Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ

Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции являются основными компонентами, составляющими содержание управления.

Функции менеджмента – это относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществить определенное воздействие на управляемый объект в целях достижения поставленной цели.

Функции менеджмента имеют специфический характер, особое содержание, могут осуществляться самостоятельно и быть неразрывно связанными.

Функции менеджмента подразделяют на два вида: общие и конк­ретные. Под общими понимают те функции, которые выполняют­ся всеми органами управления независимо от целей и задач. Тако­выми являются планирование, организация, мотивация, координация (или регулирова­ние), контроль.

Конкретные функции отражают специализацию деятельности. Для их выполнения, в частности, органах управления АПК формируются со­ответствующие подразделения. Наиболее распространенные кон­кретные функции — оперативное управление, маркетинг, матери­ально-техническое обеспечение, техническое обслуживание, пра­вовое обслуживание, бухгалтерский учет. Для выполнения общих функций создается аппарат управле­ния, а для выполнения той или иной конкретной функции — структурные подразделения (службы, отделы, секторы). Только в совокупности функции обеспечивают нормальную деятельность и развитие управляемого объекта.

Каждая функция управления как целенаправленный вид деятельности подразделяется на со­ставные части — работы, операции, элементы, которые столь же необходимы, как и сама функция, однако не являются самостоя­тельными. Функцию выполняет определенное число работников, каждый из которых в процессе повседневного труда осуществляет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позволяет близкие и сходные по характеру работы объединять в одно звено управления, тем самым упрощается структура и облегчается коор­динация деятельности функциональных подразделений аппарата управления предприятия, объединения.

На основе состава и объема работ по функциям управления оп­ределяют рациональное построение аппарата управления (отде­лов, служб, секторов) и численность работников по каждой функ­ции, разрабатывают документы организационного регламентиро­вания (положения о звеньях, должностные инструкции и т.д.). Функциональное разделение процессов управления, их классифи­кация имеют решающее значение, поскольку определяют цели, задачи и направления деятельности всего аппарата управления.

В литературе встречаются различные виды классификаций функций менеджмента в зависимости от признаков, положенных в их основу. Например, по содержанию управленческого труда раз­личают управление подготовкой производства, управление персоналом, управление снабженческо-сбытовой деятельно­стью и т.д.; по объектам — управление бригадой, отделением, предприятием; по видам деятельности — управление экономичес­кое, организационное, социальное; по однородности работ — уп­равление общее (линейное), специальное и обслуживающее.

Различают также основные (общие) и конкретные (специальные) функ­ции менеджмента. К основным относят планирование, организа­цию, мотивацию, координацию (или регулирование), контроль. Они существуют в каждой управляющей системе и на каждом уровне управления. Конкретные функции обычно связывают с разделением управлен­ческого труда. В сельскохозяйственной организации они вытека­ют из структуры производства, его дифференцированности во вре­мени (подготовка, производство и реализация продукции).

Конкретные функции, в частности, включают:

общее (линейное) руководство;

оперативное управление;

управление технологической и технической подготовкой про­изводства;

трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива;

планово-экономической деятельностью;

бухгалтерским учетом, отчетностью и финансами;

строительством и реконструкцией;

материально-техническим снабжением и реализацией продук­ции;

хозяйственным обслуживанием;

природопользованием и охраной окружающей среды;

охраной труда и техникой безопасности и т. д.

Основные функции присущи любой управляющей системе, свой­ственны как общему, так и специализированному виду управлен­ческой деятельности. В них отражаются целевая направленность и те задачи, которые дол­жно решать управление как часть совокупного общественного труда.

Процесс управления производством начина­ется с постановки целей (планирования) и заканчивается контролем за их выполнением. Только всей совокупностью этих функ­ций реализуется цель, для достижения которой и создается управ­ляющая система.

Планирование — стадия процесса управления, на ко­торой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия. Планированием прокладывается курс, по которому организация будет идти, чтобы достичь цели. По сути, планирование обращено в будущее, в его основе — предвидение. Предвидение в сфере общественного производ­ства — это экономическое прогнозирование. На основе механиз­ма действия рыночных отношений при помощи прогнозирова­ния можно определить линию поведения организации на перс­пективу. При планировании также создается нормативная база для последующего промежуточного контроля. Основным инстру­ментом прогнозирования и планирования в сельскохозяйствен­ных организациях является бизнес-план, составляемый на раз­личные сроки.

Функция «организация» призвана обеспечить реализацию наме­ченных в плане целей путем установления пропорций между эле­ментами трудовой деятельности и порядком их взаимодействия: формирование управляемой и управляющей систем, определение места и роли каждого работника в системе и распределение их по подразделениям и звеньям, организация четкого взаимодействия между ними; разработка документов, регламентирующих деятель­ность аппарата управления, отдельных служб и работников, и вы­полнение всех функций в соответствии с программой.

Мотивация. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения. Для обеспечения успешного выполнения работы и продвижения к намеченным в планах целям ме­неджер должен побуждать людей к эффективной трудовой деятельности. Для этого осуществляется материальное и моральное сти­мулирование, создаются условия для проявления актив­ности работников и их саморазвития.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Основное назначение функции «регулирование» заключается в обеспечении равномерного развития всех элементов производства и управления в соответствии с заданными целями, обозначенны­ми в функции планирования, поскольку под воздействием вне­шних и внутренних факторов в движении элементов системы мо­гут происходить различного рода изменения.

В свою очередь цель координирования найти баланс в работе отдельных служб, руководителей и специалистов организации, подчинение различных, иногда противоречивых интересов главной цели. Следует отметить, что при точно намеченных планах и хорошей организации боль­шая часть работы по координации осуществляется как бы автома­тически.

Контроль состоит в непрерывном наблюдении, анализе и оцен­ке реального хода производственного процесса и сопоставлении данных с установленными в программе, плане нормами и норма­тивами, в выявлении необходимых действий в следующем цикле управления. Системы, формы и методы контроля многообразны и определяются поставленными задачами, характером производ­ственного процесса.

Различают следующие виды контроля.

1. Предварительный контроль. Таковым он называется потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля явля­ется реализация (не создание, а именно реализация) опре­деленных правил, процедур и линий поведения. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов кон­троль достигается за счет анализа тех деловых и профессио­нальных знаний и навыков, которые необходимы для выпол­нения конкретных задач организации, в области материальных - контроль за качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов механизмом предва­рительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (налич­ных, безналичных) потребуется организации.

2. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект — сотрудники. Данный вид контроля позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществить текущий контроль, менеджерам необходима обратная связь. Все системы обратной связи имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достиже­ния этих целей.

3. Заключительный контроль. Цель такого контроля — помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем — в процессе ее выполнения). Хотя заключительный контроль осуществляется слиш­ком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информа­цию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, во-вторых, способст­вует мотивации.

Высокий уровень управления производством достигается тог­да, когда функции четко распределены между конкретными ис­полнителями и выполняются качественно, при тесном взаимодей­ствии менеджеров всех уровней.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Характерные для менеджмента черты включают экономический, социаль­но-психологический, правовой и организационно-технический аспекты | Вопрос 4. Понятие менеджер в современном понимании — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномо­чиями в области
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.