КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные инструменты реализации среднесрочного плана социально- экономического развития муниципального образованияСтруктура и содержание среднесрочного плана социально- экономического развития муниципального образования Методика разработки разделов среднесрочных планов в составе комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований аналогична методике разработки разделов долгосрочного плана. Однако их содержание, в силу своей большей конкретности среднесрочного плана в сравнении с долгосрочным, зависит от специфики развития и от вида (уровня) муниципальных образований. Среднесрочные планы муниципальных образований «второго уровня» - городских округов и муниципальных районов - конкретизируют содержание разделов долгосрочных планов. Для получения индикаторов их социально- экономического развития на среднесрочный период, как и при долгосрочном планировании, используются графические, экономико-математические модели и модели, построенные на основе статистических закономерностей. Для муниципальных образований «первого уровня» - поселений, среднесрочный план является основным разделом и основным инструментом реализации целей и приоритетов социально-экономического развития. Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских поселений имеют предметы ведения и источники их финансирования, отличные от муниципальных районов. При разработке среднесрочных планов поселений следует исходить из ряда объективно сложившихся особенностей функционирования их финансово-экономической и административно- хозяйственной систем. С одной стороны, очередность формирования бюджетов муниципальных образований, в соответствие с действующим бюджетным законодательством, делает поселения последним, заключительным звеном планирования. В большинстве случаев местные сообщества поселений до определения сумм дотаций и субсидий из региональных и районных бюджетов не в состоянии не только определить перспективы развития, но и спланировать финансирование закрепленных за поселениями предметы местного ведения. Кроме того, многие функции местного самоуправления невозможно выполнить в рамках одного поселения (функционирование транспортной, энергетической, рыночной инфраструктуры). С другой стороны, социально-экономическое развитие муниципальных районов - это фактически развитие конкретных поселений. Экономика муниципального района - это экономика входящих в него городских и сельских поселений и достаточно небольшой сектор муниципального районного хозяйства. В связи с этим, как было уже сказано выше, стратегические цели развития муниципальных районов - это производные от сформированных приоритетов развития входящих в их состав поселений. То есть, реализация приоритетов развития поселений является основным условием достижения стратегических целей социально-экономического развития объединяющих их административных районов. Все это не может не отразиться на структуре и содержании разделов среднесрочных планов социально-экономического развития поселений. Типовой вариант структуры среднесрочного плана социально-экономического развития поселений состоит из девяти разделов: 1. Оценка исходного состояния социально-экономического развития муниципального образования; 2. Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования; 3. Резервы социально-экономического развития муниципального образования; 4. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития поселения на среднесрочный период; 5. Финансовое обеспечение реализации задач социально- экономического развития муниципального образования в планируемый период; 6. Развитие муниципального сектора экономики; 7. Основные механизмы и инструменты реализации среднесрочного плана социально-экономического развития муниципального образования; 8. Основные индикаторы социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу; 9. Мониторинг хода реализации среднесрочного плана социально-экономического развития муниципального образования. Развернутая типовая структура среднесрочного плана социально-экономического развития поселений приведена в Приложении 8. Основными инструментами реализации среднесрочного плана являются конкретные инвестиционные программы, проекты, планы действий, а также бизнес-планы, инвестиционные, налоговые соглашения и договоры о совместной деятельности администраций муниципальных образований и бизнес-структур. Инвестиционные программы носят, как правило, федеральный, региональный, муниципальный, ведомственный или межведомственный характер и направлены на реализацию крупных социальных и экономических задач. При включении разделов региональных и иных инвестиционных программ в среднесрочный план муниципального образования необходимо конкретизировать механизмы его реализации на муниципальном уровне. Следует уточнить размеры, способы мобилизации ресурсов, наличие или создание соответствующих административных и иных структур, ответственных за реализацию программ, сроки и этапы проведения администрацией программы организационных, финансовых, экономических и технических мероприятий, обеспечивающих реализацию инвестиционной программы на территории муниципального образования. Муниципальные инвестиционные программы включаются в качестве разделов среднесрочных планов только при наличии источников их финансирования. Источниками финансирования и софинансирования муниципальных инвестиционных программ могут быть: – региональные фонды муниципального развития, формируемые ежегодно в рамках регионального бюджета; – региональные целевые бюджетные кредиты и ссуды муниципальным образованиям (на жилищно-коммунальное хозяйство, развитие социальной сферы, поддержу агропромышленного комплекса (АПК); – бюджет муниципального образования; – доходы от ведения муниципального хозяйства; – доходы от выпуска ценных бумаг и займов; – софинансирование из федерального бюджета; – частные инвестиции; – государственный фонд поддержки малого предпринимательства; – иные государственные и частные фонды, гранты и т.д. Инвестиционные проекты носят, как правило, коммерческий характер. Условием их включения в план социально-экономического развития муниципального образования на основе софинансирования или обеспечения режима наибольшего благоприятствия является его направленность на реализацию стратегических или текущих социально значимых целей и задач территории. Обязательным условием для включения инвестиционного проекта в территориальный план социально-экономического развития является наличие бизнес-плана. Заключительным этапом формирования среднесрочного плана социально-экономического развития муниципального образования является разработка механизма управления реализацией плана, системы мониторинга и корректировки. Как правило, задача направлять и отслеживать процесс реализации плана возлагается на администрацию муниципального образования. Общая структурная схема механизма управления реализацией плана включает в себя следующие блоки: – информационный и организационно-распорядительный; – нормативно-правовое регулирование; – мониторинг и оценка; – актуализация плана. Так как решение по основным стратегическим целям и задачам муниципального образования принималось с участием местного сообщества, то и реализация плана социально-экономического развития муниципального образования в части реализации стратегических приоритетов должна вестись в условиях открытости и широкой гласности. Она должна включать в себя также мероприятия по формированию благоприятного общественного мнения и обеспечению материальной и моральной заинтересованности каждого человека, каждого хозяйствующего субъекта, которые своей деятельностью способствуют достижению конечных целей и задач планирования. Организационно реализация плана обеспечивается следующим образом: 1. Все мероприятия по реализации плана обсуждаются его участниками и принимаются на основе консенсуса; 2. За каждым мероприятием, программой, проектом закрепляется специалист, ответственный за реализацию; 3. Принимается постановление или распоряжение главы муниципального образования, регламентирующее действия администрации по реализации плана; 4. Орган представительной власти муниципального образования разрабатывает и утверждает план деятельности по нормативно-правовому обеспечению реализации среднесрочного плана; 5. На основе плана формируется инвестиционная программа, которая после согласования в соответствующих структурах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается на сессии органов представительной власти муниципального образования; 6. Утверждается периодичность отчетов о ходе реализации разделов стратегического плана перед депутатами и населением. Важной составной частью организационного обеспечения формирования и реализации плана является обучение и переподготовка кадров. Обучение специалистов на краткосрочных курсах, семинарах и других видах подготовки и переподготовки кадров, в силу сложности проблем муниципального планирования, как правило, не дает желаемого эффекта. Муниципальным работникам, особенно это касается работников сельских поселений, необходима ежедневная практическая помощь и на всех стадиях предплановых, плановых работ и на стадии реализации планов. Наиболее эффективно эту проблему решает организация на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и городских округов постоянно действующих консультационных пунктов. Обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности плана невозможно без тщательно организованного мониторинга. Данные мониторинга сравниваются с целями и индикаторами развития, что дает возможность оценивать эффективность и результативность предпринятых мер. Оценивается, насколько совместим выработанный план с ресурсами, с возможностями окружающей среды, помогает ли план решить критические проблемы территории, получает ли он поддержку жителей. Мониторинг и оценка деятельности помогают удостовериться в том, что проекты эффективны и их реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в корректировке. Итоги мониторинга отражаются в отчете, где фиксируются сводные оценки продвижения запланированных плановых мероприятий, оценки актуальности мер, списки приоритетных мер, оценки потребности в бюджетном финансировании, предложения по корректировке плана и административных документов, связанных с реализацией плана: планом действий администрации, муниципальным бюджетом, инвестиционными программами и проектами. Периодичность мониторинга по отдельным направлениям плана должна совпадать с периодичностью государственной отчетности хозяйствующих субъектов. Необходимо помнить, что дополнительный сбор информации отвлекает хозяйствующий субъект от конкретных дел и вызывает его негативную реакцию. Информационное обеспечение реализации плана предполагает открытость и полноту информации по реализации мероприятий, обеспечивающие гласность при подготовке конкурсного отбора инвесторов и инвестиционных проектов, проведение конкурса, определение победителей, условий, стимулирующих привлечение инвесторов. Сбор, обработку и распространение информации целесообразно осуществлять с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих более полную, своевременную и оперативную доступность к ней.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |