Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий тип - Япония

Главную роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов - технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

В результате своей активной инновационной деятельности Япония заняла ведущее место в мире по уровню ВВП на душу населения, а также эффективности использования ресурсов, темпам экономического роста среди развитых стран, и, что особенно актуально, по средней продолжительности жизни населения.

Японские фирмы широко используют комплексный подход к инновационной деятельности, начиная от организации производства (система «точно в срок»), НИОКР, дизайн, инжиниринг и промышленное производство были интегрированы в один циклический производственный процесс.

Главной особенностью управления японских компаний в отличие от компаний США является то, что их цель заключается не в том, чтобы получить прибыль в максимально короткий срок, а в том, чтобы обеспечить постоянный долгосрочный рост. Особенно важным для фирм является технология производства, которая влияет на создание добавленной стоимости — разности между продажами компании за определенный период и расходами на материалы, компоненты и услуги. Кроме того, одним из решающих моментов является улучшение технологии в процессе ежедневной производственной активности и создание новых товаров на основе эффективных исследований и научных разработок.

Особое внимание в японских фирмах уделяется тому, чтобы знание, опыт, идеи работников производственного звена передавались в подразделы, которые производят исследования.

Во всем мире известная японская система тотального контроля качества (ТКК). Главным принципом этой системы является ежедневные усилия всех рабочих компании, направленные на улучшение качества работы, повышение ее производительности, снижение расходов производства, создание новых продуктов и гарантирование их качества.

Лидирующие позиции японских промышленных компаний определяются факторами инновационного управления, к которым принадлежат:

1. Расширенное финансирование прикладных исследований и конструкторских разработок новых технологий, всестороннее поощрение изобретательства и научной деятельности.

2. Оригинальная система производственного менеджмента и эффективность стиля руководства, нацеленного на взаимодействие с персоналом всех уровней.

3. Концепция «Кайдзен», содержащая элементы, приведенные на рис. 1.1.

Японцы больше ориентированы на компанию (фирму, пожизненный наем), поэтому потребность в той мотивации, которую дает децентрализация, в них меньше.

В табл. приведенные основные черты (отличия) японского и американского стилей управления инновациями.

Американский (западный) менеджмент Японский менеджмент
Ориентация на результат Ориентация на процесс
Обеспечение стандартов нововведения Улучшение стандартов
Нововведение Адаптация и усовершенствования
Ориентация на технологии Ориентация на людей
Внимание только значительным инновациям Внимание к деталям
Базируется на поисках новых технологий Базируется на существующих технологиях
Менеджер — узкий специалист Менеджер — специалист широкого профиля
Четкое распределение между занятыми проектированием продукта и производством Тесные взаимосвязи между созданием, проектированием продукта и производством
Закрытость информации Открытость информации для членов компании
Индивидуализм Коллективизм
Принятие решений сверху вниз, быстро, индивидуально Принятие решений снизу вверх, неспешно, согласованно
Решительно, радикальное осуществление изменений Постепенное осуществление изменений через улучшение
Формальные контакты между персоналом и менеджментом Неформальные контакты между персоналом и менеджментом

Расход на НИОКР оказывают непосредственное влияние на инновационный процесс в промышленности и на повышение международной конкурентоспособности. В табл. 1.1 приведены расходы на НИОКР наибольших предприятий Японии, США и Германии.

По данным таблицы, размеры расходов на НИОКР японских промышленных предприятий приближаются к уровню США. Все три группы компаний увеличили расходы на НИОКР за 1973- 1992 г. приблизительно в 10 раз. Японские предприятия из производства компьютеров и офисного оборудования увеличили затраты на этот период в 40 раз. Тем не менее, только расходами на НИОКР невозможно объяснить успехи японских компаний на международных рынках. Большое внимание уделяют созданию глобальной сетки патентования. Жесткая конкуренция идет за то, кто быстрее запатентует свою продукцию не только у себя в стране, но и в мире (как правило, в США).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Второй тип - Германия, Англия, Франция, Швеция и другие страны, входящие в Евросоюз | Зарубежный опыт разработки инноваций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.