Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности православного вероучения и культа

Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ и каноническая деятельность. Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры., принятый на первых двух вселенских соборах (в 325 г. – Никейским и в 381 г. – Константинопольским, или Царьградским). Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как Творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. Символ веры читается как молитва на богослужениях и в домашних условиях, а также исполняется хором присутствующими в храме.

Краеугольным догматом православия является учение о троичности божества. Представление о Боге едином в трех лицах прошло сложный путь развития. Христиане первых трех веков фактически были унитариями, а не тринитариями. В наиболее раннем из новозаветных произведений – “Апокалипсисе Иоанна” – не упоминается о троичности Бога. Нет догмата о Троице и в более поздних посланиях Павла. В отдельных местах, где говорится о Святом Духе, имеется в виду не личное божество, не ипостась Троицы, а безличная сила, якобы исходящая от божества. Только в Евангелиях появляется формула “во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мтф. 28, 18-20). В четвертом Евангелии от Иоанна впервые встречается понятие о логосе. Христианские писатели во II-III вв. еще не сформулировали догмат о “единой природе” Троицы. Тертуллиан считает абсолютным Богом только Отца. Сын (Иисус) подчинен Отцу и выступает у Тертуллиана посредником между Отцом и миром. Дух же Святой – не ипостась Троицы, а второстепенное божественное начало, которое Иисус послал на землю вместо себя. Юстин, один из наиболее видных апологетов во II в., первым пытается раскрыть взаимоотношения Отца и Сына. По мнению Юстина, Иисус был рожден Богом накануне сотворения мира и, следовательно, зависел от Отца. Любопытное объяснение троичности Бога дал Ориген, один из виднейших раннехристианских богословов. Согласно Оригену, Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух – различные существа. В абсолютном смысле Богом Ориген признает только Отца. Логос (или Христос) находится в подчинении у верховного Бога-Отца. Непосредственное воплощение Логоса (Иисуса) немыслимо. Христос имеет только духовное начало. Воплощение Христа образованные христиане должны понимать не буквально, а как наставление в истинах высшего порядка. Что касается телесного воплощения, то это лишь видимость, которую преподнес Логос плотским загрубевшим умам, нуждающимся в обращении к Богу, в чувственном впечатлении, в наглядности. Сын и Дух Святой – последовательные эманации верховного Бога. Дальнейшие эманации Бога – это мир духов, включая человеческие души; наконец, последняя, наиболее низшая эманация – материя, чувственный мир. Примерно такую же схему дал Плотин в “Эннеадах”. Важно отметить, что Ориген пришел к выводу о вечности материи. Без природы Богу “нечего было бы делать”.

Вопрос о природе Иисуса Христа и его взаимоотношениях с Богом-Отцом вызвал острые споры на Никейском соборе 325 г. Сын был признан единосущным Отцу, но составляющим отличное от него лицо. Природа Святого Духа была “определена” в посленикейский период (на Константинопольском соборе 381 г.). Святой Дух был признан также единосущным Богу. Три лица христианской Троицы – Отец, Сын, Святой Дух – получили название ипостасей (сущностей). Был оформлен основной догмат христианского вероучения: Бог един по существу и троичен в лицах. Итак, Православное вероучение сформировалось в результате первых семи вселенских соборов.

С догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы последних составляют семь главных обрядов – таинств. Таинствами эти культовые действия называются богословами потому, что в них “под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать”. Православные признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Помимо совершения таинств культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православном культе занимают праздники и посты. Наиболее почитаемый праздник – Пасха. Затем идут так называемые двунадесятые праздники – Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим, или Вербное вос­кресенье, Вознесение и Троица. За двунадесятыми праздниками следует пять праздников, называемых великими: Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых Иоанна и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники называются престольными. Это местные праздники, связанные с престолами – святым местом в храме, которое посвящено тому или иному святому.

 

3. Особенности вероучения и культа католицизма.

Католицизм является самым многочисленным направлением в христианстве. В основе вероучения католицизма лежит общехристианский символ веры – “Кредо”, содержащий 12 догматов и семь ранее перечисленных таинств. Однако символ веры в католицизме имеет определенные отличия. Как уже отмечалось, православие принимает решения только первых семи вселенских соборов. Католицизм же продолжал развивать свою догматику на последующих соборах. Поэтому основу вероучения католицизма составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое состоит из постановлений 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви – Папы Римского. Уже в 589 г. на Толедском соборе католическая церковь вносит дополнение к символу веры в виде догмата о филиокве, утверждающего, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище. С этим догматом тесно связано учение о запасе добрых дел, который накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римской католической церкви. Церковь как мистическое Тело Иисуса Христа, его наместник на Земле распоряжается этим запасом по своему усмотрению и распределяет его среди тех, кто в нем нуждается. На основе этого учения в средние века, вплоть до XIX в., широко распространилась практика продажи индульгенций. Индульгенция (от лат. indulgentio – милость) – это папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов. Особенность католицизма заключается также в экзальтированном почитании Богоматери, признании догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении. Одна из специфических особенностей католицизма – особый статус римских пап, который обосновывается наследованием ими власти, переданной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции бывшим первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием (конклавом) кардиналов. Согласно догмату католической церкви, принятому I Ватиканским собором в 1870 г., Папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит Бог. В 1978 г. Папой был избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн Павел II. Международный центр римско-католической церкви и резиденция Папы находятся в Ватикане. ГосударствоВатикан (площадь – 44 га, около 1 тысячи подданных) имеет собственный герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические от­ношения с более чем 100 государствами мира. Иоанн Павел II одной из главных задач своего понтификата провозгласил укрепление авто­ритета католического вероучения и культа. Отдельные его энциклики посвящены актуализации в современном мире трех ипостасей Бога. Так, образ Бога-Сына – основная тема энциклики “Искупитель человека” (“Redemtor hominus”). В ней Иисус Христос изображается центром Космоса и истории, эталоном человека. Энциклика “Богатый в милосердии” (“Dives in misericordia”) посвящена в основном первому лицу Святой Троицы – Богу-Отцу, сущность которого раскрывается через милосердие и спасение, даруемые человеку через религиозную веру. Третьей ипостаси – Святому Духу – отводится особая роль в энциклике “Господь и животворящий” (“Dominum et vivicantem”). В ней утверждается, что при всех достижениях человеческой цивилизации, развитии науки и техники мир оказался на грани катастрофы. Спастись от нее поможет Святой Дух, обращение к которому трактуется как поиск высшей духовности. Обращаясь к жителям Европы, Папа еще раз напоминает о человеке – главной ценности мироздания: “Люди, правящие и несущие ответственность за их судьбы, вам повторяю еще раз мое глубокое убеждение в том, что уважение к Богу и уважение к человеку — звенья одной цепи”. “Уважение к человеку” – вот чего так не хватает в нынешних политических бурях. Без этого ясного ориентира наш корабль еще долго не найдет пристанища в гавани современной цивилизации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Православие как разновидность христианства | Социальная доктрина католической церкви
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.