровня, осуществляющие координацию отдельных подразделений внутри предприятия.

3. Руководители институционального уровня, обеспечивающие разработку и подготовку к различного рода переменам.

Структура управления предприятия складывается из ступеней и звеньев, обеспечивающих в совокупности решение всех задач управления.

Звено управления – самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций.

Степень управления – это единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, цехом и т.д.).

Аппарат управления предприятия, называемый также организационной структурой управления, представляет собой совокупность ступеней и звеньев.

Горизонтальные связи между отдельными элементами носят характер согласования и являются одноуровневыми.

Вертикальные связи – связи подчинения. Они являются следствием иерархичности управления, т.е. наличия нескольких уровней управления.

Управление очень многообразно, можно выделить виды:

1. Техническое управление (управление естественными технологическим процессами).

2. Государственное управление – это управление обществом, его жизнью через различные институты (правовая система, органы власти).

3. Идеологическое управление (внедрение в сознание членов общества различных идеологий и концепций).

4. Негосударственное и неполитическое управление социальными процессами (движение в защиту окружающей среды).

5. Хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций.

  1. Внутренняя среда предприятия. Внешняя среда предприятия.

Любая система находится в среде. Под средой понимается то, что находится внутри и вне системы. Каждая организация есть система.

  1. Организационная структура управления: понятие и принципы.

Если управление – целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, то под организационной структурой управления предприятием понимается совокупность управленческих ступеней и звеньев, обеспечивающих выполнение функций и задач управления.

При этом ступени – это уровни управления (заводоуправления, управление цехом и т.д.); звеньев – самостоятельные структурные подразделения, выполняющие определенные функции управления (плановые, учетные, регулирующие и т.д.).

Структура аппарата управления может быть линейной, функциональной и линейно – функциональной.

Линейность управления характеризуется сочетанием прямого воздействия на производство и сосредоточением в одних руках всех функций управления. Каждый работник подчинен только одному руководителю.

При этом подчиненные не получают противоречивых заданий и распоряжений, обеспечивается полная ответственность руководителя за результатом работы.

Недостаток этой структуры управления – необходимость обладания руководителем разносторонними знаниями при отсутствии специалистов по реализации отдельных функций управления.

Функциональное управление предусматривает дифференцированное руководство, которое осуществляется функциональными звеньями. Оно позволяет более компетентно решать производственные вопросы специалистами, разгрузить и упростить работу линейных руководителей.

Однако функциональное управление нарушает единство распорядительства и ответственности за работу, так как исполнитель может получать указания сразу от нескольких руководителей – специалистов. Например, старший механик цеха подчиняется начальнику цеха, но он может получать и указания от зам. главного механика завода.

Линейно – функциональное управление характеризуется наличием у руководителя – единоначальника функциональных отделов, выполняющих отдельные функции управления. При линейно – функциональной системе действуют специальные советы, коллегии и т.д.

В нижнем звене (установка), целесообразно линейное управление производством, в среднем (цехе) - функциональное или линейно - функциональное, в верхнем (предприятие, объединение) – линейно – функциональное.

В нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в управлении предприятием имеют место четырех-, трех- и двухзвенные структуры управления.

Структура аппарата управления зависит от размера предприятия, числа технологических установок и процессов, профиля предприятия. Но она должна быть достаточно простой и экономичной.

Основные требования к структуре управления сводятся к следующему:

- постоянному контролю за ходом производства в целях обеспечения оптимального функционирования производства

- обеспечению четкой работы вспомогательных и обслуживающих хозяйств

- рациональному взаимодействию органов управления, организации эффективного документообороту

- организации выполнения мероприятий по техническому и организационному совершенствованию производства и т.д.

Следует отметить, что как чрезмерно упрощенная, так и сложная структура снижают эффективность управления. Поэтому ведутся поиски определения наиболее рационального соотношения концентрации и централизации функциональных служб в рамках объединения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Национальные особенности менеджмента | Выбор оптимального количества уровней и ступеней в структуре предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.