Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 3. Морфологические нормы

 

Немало колебаний и затруднений в области морфологии вызывает образование и употребление различных грамматических категорий и форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов.

1. Колебания в грамматическом роде имен существительных.

В современном русском языке существуют равноценные варианты, их немного:

скирд – скирда

эполет – эполета

унт – унта

Различаются степенью употребительности:

вольер – вольера

арабеск – арабеска

клипс – клипса

перифраз - перифраза

идиом – идиома – чаще употребляется форма женского рода.

Жираф – жирафа

бутс – бутса

лангуст – лангуста – чаще употребляются формы мужского рода.

В русском языке 19 – начала 20 вв. вариантные формы рода охватывали значительно большее количество слов: ботинок – ботинка, зал – зала, рельс – рельса.

Сейчас нормативной является одна форма: зал, рельс, ботинок, плацкарта, санаторий; зала, рельса, санатория – устаревшие, плацкарт, ботинка – просторечные.

Распространенными являются колебания в грамматическом роде сущ., употребляющихся преимущественно во мн. ч. (туфли, пимы, сандалии, погоны и т.д.), современной норме соответствует одна форма: туфля, пим, сандалия, погон.

Семантические различия (слова-омонимы): пролаза («пройдоха») – пролаз (тесный проход), округ (подразделение государственной территории) – округа (окрестность, окружающая местность).

Им. сущ., употребляющиеся для обозначения лиц женского пола, могут быть и м. и ж. рода:

преподаватель – преподавательница

лаборант – лаборантка (в официальных документах употребляется только муж. род).

Слова кассирша, дворничиха, врачиха характеризуются стилистически сниженным, пренебрежительным оттенком и находятся за пределами лит. языка.

Колебания в роде неизменяемых имен сущ. характерны для иноязычных слов. К м. р. относятся сущ., обозначающие названия языков (хинди, урду, бенгали), ветров (сирокко, торнадо), пенальти.

К ж. р. относятся: кольраби, салями, авеню, иваси, цеце 9сказывается влияние слов с родовым понятием: пенальти – штрафной удар).

Неизменяемые заимствованные слова, обозначающие названия животных и птиц, обычно относятся к м. р., но если они указывают на самку, то в контексте используется в ж. р.

К числу исключений относится слово кофе – м. р. (произошло от ″кофей″), но для разговорной речи допустимо употребление ср. р. – зафиксировано в словарях). Раньше слова какао, рагу относились к м. р.

Род аббревиатур определяется по стержневому слову. Но история языка показывает, что побеждает внешняя грамматическая форма: вуз, загс, нэп, БАМ прочно перешли в разряд слов м. р.

2. Вариантность падежных окончаний сущ. ед ч.

В род. п. ед. ч. вариантные нормы на –у (-ю) могут образовываться только у сущ. м.р., называющих неодушевленные предметы, не поддающиеся счету: кусок сыру, тарелка супу, литр квасу, у отдельных отвлеченных сущ. (много смеху, страху), а также у сущ. с предлогами из, от, с без при обозначении удаления откуда-нибудь, причины, отсутствия чего-либо (выйти из лесу, уйти без спросу), у сущ. в составе фразеологических оборотов (спасу нет, спуску не давать).

В глаг.-именных сочетаниях нормативной остается форма на –у (-ю): купить сахару.

В именных сочетаниях нейтральной является форма на –а (-я), разговорной – на –у (-ю)

В п.п. ед.ч. у сущ. м.р. основным является окончание –е. Вариантное окончание –у возможно в сочетаниях с предлогами в и на в обстоятельственном значении места: в цеху, на берегу.

3. Вариантность падежных окончаний сущ. мн.ч.

Колебания в образовании форм им.п. мн.ч. чаще всего наблюдаются у двусложных заимствованных и некоторых русских слов с основой на сонорный согласный: катер, бункер, вексель, китель, тенор, крейсер, трактор, сектор, токарь и т.д. Для большинства трехсложных слов нормативно традиционное окончание -ы (-и).

Колебаниям подвергаются прежде всего слова латинского происхождения на –тор (инспектор, корректор, прожектор). Формы на –а (-я) у дву- и трехсложных сущ. закрепляются в русском языке неравномерно, избирательно, норма устанавливается в словарном порядке: дома, бока, луга - планы, торты, порты.

У сущ. с окончанием во мн.ч. на –а (-я) в ед.ч. ударение – на основе, во мн.ч. – на окончании. У многосложных слов, как правило, сохраняется традиционное окончание - -ы (-и): архитекторы, библиотекари, трансформаторы.

4. Колебания в образовании форм р.п. мн.ч. наблюдаются у отдельных групп сущ. м.р. на твердый согласный, служащих названиями мер и единиц измерения, овощей, фруктов, плодов, а также парных предметов. У большинства единиц измерения в р.п. мн.ч. закрепилось нулевое окончание (ампер, ватт), но: граммов, килограммов, гектаров – в письменной речи, с нулевым окончанием – в разговорной. Для названия овощей, фруктов общелитературным является окончание – ов: помидоров, апельсинов и т.д.

Для существительных – названий парных предметов нормой является нулевая флексия: ботинки – ботинок, погоны – погон, шорты – шорт, чулки – чулок. Искл.: носки – носков, джинсы – джинсов, очки – очков.

5. Ошибки в образовании и употреблении форм имен прилагательных

За пределами литературной нормы находятся встречающиеся в речи формы простой сравнительной степени: бойчее, звонче, богатее, слаже, сладче, красившее, длиньше и др. Правильно: бойче, звонче, слаще, красивее, длиннее.

При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения: Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана. Не соответствует нормам литературного языка: Эта комната более чистая и светлая.

Распространенными ошибками являются образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший.

6. Сочетания числительное + сущ.

В словосочетании ″сложное количественное числительное с элементом сто + сущ.″ существительное употребляется в тв. п. (с двумястами жителями), в разговорной речи – в род. п. (с двумястами жителей).

В сочетаниях числительного с сущ., имеющими только форму мн.ч., в им.п. употребляется собирательное числительное (двое перил, пятеро джинсов), а в косвенных падежах – количественное (около двух суток, о трех джинсах, с четырьмя санями).

7. Употребление глагольных форм

Глаголы полоскать, колыхать, мурлыкать, плескать, рыскать и некоторые др. образуют двоякие формы наст. времени: с чередованием согласных (полощет, колышет и т.д.) – общелитературные формы - и без чередования (полоскает, колыхает) – разговорный стиль.

Стилистическая дифференциация форм наст. времени глаголов

Общелитературные просторечные

Мяукает мяучит

Сыплет сыпет

Щиплет щипет

Повелительное наклонение

Поезжай – езжай едь

Положи положь

Клади поклади

Ляг ляжь

Пойди поди

 

Книжный вариант разговорный вариант

Подытоживать подытаживать

Обусловливать обуславливать

Сосредоточивать сосредотачивать

Уполномочивать уполномачивать

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 2. Нормы произношения и ударения | Тема № 4. Синтаксические нормы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.