Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Расходы на начальное, среднее и высшее профессиональное образование


Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учеб­ные заведения. Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.

Планирование и финансирование расходов на высшие учебные заведения. В стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигно­вания направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специально­стям, необходимым для развития экономики и непроизводст­венной сферы страны.

Обучение осуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.

Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспе­чения, ставок заработной платы преподавателей и других пока­зателей.

Основным финансовым документом вуза служит смета, оп­ределяющая общий объем, целевое направление и покварталь­ное распределение бюджетных ассигнований.

Министерства и ведомства утверждают подведомственным высшим учебным заведениям сметы с выделением ассигнований по фонду заработной платы с начислениями, стипендиальному фонду, на капитальный ремонт, капитальные вложения, приоб­ретение оборудования и инвентаря.

Расходы по остальным затратам утверждаются в целом по строке «Прочие расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей суммы расходов.

В смете приводятся общие сведения об учебном вузе, учеб­но-материальной базе. При сводном планировании расходы ис­числяются на основе расчетных норм на одного студента. Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

Среднегодовой контингент студентов может быть рассчитан по следующей формуле:

(8.4)

где Кн – количество студентов на начало года;

П – количество студентов, принятых учебным заведением (например, с 1 сентября);

В- - количество студентов, выпущенных учебным заведением (например, с 1 июля).

При планировании учитывается возможный отсев студентов (% отсева рассчитывается от количества студентов на начало года). В расходах на вузы значительный удельный вес имеет зара­ботная плата. Вфонд заработной платы вузов включается зара­ботная плата штатного профессорско-преподавательского пер­сонала (включая преподавателей-совместителей) дневных, ве­черних и заочных учебных заведений, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и про­чего персонала. Штаты профессорско-преподавательского соста­ва по должностям определяет и утверждает ректор вуза в преде­лах численности учащихся и фонда заработной платы, установ­ленных для этой категории работников.



1. Фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава рассчитывается исходя из двух показателей: количества должностей и средней ставки заработной платы.

Количество должностей определяется по расчетным коэффи­циентам с учетом числа студентов и аспирантов на одного пре­подавателя. Эти коэффициенты установлены для дневных, ве­черних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.

Ставки заработной платы профессорско-преподавательского состава дифференцированы в зависимости от разряда единой тарифной сетки, ученого звания и ученой степени.

В вузах профессора, доценты и преподаватели в течение шестичасового рабочего дня должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответст­вии с учебным планом и планом научно-исследовательских ра­бот. Конкретную нагрузку профессорско-преподавательского состава устанавливают ректоры вузов.

2. Заработная плата привлекаемым к учебной работе специа­листам, не состоящим в штате, выплачивается из почасового фонда, который планируется в процентах к годовому фонду за­работной платы штатного персонала.

3. Фонд заработной платы руководящих, административно-хозяйственных работников и обслуживающего персонала вузов определяется в индивидуальном порядке в зависимости от объе­ма и специфики работы учебного заведения, утвержденных должностных окладов или на основе типовых штатов.

4. Второе место по величине в расходах вузов занимают за­траты на выплату стипендий, которые определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, и ус­тановленных размеров стипендий. По высшим учебным заведе­ниям, имеющим очную аспирантуру, планируются также сти­пендии аспирантам.

5. Учебные расходы и расходы на приобретение книг для библиотек планируются по нормам, размер которых зависит от форм обучения (дневное, вечернее, заочное) и профиля подго­товки специалистов.

Расходы на производственную практику студентов определя­ются исходя из численности студентов, проходящих практику, и ее продолжительности. В эти расходы входят также оплата пре­подавателей за руководство практикой, выплата им командиро­вочных, суточные пособия студентам, оплата проезда к месту практики и обратно.

В расходах вузов планируются затраты на научно исследова­тельскую работу кафедр, связанную с разработкой научных про­блем, проведением опытов, на научные командировки препода­вателей, подготовку и защиту диссертаций.

6. Расходы на инвентарь и оборудование для высших учеб­ных заведений планируются с учетом необходимости обеспече­ния их специальным оборудованием, компьютерами и хозяйст­венным инвентарем. Расходы на приобретение инвентаря и обо­рудования при сводном планировании определяются по нормам на одного студента (в зависимости от типа учебного заведения), а расходы на капитальный ремонт — исходя из внешней кубату­ры зданий и норм расходов на 1 м3.

Планирование и финансирование расходов на средние специ­альные учебные заведения. Главная задача средних специальных учебных заведений — подготовка квалифицированных специа­листов со средним специальным и общим средним образовани­ем, имеющих необходимые теоретические знания и практиче­ские навыки по специальности, для различных отраслей эконо­мики и непроизводственной сферы страны.

Основные показатели при расчете затрат на средние специ­альные заведения:

• среднегодовое число учащихся;

• количество групп, определяемое раздельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

Среднегодовое число учащихся исчисляется так же, как и по высшим учебным заведениям. асходы на текущее содержание средних учебных заведений включают затраты на заработную плату с начислениями, выпла­ту стипендий, учебные, хозяйственные и прочие расходы.

Основная статья расходов средних специальных учебных за­ведений — заработная плата.

Фонд заработной платы планируется с учетом среднегодо­вого числа групп учащихся, которое определяется по переходя­щим группам — исходя из фактической наполняемости (25— 30 учащихся), по новому приему — по плановой наполняемости. Среднегодовое число групп рассчитывается в зависимости от сроков выпуска и приема.

В фонд заработной платы средних учебных заведений входят:

1) заработная плата педагогического персонала;

2) доплата за проверку письменных работ;

3) руководство предметными комиссиями;

4) заведование лабораториями и кабинетами;

5) классное руководство;

6) заработная плата учебно-вспомогательного и администра­тивно-обслуживающего персонала.

Фонд заработной платы педагогического персонала опреде­ляется исходя из средней ставки педагога и общего количества педагогических ставок. Ставки заработной платы педагогам ус­танавливаются на основе единой тарифной сетки по результатам аттестации.

Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала планируется по среднегодово­му количеству штатных единиц и средней ставке заработной платы. Численность персонала определяется штатным расписанием.

Расходы на выплату стипендий и производственную практи­ку учащихся планируются так же, как и по высшим учебным заведениям. Учебные расходы планируются по нормам, которые дифференцируются по формам обучения и профилю подготовки специалистов. Хозяйственные и канцелярские расходы исчис­ляются методом прямого счета, а при сводном планировании — по нормам затрат на одного учащегося.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расходы бюджета на образование | Расходы бюджета на здравоохранение

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.