КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Формирование и анализ информационной базы муниципального образования
Содержание организационно-подготовительного этапа формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования Содержание комплексной программы социально- экономического развития муниципального образования Комплексная программа социально- экономического развития муниципального образования включает в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов. Состав Комплексной программы социально-экономического развития муниципального района, городского округа представлен на рис. 3. Состав Комплексной программы социально-экономического развития городского, сельского поселения представлен на рис. 4. Концепция развития муниципального образования - документ, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на десять и более лет) политику деятельности органов представительной и исполнительной власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни муниципального образования, согласованную с интересами бизнес-сообщества, населения муниципального образования и стратегическими приоритетами субъекта Российской Федерации, на территории которого оно находятся.
Рис.3. Состав Комплексной программы социально-экономического развития муниципального района, городского округа
Рис.4. Состав Комплексной программы социально-экономического развития городского, сельского поселения Различают четыре вида планов, являющихся взаимосвязанными разделами комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. Стратегический план социально-экономического развития муниципального района, городского округа - краткий планово-прогнозный документ на срок не менее десяти лет.
Долгосрочный план - плановый документ, имеющий горизонт планирования социально-экономических процессов развития муниципальных образований не менее десяти лет. Среднесрочный план - плановый документ, имеющий горизонт планирования социально-экономических процессов развития муниципальных образований не менее пяти лет. Краткосрочный (текущий, годовой) план - плановый документ, совпадающий по срокам с бюджетным годом. Построение комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований предполагает формирование конечного документа не по методу построения «башни», когда на массивное основание (долгосрочный план) надстраиваются следующие конструкции (среднесрочный и текущий планы) в виде отдельных документов. Все это сделало бы документ громоздким и неудобным для практической реализации. Более практичным является метод «матрешки», в котором стратегические цели и задачи представляются в виде системы долгосрочных, долгосрочные - в виде системы среднесрочных, а среднесрочные - как система текущих (локальных) целей и задач. В этом случае индикаторы плановых разделов сводятся в одну или несколько таблиц, а планы мероприятий по выполнению долгосрочных целей включают в себя мероприятия среднесрочного характера и первоочередные мероприятия, обеспечивающие одновременно реализацию и долгосрочного и среднесрочного и текущего (годового) плана и т.д. Двухуровневая система местного самоуправления (городской округ, муниципальный район и городские, сельские поселения) предопределяет два типа комплексных программ. Для городских округов и муниципальных районов комплексная программа включает в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный, текущий планы, а для муниципальных районов – еще и приоритетные направления развития входящих в них поселений. Так как задачи формирования приоритетов развития городских и сельских поселений на долгосрочный период должны решаться одновременно с задачами формирования приоритетов развития муниципальных районов в рамках концепций их социально-экономического развития, комплексная программа поселений может не содержать раздела долгосрочного планирования. Однако это не означает, что долгосрочное планирование не присутствует в качестве составного элемента планирования социально-экономического развития для этих типов муниципальных образований. Долгосрочные приоритеты развития поселений более целесообразно формировать во время разработки комплексных программ развития муниципальных районов. При этом соблюдение принципов планирования социально-экономического развития требует непосредственного участия местного самоуправления поселений в разработке и утверждении данных разделов программ социально- экономического развития муниципальных районов.
Вся работа по формированию комплексной программы социально- экономического развития муниципального образования предполагает выполнение трех последовательно реализуемых этапов: организационно- подготовительного, прогнозно-аналитического и, собственно, этапа планирования. В общем виде принципиальная схема формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования приведена на рисунке 5.
Рис 5. Принципиальная схема формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования Каждый из этапов формирования комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований предполагает выполнение разработчиками ряда последовательных действий и алгоритмов работы, обеспечивающих методологическое единство всех этапов социально-экономического планирования. Инициаторами разработки комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований могут выступать как депутаты, так и глава муниципального образования, которые должны обосновывать необходимость разработки программы и вынести на рассмотрение органов представительной власти проект решения по данному вопросу. Основанием для начала разработки программы и планов социально-экономического развития муниципального образования должно являться только решение его представительного органа власти. Это вытекает из самой природы местного самоуправления. Только местное сообщество само или через своих представителей - депутатов вправе решать, изменять ей текущий ход жизни муниципального образования или развиваться по инерционному пути. Это принципиальное положение, так как комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования - это не только и не столько программа действий исполнительных органов местного самоуправления (их персональный состав, планы, формы и методы работы могут меняться). Решение о разработке комплексных программ социально- экономического развития принимают: - на уровне городского округа и муниципального района, городского и сельского поселения с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 человек - представительные органы местного самоуправления; - на уровне сельских поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 жителей - сходы граждан. Данное условие диктуется рядом существенных факторов. Во- первых, именно представительные органы определяют в бюджете муниципального образования размеры и источники финансирования предплановых и плановых работ. Во-вторых, комплексные программы социально-экономического развития муниципального образования в соответствие с действующим законодательством также должны быть утверждены, а концепция перед вынесением на обсуждение бизнес-сообщества и гражданского сообщества муниципального образования одобрена и рекомендована к обсуждению опять же представительными органами муниципальных образований. В-третьих, одним из источников финансирования плановых мероприятий является бюджет, который также ежегодно утверждается представительным органом муниципального образования. Помимо самого решения о разработке программы, представительный орган муниципального образования должен сформулировать постановки задач, установить сроки плановых периодов, сроки реализации отдельных этапов и работы над программой в целом, а также определить размеры и источники финансирования работ. Исходя из принятого представительным органом муниципального образования решения, главой муниципального образования принимается постановление о начале работ над комплексной программой социально- экономического развития. В постановлении, принимаемом главой муниципального образования, должно быть определено следующее: ¾ состав коллектива разработчиков комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования; ¾ подразделение администрации муниципального образования, ответственное за формирование сводного итогового документа и представление его главе муниципального образования; ¾ сроки вынесения программы и отдельных ее частей (стратегии, планов) на рассмотрение органа представительной власти; ¾ статьи бюджета и внебюджетные источники, из которых будут финансироваться плановые работы; ¾ размеры и порядок финансирования работ. Для учета интересов и возможностей различных групп населения, координации действий власти и местного сообщества в состав коллектива разработчиков, помимо сотрудников администрации муниципального образования, должны быть включены представители научной сферы, местного бизнес-сообщества, социальной сферы, жителей муниципального образования и т.д. К работе могут быть также привлечены сторонние эксперты. Из состава членов рабочей группы и экспертов целесообразно составить временные творческие коллективы (ВТК) для разработки конкретных разделов, подразделов комплексной программы. Постановление также должно содержать в виде отдельного приложения уточненные цели планирования, постановки задач разработчикам, уточненные сроки их реализации, сроки завершения этапов плановых работ и результаты работы. Календарный план работы, который составляется коллективом разработчиков совместно с работниками экономических подразделений муниципального образования и утверждается главой муниципального образования, должен содержать этапы, виды, сроки работ, ответственных за соблюдение этапов и сроков работ, формы и периодичность контроля хода работы. Примерная форма календарного графика работы над комплексной программой социально-экономического развития приведена в Приложении 1. В связи с тем, что комплексная программа социально-экономического развития является основополагающим документом не только для органов власти, но и для всего местного сообщества, главой муниципального образования должно быть также издано распоряжение, в котором: ¾ регламентируются формы участия различных сообществ, граждан в обсуждении целей, задач программы, стратегических приоритетов развития муниципального образования на плановый период; ¾ определяется периодичность и формы информирования населения о ходе и итогах плановых работ; ¾ определяются формы обсуждения гражданским сообществом проекта программы социально-экономического развития перед внесением его в орган представительной власти. 1. Последовательность работ прогнозно-аналитического этапа по формированию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований 2. Источники информации о фактическом состоянии социально- экономического развития муниципального образования 3. Паспорт муниципального образования 4. Исторический (историко-географический) подход к комплексному анализу информации муниципального образования 5. Структурно-функциональный анализ социально-экономического положения муниципального образования 6. Формирование SWOT-анализа муниципального образования
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |