Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации

Для лучшего понимания современных проблем взаимоотноше­ния людей с окружающей средой необходимо обратиться к исто­рическим данным и проследить, как складывались эти взаимоот­ношения на разных этапах развития человеческого общества.

Первые попытки научного описания взаимодействия человека и природы были предприняты в эпоху античной цивилизации (Анак-симандр, Аристотель, Эмпедокл, Лукреций и др.), но эти ранние слу­чаи рефлексии по интересующей нас проблеме отличались априорно­стью. Другими они не могли быть в принципе. И только в XIX - на­чале XX в. крупные археологические открытия (Г. Дюбуа, Р. Дарт, Дж.Э. Льюис и др.) позволили существенно расширить и уточнить не умозрительные, а действительно научные представления о проис­хождении и развитии человеческого рода. Накопленный эмпири­ческий материал лег в основу эволюционной (Т. Гексли, Ч. Дар­вин, Э. Геккель и др.) и историко-культурной (Л. Морган, Э.Б. Тайлор, Дж. Фрезер, Л. Леви-Брюль и др.) антропологии.

В современной отечественной литературе по социальной эколо­гии можно встретить несколько подходов к исторической перио­дизации процесса изменения взаимоотношений природы и обще­ства. Так, Э.В. Гирусов считает, что отношение человека к приро­де строилось и во все большей степени продолжает строиться че­рез труд, в процессе которого сформировались все специфические черты и свойства человека. На ранних ступенях природные усло­вия оказывали гораздо большее воздействие на темпы и качест­венные особенности развития общества, чем в последующий пе­риод. Это воздействие находилось в прямо пропорциональном от­ношении к зависимости человека от природных сил. По мере того как люди научились изменять природу и создавать искусственную среду своего существования, зависимость их от природной среды уменьшилась, а определяющими в развитии общества становились экономические факторы.

В русле данной «экономической» парадигмы довольно тщатель­но проработан подход Б.Б. Прохорова, в соответствии с которым взаимодействие человека с природной средой должно рассматри­ваться через призму его хозяйственной деятельности. С этой точки зрения первостепенное значение для периодизации процесса ста­новления взаимоотношений людей и природы имеет изучение хо­зяйственно-культурных типов человеческого общества.

Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном ти­пе как системообразующем факторе во взаимодействиях природы и общества, можно выделить четыре эпохи (этапа) становления отношений между ними (В.В. Ситаров, В.В. Пустовойтов, 2000).

1. Эпоха охотничье-собирательской культуры.

2. Эпоха аграрной культуры.

3. Эпоха индустриального общества.

4. Постиндустриальная эпоха.

Охотничъе-собирателъская культура

Исследования антропологов позволяют оценить возраст наибо­лее древнего представителя человеческого рода (Homo habilis - «че­ловек умелый») в 2 млн лет. Примерно 200 тыс. лет назад сформи­ровался вид Homo sapiens. Около 10-15 тыс. лет назад человечество расселилось по всему ареалу своего современного обитания.

Палеолитические, мезолитические и ранненеолитические посе­ления людей имеют культурные слои, свидетельствующие о не­долговременном существовании и немногочисленности их обита­телей, ведущих полуоседлый образ жизни. Группы первобытных людей, как правило, состояли из 20-25 человек, что определялось возможностями территории прокормить людей.

Основу существования человеческого общества на всем протяже­нии палеолита составляла охота на крупных животных, сопровождав­шаяся собирательством. Один из наиболее ранних способов ведения хозяйства в истории человечества складывался из охоты на медведя, крупных копытных (дикая лошадь, олень, бизон, тур и т.п.) и хоботных животных (мамонт, мастодонт), рыбной ловли, добычи водоплаваю­щей дичи, сбора насекомых, моллюсков, растительной пищи.

По мнению В.П. Алексеева, охотничье хозяйство палеолита складывалось из двух форм охоты - скрадывают, позволявшего регулировать поступление пищи по мере необходимости, и загона, при котором добыча значительно превышала возможности потреб­ления. Загонная охота могла приводить к гибели большого числа животных, которые не могли быть все использованы в пищу. С этим обстоятельством многие исследователи связывают факт вымирания крупных млекопитающих в конце плейстоцена. Однако В.А. Сита­ров, В.В. Пустовойтов и др. считают, что для столь категорического утверждения недостает оснований. Тем более что согласно новей­шим открытиям те же мамонты вымерли из-за генетического выро­ждения. На наш взгляд, изменения климата, которых было доста­точно много за время антропогенеза, оказались главными «могиль­щиками» многих видов древних млекопитающих, а человек мог быть только причастным к их исчезновению.

Важнейшим фактором отделения человека от генеральной ли­нии эволюции животных видов стал переход к систематическому использованию орудий в целях освоения окружающего простран­ства. Первыми орудиями были палки, обломки костей, применяе­мые для добывания пищи и защиты от опасных хищников, а также подносы из коры, предназначавшиеся для сбора пищи. Ими поль­зовались еще предки человека - австралопитека, жившие 4-2,5 млн лет назад. Они же незадолго до появления первых людей начали изготовлять каменные орудия. С тех пор вплоть до рубежа 5-тысячелетней давности камень доминировал как материал для изготовления орудий труда.

Важнейшее экологическое различие между людьми и другими видами животных состояло в использовании огня. Около 300 тыс. лет назад человек начал использовать огонь, возникающий от мол­ний, самовозгорания торфа и других причин, а уже около 150 тыс. лет назад люди научились добывать его самостоятельно.

Огонь представлял собой еще один источник энергии, допол­няющий энергию, потребляемую через пищу и необходимую для поддержания обмена веществ. Его использование сделало челове­ка менее зависимым от климатических изменений, а также позво­лило за счет термической обработки существенно повысить потре­бительские свойства пищи.

Однако использование огня могло привести к возникновению опустошительных пожаров, в частности при выжигании травы для загона животных во время охоты. Они приводили к изменениям в экосистемах на больших территориях, хотя нам сейчас сложно оце­нивать масштабы экологических бедствий, причиной которых стала деятельность людей.

Отходы жизнедеятельности первобытных охотников-собира­телей быстро утилизировались природой. Они были невелики по объему и к тому же распределялись по большим территориям из-за кочевого или полукочевого образа жизни групп людей. Следует до­бавить, что охотники-собиратели не привносили ничего чужеродно­го в окружающую среду, только природную органику.

Средняя продолжительность жизни мезолитического человека, установленная по костным останкам, равнялась примерно 26 го­дам. Б.Б. Прохоров среди болезней первобытного человека и при­чин его смерти на первое место ставит травмы, полученные на охоте и при стычках с представителями других групп людей. Го­лод также был одной из причин высокой смертности. Тем не менее, адаптивные возможности человеческого организма и социальная организация позволили человеку, не имевшему каких-то особых биологических средств защиты, не только выжить на ранних эта­пах своего существования, пережить резкие изменения в природе Земли (похолодание, оледенение обитаемых районов, резкие поте­пления), но и заселить все природные зоны планеты.

В своем мышлении первобытный человек целостно воспринимал мир, ощущая себя частью природы. По-своему он пытался понять природные процессы. Не будучи способным адекватно познавать ее, человек пошел по пути антропоморфизации природы. По его пред­ставлению, все природные объекты - как живые, так и не живые -одушевлены, способны чувствовать, переживать, радоваться и пр. Так возник анимизм - вера в существование духов, в наличие у все­го сущего души, не зависящей от материальных причин.

Как способ объяснения отношений общества с природой сущест­вовал не только анимизм, но и тотемизм, фетишизм и магия. Тоте­мизм - это поклонение животному, растению, явлению природы (тотему), от которого, по мнению верующих, произошла данная ро­довая группа людей. Фетишизм - это поклонение неодушевленному предмету (фетишу), который наделен сверхъестественной силой.

Леви-Брюль писал о сопричастности, устанавливаемой между землей и общественной группой, жившей на данной территории, когда каждая социальная группа чувствует себя мистически свя­занной с той частью территории, которую она занимает или по ко­торой передвигается.

На мистической сопричастности, слитности человека с явления­ми природы и его возможности влиять на них основывалась магия. Магия - колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу людей и даже богов. В дальнейшем система представлений человека о при­роде и своем месте в ней становится более сложной.

Аграрная культура

Аграрная культура охватывает всю эпоху, когда основой мате­риального производства были земледелие и скотоводство - со времени появления сельского хозяйства (около VTII тыс. до н.э.) вплоть до возникновения промышленного производства (середина XVIII в., Англия).

По мнению ряда ученых, нестабильность охотничьего хозяйст­ва на протяжении многих сотен тысячелетий вынуждала людей искать новые источники обеспечения своего существования. Сна­чала первобытные люди собирали урожай семян диких злаков, а 10-11 тыс. лет назад возникло земледелие. Первыми культурами, освоенными ранними земледельцами, предположительно были тыква, перец, злаковые растения (пшеница, ячмень), слива, мин­даль и др. Приблизительно 7-8 тыс. лет назад стали возделываться рис, чечевица, горох, фасоль, лен и др.

Параллельно с развитием земледелия шло приручение домашних животных. Первым из них была собака. Она стала помощником чело­века примерно 15 тыс. лет назад. Животные, используемые для полу­чения мяса, молока и шерсти, начали одомашниваться около 12-10 тыс. лет назад. Это были, прежде всего, козы, овцы, крупный рога­тый скот, свиньи. 6-7 тыс. лет назад были приручены верблюд, лама, лошадь и др. В это же время люди начали разводить пчел.

Первоначально земледелие и скотоводство возникли в между­речье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Элам) и в северной Африке (Египет). Локальные, независимые очаги земледелия и скотовод­ства сформировались несколько позже в Восточной и Юго-Восточной Азии, Центральной Америке, и из них производящее хозяйство распространилось во всех направлениях. Процесс «экс­пансии» аграрной культуры был долгим по времени и продолжал­ся примерно до начала III тыс. до н.э.

Переход к сельскохозяйственной культуре получил название «неолитическая революция», поскольку человек перешел от при­сваивающей экономики к экономике производящей. По мнению Б.Б. Прохорова, отличительными особенностями жизни неолити­ческого человека были его оседлость, что предполагало тесный контакт с территорией, которую он обрабатывал, увеличение плотности населения, овладение гончарным ремеслом, высокие достижения в технике шлифования камня. В этот же период хозяйственной деятельности начал использоваться плуг.

Оседлая жизнь требовала надежных долговременных жилищ, а следовательно, производства и совершенствования строительных инструментов. Земледельческая культура предполагает накапли­вание собираемых продуктов, требующих особой термической об­работки, что привело к развитию технологии изготовления кера­мики. Стремление повысить урожайность эксплуатируемых земель толкало людей к усовершенствованию навыков обработки земли и изобретению новых сельскохозяйственных орудий. Возникнове­ние потребности в одежде из растительного волокна способство­вало развитию технологии ее изготовления и появлению в эпоху неолита прообраза ткацкого станка.

Таким образом, были сделаны условия для развития ремесел. На этой же стадии произошли и менее «прогрессивные» изменения в жизни людей того времени.

Если в доземледельческую эпоху размеры человеческих групп и продолжительность жизни людей определялись преимуществен­но количеством продуктов питания, то с развитием земледелия, по мнению Б.Б. Прохорова, главным регулирующим фактором стали болезни. Земледелие и животноводство, существенно трансформи­ровав хозяйственно-бытовой уклад жизни людей и окружающую природную среду, повлияли и на заболеваемость жителей древних земледельческо-скотоводческих общин.

Важнейшим фактором, оказавшим серьезное воздействие на со­стояние здоровья людей, стало повышение плотности населения. Скопление относительно большого числа людей на ограниченных площадях создавало условия для распространения среди них различных инфекционных болезней. Этому способствовало и ухудшение санитарного состояния поселений, вокруг которых стали скапливать­ся отбросы, нечистоты, происходило загрязнение почвы и водоемов, что способствовало распространению инфекций. В этих условиях многие возбудители инфекционных заболеваний и их кровососущие переносчики передавались от диких животных домашним.

Экологические последствия деятельности древних земледель­цев и скотоводов были достаточно разнообразны. Доминировав­шее в то время подсечно-огневое земледелие позволяло не только освобождать новые территории для жизнедеятельности, но и по­лучать необходимые минеральные соли для подкормки культур­ных растений. В то же время при данном типе земледелия часто возникали большие пожары, из-за которых выгорали значительные территории леса, погибало много животных. Распашка земель приводила к разрушению естественных экологических ниш жи­вотных, в результате чего одни виды исчезали, другие же адапти­ровались к культурным ландшафтам.

Сельскохозяйственные животные также оказали большое влия­ние на природные комплексы. Конкурируя с дикими животными, они вытесняли их с естественных пастбищ, а скопление большого количества крупного рогатого скота на ограниченных участках, расположенных в непосредственной близости к поселениям, при­водило к сведению травяного покрова. Мелкий рогатый скот (ов­цы, козы), объедавший молодые растения, оказался виновником исчезновения лесов в ряде регионов мира, а в некоторых случаях даже их опустынивания.

Органическое истощение почв в результате выращивания сель­скохозяйственных культур, вырубка лесов при заготовке древеси­ны, перевыпас домашних животных - все это в конечном счете приводило к эрозии почв и к экологическим кризисам (например, в Вавилонии во II тыс. до н.э.)

Но в те времена не это было главным в жизни человечества. На рубеже IV-III тыс. до н. э. происходят поистине эпохальные собы­тия в развитии социальной организации - начинается урбанизация и появляются первые цивилизации, такие как Шумер, Аккад, Элам, Египет.

Образование цивилизаций и рост городов привели к концентра­ции населения и централизации власти, что, в свою очередь, уско­рило развитие культуры.

Урбанизированная среда радикально изменяет окружающую природу. Концентрация активного населения вызывает масштаб­ные изменения в окружающей среде, как социальной, так и гео­графической: окультуривание ландшафта, необратимо меняющее его структуру и видовой состав; вредные в экологическом отно­шении проявления бессознательной деятельности человека, такие как выброс отходов производства, вырубка лесов, интенсификация земледелия, приводящая к истощению почвы; расширение зон вы­паса скота, сопровождавшееся уничтожением флоры, и др.

В эпоху Античности давление на природные комплексы со сторо­ны социумов продолжало нарастать, но энергопотребление населения в античном мире ненамного превышало уровень эпохи в целом.

Последним этапом в развитии аграрной культуры, начавшимся в V в. н.э., стала эпоха феодализма. Хронологически она почти совпадает с эпохой Средневековья.

Для эпохи феодализма характерно широкое использование в производстве силы ветра и течения воды. В экологической жизни того времени стали находить все большее применение водяные и

ветряные двигатели.

К середине Средних веков потребление энергии человеком по сравнению с эпохой Античности увеличилось в 7 раз, а в позднее Средневековье этот показатель вырос еще в 3 раза.

В период доминирования аграрной культуры, растянувшийся на многие тысячелетия, произошли радикальные изменения в вос­приятии человеком природы, его отношения к ней, понимании своего места в мире. Начиная с ухода от анимизма и тотемизма, через зарождение научных представлений в эпоху Античности и отход от них в эпоху Средневековья к антропоцентризму и гума­низму эпохи Возрождения — таковы вехи трансформации воспри­ятия человеком природы.

Индустриальное общество

Во второй половине XVIII в. в Англии произошла первая в ис­тории промышленная революция, которая означала окончатель­ную победу капиталистического способа производства. В это вре­мя возникает и начинает стремительно развиваться крупная ма­шинная индустрия. Основной единицей общественного производ­ства стала фабрика.

Характерной чертой техники новой эпохи явилось изобретение и распространение в основных отраслях промышленности, а затем и аграрного производства рабочих машин. Применение парового двигателя, механического ткацкого станка, парового плуга, жат­венных машин и т.д. привело к быстрому увеличению промыш­ленного и сельскохозяйственного производства и как следствие -росту населения.

Индустриализация сопровождалась не менее быстрой урбани­зацией. Многие новые города образуются вокруг промышленных предприятий, превращаясь впоследствии в крупные промышлен­ные центры. На всем протяжении XIX в. продолжалось развитие городской инфраструктуры, совершенствование систем удаления отходов, обеспечение городов сельскохозяйственной продукцией и, соответственно, налаживание сбыта промышленных товаров в аграрный сектор.

В окрестностях городов строятся дороги, вырубаются леса, что разрушает естественные ландшафты. Их заменяют «упрощенные» антропогенные ландшафты, в большей степени пригодные для проживания современного человека.

Серьезную проблему для молодых индустриальных обществ на данном этапе стали представлять разнообразные вирусные инфек­ции (тот же грипп), вызывавшие обширные эпидемии и пандемии и приводившие к гибели большого количества людей. Одним из ключевых факторов, обусловивших столь неблагоприятную для человечества ситуацию, была сверхвысокая концентрация населе­ния в крупных промышленных центрах, способствовавшая стре­мительному распространению возбудителей заболеваний.

Сохранились и другие опасные заболевания - брюшной тиф, туберкулез, холера и пр. Но именно в XIX в. были достигнуты серьезные успехи в борьбе со многими традиционными болезнями человека: Л. Пастер изучил возбудителя бешенства и разработал первую антирабическую прививку; Э. Беринг совместно с С. Китасато получил противостолбнячную сыворотку; Э. Ру, А. Кальтмет и А. Боррель изготовили первую противочумную вакцину. В конце

XIX в. все большее количество людей прививается против оспы и при помощи вакцины, полученной еще в середине XVIII в. Э. Дженнером.

Для этого времени характерно относительно новое явление -производственный травматизм, обусловленный неудовлетвори­тельными условиями труда на промышленных предприятиях, а также недостаточным уровнем подготовленности работников к использованию средств механизации.

Параллельно с быстрым развитием экономики (по крайне мере в Северной Америке и Европе) наблюдается и расцвет естество­знания. Складывается эволюционно-исторический подход к анали­зу явлений природной и социальной действительности. В это вре­мя многими учеными, представителями разных научных направ­лений, разрабатываются отдельные аспекты предмета будущей единой экологической науки. Э. Геккель в 1866 г. ввел термин «экология», которым обозначил новую отрасль знания о взаимоот­ношениях организмов со средой их обитания. Продолжается нако­пление информации о взаимоотношениях человека и природы. Однако долгое время проблема загрязнения окружающей среды даже не обсуждалась. Это произошло лишь во второй половине XX в., когда быстрое увеличение числа живущих на Земле людей, рост промышленного производства и потребления разнообразных природных ресурсов, резкое увеличение количества отходов «жиз­недеятельности» цивилизации поставили вопрос о выживании че­ловечества в целом. Но «массовой» рефлексия по поводу экологи­ческих проблем стала в период постиндустриального общества.

Многие ученые-философы называют современную эпоху пост­индустриальной (информационной) цивилизацией. Главной ее чертой является переход к доминированию производства инфор­мации, знаний и гармонизации на этой основе взаимоотношений человека и природы. В начале этой новой стадии в развитии миро­вой цивилизации появилась достаточно интересная концепция ус­тойчивого развития, продолжается осмысление идей В.И. Вернад­ского о ноосфере. Однако об этом речь пойдет в соответствующих разделах пособия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема уникальности человека как главного субъекта биосферных изменений | Социотическое звено круговорота веществ в природе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.