Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Доходы бюджета, их планирование

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

Вид источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

Администратор;

Принципы построения и структура бюджетной классификации (БК).

Понятие и назначение бюджетной классификации.

Принципы построения и структура бюджетной классификации.

Понятие и назначение бюджетной классификации.

 

По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.

В широком смысле

Бюджетная классификация – систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, определяемая природой государственного бюджета.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.[1]

Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» БК РФ имеет следующую структуру:

ü Доходы

ü Расходы

ü Источники финансирования дефицита бюджетов

ü Государственный долг

В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направления средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок – важнейшие требования, предъявляемые к бюджетной классификации.

Для чего нужна бюджетная классификация?

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.

Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством РФ.

БК 1991 г. объединяла в одном документе однородные группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражала изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.

В основе классификации была заложена следующая схема:

- раздел (тип дохода, и направление расхода),

- глава (министерство, ведомство),

- параграф (отрасль промышленности, организация, мероприятие, вид расхода, вид дохода);

- статья (в расходах – конкретное направление средств).

БК 1997 г. была утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» (от 15 августа 1996 г.). Согласно этому закону, БК включает:

1) классификацию доходов бюджетов РФ;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3) экономическую классификацию расходов РФ;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ (3-ступенчатая схема);

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (2-ступенчатая схема);

6) классификацию видов госуд. внутренних долгов РФ и субъектов РФ (1-ступ.);

7) классификацию видов госуд. внешнего долга и внешних активов РФ (2-ступ.);

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов.

1. Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Все бюджетные доходы объединены в 4 группы (налоговые -2, безвозмездные перечисления, перечисления от госуд.бюджетных фондов).

2) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление средств на выполнений основных функций государства.

(1 уровень – разделы, 2 уровень – подразделы).

3) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

(4 уровня: 3-й – виды расходов, 4-й – статьи затрат).

4) Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

5) Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов РФ.

(1 уровень – перечень прямых получателей средств из федерального бюджета, 2 уровень – классификация целевых статей расходов фед.бюджета, 3 уровень – классификация фидов расходов фед.бюджета).

 

С 2006 года с целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Вторая часть (4-17 знаки) представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.

Три последние знака 20-значного кода являются классификацией операций сектора государственного управления (экономическая классификация).

В рамках бюджетной классификации операции сектора государственного управления разделены по принципу влияния на чистую стоимость активов

ü на текущие (доходы и расходы),

ü инвестиционные (операции с нефинансовыми активами)

ü финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации (приложение 1 к Указаниям, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2005 № 152н) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации представлена в виде четырех составных частей:

1. Администратор;

2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

3. Программа (подпрограмма);

4. Экономическая классификация доходов.

Таблица 1.

Структура кода классификации доходов

 

                                       
Администратор группа Подгруппа статья Подстатья элемент Программа (подпрограмма) ЭКД = КОСГУ
       

Администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Закрепление доходов бюджетов Российской Федерации за администраторами поступлений в бюджет осуществляется в установленном порядке[2].

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в виде четырех составных частей:

1. Администратор;

2. Код расходов по функциональной классификации расходов (главный раздел, подраздел, целевая статья (программа (подпрограмма), вид расходов);

3. Экономическая классификация расходов.

Таблица2.

Структура кода классификации расходов

 

                                       
Администратор (ГРБС) Гл. раздел Под-раздел Целевая статья   Программа (подпрограмма) Вид расходов ЭКР = КОСГУ
     
                                         

 

Администраторами расходов являются соответствующие прямые получатели средств бюджетов (главные распорядители бюджетных средств - при последующем распределении). Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета приведен в Приложении 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приказ Минфина России от 21.12.2005 № 152н). Ведомственная классификация расходов является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджета.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (Приложения 7, 8 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приказ Минфина России от 21.12.2005 № 152н) является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов и включает в себя:

ü Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

ü Классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

Структура кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации представлена в виде трех составных частей:

 

Таблица 3.

Структура кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов

 

                                       
Администратор Группа Под-группа Статья Под-статья Элемент Программа (подпрограмма) ЭК ИФ = КОСГУ*
     

 

Код администратора заполняется в соответствии с перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного признака по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Виды источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (18-20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации) определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Администраторами источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов (за исключением бюджетных учреждений), предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Источниками внешнего финансирования дефицитов соответствующих бюджетов являются государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций (в иностранной валюте), привлеченные Российской Федерацией.

Администраторами источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов являются органы государственной власти, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга

Классификация видов государственных внутренних долгов представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (приложение 9 к приказу Минфина России от 21.12.2005 № 152н).

Государственный внутренний долг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований образуется в ходе осуществления внутренних заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, осуществляемых в валюте Российской Федерации.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных гарантий включается соответственно в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального долга как вид долгового обязательства.

Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации

Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств Российской Федерации, внешнего долга субъектов Российской Федерации, а также долговых обязательств правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией (приложение 10 к приказу Минфина России от 21.12.2005 № 152н).

Государственный внешний долг Российской Федерации и субъектов Российской Федерации образуется в ходе осуществления внешних заимствований Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, осуществляемых в иностранной валюте.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации и субъектов Российской Федерации включается основной долг по полученным Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, а также по международным соглашениям и договорам, заключенным от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта Российской Федерации прошлых лет, по государственным займам, осуществляемым путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, указанный в иностранной валюте (включая курсовую разницу).

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюджетная политика | Налоговые доходы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.