Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Руководитель проекта Н.Е.Покровский

Москва 2007

Руководитель проекта Н.Е.Покровский

Конспекты лекций

Автор В.Г.Николаев


Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ТЕМА 1. КЛАССИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИИ ХХ ВЕКА.. 5

ТЕМА 2. РОЖДЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА: «СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ» ДЖОРДЖА ГЕРБЕРТА МИДА.. 10

ТЕМА 3. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ: РОБЕРТ ЭЗРА ПАРК.. 17

ТЕМА 4. ФУНКЦИОНАЛИЗМ И СТРУКТУРАЛИЗМ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА: БРОНИСЛАВ МАЛИНОВСКИЙ И АЛЬФРЕД РЕДЖИНАЛЬД РЭДКЛИФФ-БРАУН.. 28

ТЕМА 5. ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА: «СРЕДНИЙ ГОРОД» (Р. и Х. ЛИНД), «ЯНКИ-СИТИ» (У.Л. УОРНЕР). 35

ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА.. 43

ТЕМА 7. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ: ТОЛКОТТ ПАРСОНС.. 50

ТЕМА 8. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ: РОБЕРТ КИНГ МЕРТОН.. 61

ТЕМА 9. НЕОФРЕЙДИЗМ В СОЦИОЛОГИИ.. 69

ТЕМА 10. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА НЕОМАРКСИЗМА.. 76

ТЕМА 11. СОЦИОЛОГИЯ ЧАРЛЗА РАЙТА МИЛЛСА.. 82

ТЕМА 12. СОЦИОЛОГИЯ ТОМАСА ХЭМФРИ МАРШАЛЛА.. 89

ТЕМА 13. ЧИКАГСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В 30-Е – 60-Е ГОДЫ: ЛУИС ВИРТ И ЭВЕРЕТТ ЧЕРРИНГТОН ХЬЮЗ. 96

ТЕМА 14. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ: ГЕРБЕРТ БЛУМЕР.. 105

ТЕМА 15. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: АЛЬФРЕД ШЮЦ.. 110

ТЕМА 16. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ «СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ» ПИТЕРА БЕРГЕРА И ТОМАСА ЛУКМАНА.. 121

ТЕМА 17. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА.. 130

ТЕМА 18. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА.. 137

ТЕМА 19. ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ: ГАРОЛЬД ГАРФИНКЕЛЬ.. 144

ТЕМА 20. СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ЭРВИНГА ГОФФМАНА.. 152


 

Предлагаемый ниже лекционный курс является результатом десятилетнего опыта преподавания автором истории социологии в учебных заведениях города Москвы (ГУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский колледж социологии). Отправной точкой для формирования этого лекционного курса стал лекционный курс «Классики социологии ХХ века» проф. Н.Е. Покровского. За годы преподавания читавшийся автором курс был несколько переконфигурирован, дополнен и усовершенствован на основе ознакомления с более широким кругом первоисточников и новейшей комментаторской литературой. Достигнутый на данный момент результат представлен в нижеприведенных Конспектах.

Место лекционного курса в преподавании истории социологии. Настоящий лекционный курс является неотъемлемой частью блока дисциплин, знакомящего студента с историей социологической мысли. Он является непосредственным продолжением курса истории социологии XIX – начала ХХ вв. и непосредственно предшествует преподаванию курса «Современные социологические теории». Соответственно, он требует от студента адекватного знания истории классической социологии XIX – начала ХХ вв. и закладывает необходимую основу для ознакомления с современными социологическими теориями.

Хронологические рамки. Настоящий курс охватывает примерно 50-летний период, начальная граница которого задается Первой мировой войной, а завершающая — рубежом 60-х – 70-х годов ХХ в., ознаменовавшимся студенческими волнениями и пиком левого движения в Европе и США. Эти границы, будучи, разумеется, условными, могут быть приняты как рубежные для истории социологической мысли; во всяком случае, обе они помечают переломные моменты в развитии социологической науки. На протяжении всего 50-летнего периода, охваченного настоящим курсом, в области социологической теории почти безраздельно доминировали американские ученые, а также европейские ученые, в силу вынужденной эмиграции жившие и работавшие в США, что отличает этот период как от предшествовавшего, так и от последовавшего за ним.

Принципы построения курса. При построении курса выбран преимущественно персонифицированный подход: развитие социологической мысли в ХХ в. представлено как последовательность значимых достижений, принадлежащих конкретным ученым. «Направления» и «школы» (или то, что называется иногда «парадигмами») вводятся в содержание курса через рассмотрение ключевых для этих «направлений» персоналий. Каждая персоналия берется как самодостаточная единица, взгляды которой должны быть увидены и поняты «изнутри», в их связности и систематичности, а не «извне», как набор сухих и объективных констатаций. Достижение панорамного видения социологии ХХ в. мыслится автором курса как естественный результат углубленного проникновения в суть и логику рассматриваемых идей. В центр внимания в курсе ставится главным образом развитие теоретической социологии, хотя в нескольких лекциях затрагиваются, насколько это возможно, и значимые вехи в развитии эмпирической социологии.

Выбор персоналий. Настоящий курс, как и любой подобный, в силу естественных ограничений не может охватить всё. Выбор персоналий мог бы быть и другим (какие-то могли бы быть убраны, какие-то добавлены). Это не означает, что он был произвольным: каждый социолог, идеи которого рассматриваются в курсе, имеет в багаже достижения, в полной мере признанные научным сообществом и имеющие долговременную значимость. При рассмотрении каждой персоналии делается упор именно на эти достижения. Важным и, более того, существенным критерием для включения персоналии в курс было то, чтобы публикации, содержащие указанные достижения, попадали в установленные для данного курса хронологические рамки.

Последовательность тем. Последовательность, в которой в курсе выстраиваются темы, не является непреложной: какие-то из них возможно поменять местами; в конце концов, все рассматриваемые в курсе социологи являются современниками, и в ХХ в. был довольно продолжительный период (15-20 лет), когда все они были живы одновременно. Тем не менее эта последовательность и не произвольна: для ее определения было значимо, что значимая теоретическая работа одних затрагиваемых в курсе социологов часто была реакцией на работу других, и персоналии выстроены друг за другом с таким расчетом, чтобы (насколько это возможно) говоря об этих реакциях, не делать отсылок к материалу, который будет дан позже.

Новизна лекционного курса. В той конфигурации, которая здесь предложена, курс истории социологии ХХ века ни в одном из российских высших учебных заведений не читается. Некоторые темы, входящие в курсе, излагаются и интерпретируются автором иначе, чем это делается в имеющихся на данный момент учебниках, иногда существенно иначе. Некоторые персоналии вводятся в курс впервые: отсутствие их в стандартных учебниках обусловлено скорее неосвоенностью их наследия, чем «малозначительностью» их идей. Курс подкреплен достаточным количеством первоисточников, переведенных на русский язык (значительная часть переводов была выполнена автором курса, с расчетом в том числе и на дальнейшее использование в учебном процессе; эти переводы включены в Хрестоматию, входящую в состав настоящего УМК).

Характер пособия. Предлагаемое пособие представляет собой Конспекты лекций, составляющих настоящий курс. Форма представления материала – структурный конспект. Выбор этой формы был продиктован следующими соображениями: сам автор много лет пользуется этой формой конспекта на лекционных занятиях, и она зарекомендовала себя как одновременно очень удобная и эффективная. Главное достоинство этой формы автор видит в том, что она фиксирует самое важное и оставляет простор для пояснительной работы. Дополнительное достоинство этой формы — возможность внесения в конспекты регулярных изменений и усовершенствований без необходимости переписывать большие текстовые фрагменты; иначе говоря, эта форма экономична. Указанный характер пособия означает, что нижеприведенные Конспекты не охватывают содержания соответствующих лекций в полном объеме: какие-то моменты прописываются подробнее, какие-то — менее подробно, какие-то — просто назывными предложениями. В лекциях, читаемых устно, материал преподносится, разумеется, иначе. Для некоторых тем, которые включены в курс, точный письменный аналог устной лекции составить невозможно, ввиду линейности печатного текста и нелинейности устного изложения и объяснения материала (когда используются схемы на доске, по ходу лекции достраиваемые и перестраиваемые). Таким образом, устные лекции читаются не обязательно в том виде и в той последовательности, которые представлены в Конспектах; однако этих Конспектов более чем достаточно для успешного чтения лекций в аудитории.

Связь пособия с другими компонентами УМК. Настоящие Конспекты полностью соответствуют Программе курса (входит в УМК). Для каждой темы, рассматриваемой в Конспектах, в Хрестоматии (входит в УМК) имеется соответствующая подборка текстов: первоисточников на русском языке и – только там, где это функционально необходимо, – вторичных источников. Некоторые вопросы, включенные в Программу, не раскрываются в лекциях, поскольку предполагается их обсуждение на семинарских занятиях на основе предварительного прочтения включенных в Хрестоматию первоисточников. Ряд вопросов, включенных в Программу, но не освещенных в настоящих Конспектах, освещается в двух дополнительных пособиях, входящих в состав УМК, написанных проф. Н.Е. Покровским и доц. О.А. Симоновой.

Структура пособия. Пособие содержит конспекты двадцати лекций; каждому конспекту предпослано краткое содержание. Никаких списков литературы к Конспектам не прилагается (они содержатся в других компонентах УМК). Цитаты не сопровождаются ссылками (данные конспекты представляют собой сугубо прагматические материалы и не предназначаются для публикации, по крайней мере, в их нынешнем виде).


ТЕМА 1. КЛАССИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИИ ХХ ВЕКА

 

Краткое содержание лекции: Классическая социология XIX – начала ХХ вв., основные характеристики и тенденции развития. — Позитивистское течение в социологии. О. Конт и Г. Спенсер. Основные характеристики позитивистской социологии. — Различные направления в позитивистской социологии. — Э. Дюркгейм как один из основоположников современной социологии. Принцип социологизма: общество как особая реальность. — Антипозитивизм и антинатурализм в методологии социальных наук: влияние неокантианства. — Понимающая социология М. Вебера. Теория социального действия. — Формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тённиса. — Критическое течение в социологии. Социальная теория К. Маркса. Социальные обследования в англосаксонских странах и их связь с социальным реформизмом. — Психологизм в социологии. Зарождение социальной психологии. — Эмпирические социальные исследования на рубеже XIX–ХХ вв. — Основные дилеммы в социологии начала ХХ в. — Первая мировая война как рубежное событие в развитии социологической мысли. — Институционализация социологии. — Перемещение основного центра развития социологического знания из Европы в США. — Влияние европейских социально-научных традиций на американскую социологию.

 

 

(Лекция имеет обзорный характер: с одной стороны, в ней резюмируется исторический путь, пройденный социологией к началу ХХ в.; с другой стороны, дается обзор основных проблем, доставшихся социологии ХХ в. в наследство от классической социологии этого предшествующего периода.)

 

 

Что такое социологическая «классика»?

 

Вопрос о том, что такое «классика», имеет для социологии особую значимость. — Если судить о социологии по меркам естественных наук, наличие в ней «классики» оказывается свидетельством ее незрелости. — Точка зрения Дж. Александера: применять к социологии такие мерки нельзя; социология по своей структуре и теоретической логике отлична от естественных наук. — В структуре социологического знания содержатся самые разные элементы: некоторые из них имеют долговременную (или даже непреходящую) ценность, как, например, удачные решения метатеоретических проблем, методологические решения, модели, концептуальные схемы. — Такие удачные решения вовсе не обязательно искать в текущей (современной) литературе; они могут содержаться и в произведениях прошлого (даже далекого прошлого). — Произведения прошлого, содержащие подобные элементы, как раз и становятся «классическими»; это значит, что их чтение может быть в каких-то отношениях более полезным и плодотворным, чем чтение современных произведений; иначе говоря, «классика» (в этом особом смысле) является полноценным и неотъемлемым элементом социологического знания, т.е. актуальной. — Как для сегодняшней социологии существует своя классика, так и для социологии начала ХХ века была своя классика, без опоры на которую социологию этого периода трудно представить.

 

Это требует ретроспективного взгляда на классическую социологию XIX – начала ХХ вв., в котором были бы обобщены ее основные характеристики, тенденции развития и итоги (насколько об «итогах» здесь можно говорить).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговая система Польши | Позитивистское течение в социологии XIX века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.