Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные инструменты реализации среднесрочного плана социально- экономического развития муниципального образования


Структура и содержание среднесрочного плана социально- экономического развития муниципального образования

Методика разработки разделов среднесрочных планов в составе комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований аналогична методике разработки разделов долгосрочного плана. Однако их содержание, в силу своей большей конкретности среднесрочного плана в сравнении с долгосрочным, зависит от специфики развития и от вида (уров­ня) муниципальных образований.

Среднесрочные планы му­ниципальных образований «второго уровня» - городских ок­ругов и муниципальных районов - конкретизируют содержа­ние разделов долгосрочных планов. Для получения индикато­ров их социально- экономического развития на среднесрочный период, как и при долгосрочном планировании, используют­ся графические, экономико-математические модели и модели, построенные на основе статистических закономерностей.

Для муниципальных об­разований «первого уровня» - поселений, среднесрочный план яв­ляется основным разделом и основным инструментом реализации целей и приоритетов социально-экономического развития. Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских по­селений имеют предметы ведения и источники их финансирова­ния, отличные от муниципальных районов.

При разработке среднесрочных планов поселений следует ис­ходить из ряда объективно сложившихся особенностей функци­онирования их финансово-экономической и административно- хозяйственной систем.

С одной стороны, очередность формиро­вания бюджетов муниципальных образований, в соответствие с действующим бюджетным законодательством, делает поселения последним, заключительным зве­ном планирования. В большинстве случаев местные сообщест­ва поселений до определения сумм дотаций и субсидий из регио­нальных и районных бюджетов не в состоянии не только опреде­лить перспективы развития, но и спланировать финансирование закрепленных за поселениями предметы местного ведения. Кро­ме того, многие функции местного самоуправления невозможно выполнить в рамках одного поселения (функционирование транс­портной, энергетической, рыночной инфраструктуры).

С другой стороны, социально-экономическое развитие муници­пальных районов - это фактически развитие конкретных поселе­ний. Экономика муниципального района - это экономика входя­щих в него городских и сельских поселений и достаточно неболь­шой сектор муниципального районного хозяйства. В связи с этим, как было уже сказано выше, стратегические цели развития муни­ципальных районов - это производные от сформированных при­оритетов развития входящих в их состав поселений. То есть, реа­лизация приоритетов развития поселений является основным ус­ловием достижения стратегических целей социально-экономичес­кого развития объединяющих их административных районов.



Все это не может не отразиться на структуре и со­держании разделов среднесрочных планов социально-экономического развития поселений. Типовой вариант структуры среднесрочного плана социально-эконо­ми­ческого развития поселений состоит из девяти разделов:

1. Оценка исходного состояния социально-экономическо­го развития муниципального образования;

2. Основные проблемы социально-экономического разви­тия муниципального образования;

3. Резервы социально-экономического развития муниципального образования;

4. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития поселения на среднесрочный период;

5. Финансовое обеспечение реализации задач социаль­но- экономического развития муниципального образования в планируемый период;

6. Развитие муниципального сектора экономики;

7. Основные механизмы и инструменты реализации сред­несрочного плана социально-экономического развития муни­ципального образования;

8. Основные индикаторы социально-экономического разви­тия муниципального образования на среднесрочную перспек­тиву;

9. Мониторинг хода реализации среднесрочного плана со­циально-экономического развития муниципального обра­зования.

Развернутая типовая структура среднесрочного плана социально-эконо­ми­ческого развития поселений приведена в Приложении 8.

Основными инструментами реализации среднесрочного плана являются конкретные инвестиционные программы, проекты, планы действий, а также бизнес-планы, инвестиционные, налоговые соглашения и договоры о совместной деятельности администраций муниципальных образований и бизнес-структур.

Инвестиционные программы носят, как правило, федеральный, региональный, муниципальный, ведомственный или межведомственный характер и направлены на реализацию крупных социальных и экономических задач.

При включении разделов региональных и иных инвестиционных программ в среднесрочный план муниципального образования необходимо конкретизировать механизмы его реализации на муниципальном уровне. Следует уточнить размеры, способы мобилизации ресурсов, наличие или создание соответствующих административных и иных структур, ответственных за реализацию программ, сроки и этапы проведения администрацией программы организационных, финансовых, экономических и технических мероприятий, обеспечивающих реализацию инвестиционной программы на территории муниципального образования.

Муниципальные инвестиционные программы включаются в качестве разделов среднесрочных планов только при наличии источников их финансирования. Источниками финансирования и софинансирования муниципальных инвестиционных программ могут быть:

– региональные фонды муниципального развития, формируемые ежегодно в рамках регионального бюджета;

– региональные целевые бюджетные кредиты и ссуды муниципальным образованиям (на жилищно-коммунальное хозяйство, развитие социальной сферы, поддержу агропромышленного комплекса (АПК);

– бюджет муниципального образования;

– доходы от ведения муниципального хозяйства;

– доходы от выпуска ценных бумаг и займов;

– софинансирование из федерального бюджета;

– частные инвестиции;

– государственный фонд поддержки малого предпринимательства;

– иные государственные и частные фонды, гранты и т.д.

Инвестиционные проекты носят, как правило, коммерческий характер. Условием их включения в план социально-экономического развития муниципального образования на основе софинансирования или обеспечения режима наибольшего благоприятствия является его направленность на реализацию стратегических или текущих социально значимых целей и задач территории. Обязательным условием для включения инвестиционного проекта в территориальный план социально-экономического развития является наличие бизнес-плана.

Заключительным этапом формирования среднесрочного плана социально-экономического развития муниципального образования является разработка механизма управления реализацией плана, системы мониторинга и корректировки.

Как правило, задача направлять и отслеживать процесс реализации плана возлагается на администрацию муниципального образования. Общая структурная схема механизма управления реализацией плана включает в себя следующие блоки:

– информационный и организационно-распорядительный;

– нормативно-правовое регулирование;

– мониторинг и оценка;

– актуализация плана.

Так как решение по основным стратегическим целям и задачам муниципального образования принималось с участием местного сообщества, то и реализация плана социально-экономического развития муниципального образования в части реализации стратегических приоритетов должна вестись в условиях открытости и широкой гласности. Она должна включать в себя также мероприятия по формированию благоприятного общественного мнения и обеспечению материальной и моральной заинтересованности каждого человека, каждого хозяйствующего субъекта, которые своей деятельностью способствуют достижению конечных целей и задач планирования.

Организационно реализация плана обеспечивается следующим образом:

1. Все мероприятия по реализации плана обсуждаются его участниками и принимаются на основе консенсуса;

2. За каждым мероприятием, программой, проектом закрепляется специалист, ответственный за реализацию;

3. Принимается постановление или распоряжение главы муниципального образования, регламентирующее действия администрации по реализации плана;

4. Орган представительной власти муниципального образования разрабатывает и утверждает план деятельности по нормативно-правовому обеспечению реализации среднесрочного плана;

5. На основе плана формируется инвестиционная программа, которая после согласования в соответствующих структурах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается на сессии органов представительной власти муниципального образования;

6. Утверждается периодичность отчетов о ходе реализации разделов стратегического плана перед депутатами и населением.

Важной составной частью организационного обеспечения формирования и реализации плана является обучение и переподготовка кадров. Обучение специалистов на краткосрочных курсах, семинарах и других видах подготовки и переподготовки кадров, в силу сложности проблем муниципального планирования, как правило, не дает желаемого эффекта. Муниципальным работникам, особенно это касается работников сельских поселений, необходима ежедневная практическая помощь и на всех стадиях предплановых, плановых работ и на стадии реализации планов. Наиболее эффективно эту проблему решает организация на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и городских округов постоянно действующих консультационных пунктов.

Обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности плана невозможно без тщательно организованного мониторинга. Данные мониторинга сравниваются с целями и индикаторами развития, что дает возможность оценивать эффективность и результативность предпринятых мер. Оценивается, насколько совместим выработанный план с ресурсами, с возможностями окружающей среды, помогает ли план решить критические проблемы территории, получает ли он поддержку жителей. Мониторинг и оценка деятельности помогают удостовериться в том, что проекты эффективны и их реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в корректировке.

Итоги мониторинга отражаются в отчете, где фиксируются сводные оценки продвижения запланированных плановых мероприятий, оценки актуальности мер, списки приоритетных мер, оценки потребности в бюджетном финансировании, предложения по корректировке плана и административных документов, связанных с реализацией плана: планом действий администрации, муниципальным бюджетом, инвестиционными программами и проектами.

Периодичность мониторинга по отдельным направлениям плана должна совпадать с периодичностью государственной отчетности хозяйствующих субъектов. Необходимо помнить, что дополнительный сбор информации отвлекает хозяйствующий субъект от конкретных дел и вызывает его негативную реакцию.

Информационное обеспечение реализации плана предполагает открытость и полноту информации по реализации мероприятий, обеспечивающие гласность при подготовке конкурсного отбора инвесторов и инвестиционных проектов, проведение конкурса, определение победителей, условий, стимулирующих привлечение инвесторов. Сбор, обработку и распространение информации целесообразно осуществлять с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих более полную, своевременную и оперативную доступность к ней.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок формирования среднесрочного плана социально- экономического развития муниципального образования | Особенности годового планирования социально- экономического развития муниципального образования

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.