КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ
Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. Функции являются основными компонентами, составляющими содержание управления. Функции менеджмента – это относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществить определенное воздействие на управляемый объект в целях достижения поставленной цели. Функции менеджмента имеют специфический характер, особое содержание, могут осуществляться самостоятельно и быть неразрывно связанными. Функции менеджмента подразделяют на два вида: общие и конкретные. Под общими понимают те функции, которые выполняются всеми органами управления независимо от целей и задач. Таковыми являются планирование, организация, мотивация, координация (или регулирование), контроль. Конкретные функции отражают специализацию деятельности. Для их выполнения, в частности, органах управления АПК формируются соответствующие подразделения. Наиболее распространенные конкретные функции — оперативное управление, маркетинг, материально-техническое обеспечение, техническое обслуживание, правовое обслуживание, бухгалтерский учет. Для выполнения общих функций создается аппарат управления, а для выполнения той или иной конкретной функции — структурные подразделения (службы, отделы, секторы). Только в совокупности функции обеспечивают нормальную деятельность и развитие управляемого объекта. Каждая функция управления как целенаправленный вид деятельности подразделяется на составные части — работы, операции, элементы, которые столь же необходимы, как и сама функция, однако не являются самостоятельными. Функцию выполняет определенное число работников, каждый из которых в процессе повседневного труда осуществляет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позволяет близкие и сходные по характеру работы объединять в одно звено управления, тем самым упрощается структура и облегчается координация деятельности функциональных подразделений аппарата управления предприятия, объединения. На основе состава и объема работ по функциям управления определяют рациональное построение аппарата управления (отделов, служб, секторов) и численность работников по каждой функции, разрабатывают документы организационного регламентирования (положения о звеньях, должностные инструкции и т.д.). Функциональное разделение процессов управления, их классификация имеют решающее значение, поскольку определяют цели, задачи и направления деятельности всего аппарата управления. В литературе встречаются различные виды классификаций функций менеджмента в зависимости от признаков, положенных в их основу. Например, по содержанию управленческого труда различают управление подготовкой производства, управление персоналом, управление снабженческо-сбытовой деятельностью и т.д.; по объектам — управление бригадой, отделением, предприятием; по видам деятельности — управление экономическое, организационное, социальное; по однородности работ — управление общее (линейное), специальное и обслуживающее. Различают также основные (общие) и конкретные (специальные) функции менеджмента. К основным относят планирование, организацию, мотивацию, координацию (или регулирование), контроль. Они существуют в каждой управляющей системе и на каждом уровне управления. Конкретные функции обычно связывают с разделением управленческого труда. В сельскохозяйственной организации они вытекают из структуры производства, его дифференцированности во времени (подготовка, производство и реализация продукции). Конкретные функции, в частности, включают: общее (линейное) руководство; оперативное управление; управление технологической и технической подготовкой производства; трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива; планово-экономической деятельностью; бухгалтерским учетом, отчетностью и финансами; строительством и реконструкцией; материально-техническим снабжением и реализацией продукции; хозяйственным обслуживанием; природопользованием и охраной окружающей среды; охраной труда и техникой безопасности и т. д. Основные функции присущи любой управляющей системе, свойственны как общему, так и специализированному виду управленческой деятельности. В них отражаются целевая направленность и те задачи, которые должно решать управление как часть совокупного общественного труда. Процесс управления производством начинается с постановки целей (планирования) и заканчивается контролем за их выполнением. Только всей совокупностью этих функций реализуется цель, для достижения которой и создается управляющая система. Планирование — стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия. Планированием прокладывается курс, по которому организация будет идти, чтобы достичь цели. По сути, планирование обращено в будущее, в его основе — предвидение. Предвидение в сфере общественного производства — это экономическое прогнозирование. На основе механизма действия рыночных отношений при помощи прогнозирования можно определить линию поведения организации на перспективу. При планировании также создается нормативная база для последующего промежуточного контроля. Основным инструментом прогнозирования и планирования в сельскохозяйственных организациях является бизнес-план, составляемый на различные сроки. Функция «организация» призвана обеспечить реализацию намеченных в плане целей путем установления пропорций между элементами трудовой деятельности и порядком их взаимодействия: формирование управляемой и управляющей систем, определение места и роли каждого работника в системе и распределение их по подразделениям и звеньям, организация четкого взаимодействия между ними; разработка документов, регламентирующих деятельность аппарата управления, отдельных служб и работников, и выполнение всех функций в соответствии с программой. Мотивация. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения. Для обеспечения успешного выполнения работы и продвижения к намеченным в планах целям менеджер должен побуждать людей к эффективной трудовой деятельности. Для этого осуществляется материальное и моральное стимулирование, создаются условия для проявления активности работников и их саморазвития. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Основное назначение функции «регулирование» заключается в обеспечении равномерного развития всех элементов производства и управления в соответствии с заданными целями, обозначенными в функции планирования, поскольку под воздействием внешних и внутренних факторов в движении элементов системы могут происходить различного рода изменения. В свою очередь цель координирования найти баланс в работе отдельных служб, руководителей и специалистов организации, подчинение различных, иногда противоречивых интересов главной цели. Следует отметить, что при точно намеченных планах и хорошей организации большая часть работы по координации осуществляется как бы автоматически. Контроль состоит в непрерывном наблюдении, анализе и оценке реального хода производственного процесса и сопоставлении данных с установленными в программе, плане нормами и нормативами, в выявлении необходимых действий в следующем цикле управления. Системы, формы и методы контроля многообразны и определяются поставленными задачами, характером производственного процесса. Различают следующие виды контроля. 1. Предварительный контроль. Таковым он называется потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных - контроль за качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных, безналичных) потребуется организации. 2. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект — сотрудники. Данный вид контроля позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществить текущий контроль, менеджерам необходима обратная связь. Все системы обратной связи имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достижения этих целей. 3. Заключительный контроль. Цель такого контроля — помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем — в процессе ее выполнения). Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации. Высокий уровень управления производством достигается тогда, когда функции четко распределены между конкретными исполнителями и выполняются качественно, при тесном взаимодействии менеджеров всех уровней.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |