Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Появление славян как самостоятельного этноса, согласно археологическим материалам, произошло еще в первое тысячелетие до н

§ 3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДОФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Составитель: Л.П. Степанова

Появление славян как самостоятельного этноса, согласно археологическим материалам, произошло еще в первое тысячелетие до н. э. В античных источниках первых веков н. э. славяне известны под именем «антов» и «венедов». С VI в. н. э. в источниках появляется имя «славяне».
В настоящее время по вопросу о районе возникновения славянской этнической общности существуют две наиболее распространенные точки зрения. Согласно одной, таким районом была территория между Одером и Вислой – одерско-висленская теория; по другой – это был район между Одером и Средним Днепром – одерско-днепровская теория. Распространенная в прошлом веке гипотеза о приходе славян из Азии ныне отвергнута наукой.
Восточные славяне выделились из единой славянской общности в VI в. В ходе Великого переселения народов (IV–VII вв.) и в первые века после него они заняли территорию Восточно-Европейской равнины – от Карпатских гор на западе до средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера – на севере до Среднего Поднепровья – на юге. Колонизация новых земель славянами носила характер проникновения, а не завоевания, она не вызвала крупных столкновений между пришельцами и туземцами. Как писал великий русский историк В.О. Ключевский, «могли случиться соседские ссоры и драки, но памятники не помнят ни завоевательных нашествий, ни оборонительных восстаний». Славянские племена, имевшие более высокую земледельческую культуру, сумели ассимилировать туземные племена балтов, угро-финнов.
В «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестером в начале XII в., указываются места расселения восточных славян: в среднем течении Днепра жили поляне; вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – славяне ильменские (новгородские); в Припятском Полесье – древляне; севернее их, между Припятью и Западной Двиной – дреговичи (от слов «дрягва» – болото); западнее их, в междуречье Днепра и Десны – радимичи; между славянами ильменскими и радимичами, на водоразделе Днепра, Западной Двины и Волги – кривичи; к северо-востоку от полян – северяне; по Оке – вятичи; по склонам Карпатских гор – белые хорваты; между ними и древлянами – волыняне и бужане (к югу от реки Буг); междуречье Прута и Днепра населяли уличи; между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. Название славянских общностей происходило либо от наименования местности, либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи). Летописные сведения о расселении славян были подтверждены находками археологов.
Славяне жили в окружении многочисленных соседских племен, которые не могли не оказать на них влияния, проявляющегося во всем многообразии обыденной жизни. Непосредственными и ближайшими соседями восточных славян в занятых ими областях оказались многочисленные, разбросанные по необъятным лесным просторам племена. Это были угро-финские племена: эсты, карелы, водь, ижора, финны, лопари, югра, остяки, весь. В окско-волжском районе проживали племена мещера, мурома, меря, марийцы, мордва, и др. Разрозненные, слабые и миролюбивые угро-финские племена не оказывали активного сопротивления славянским пришельцам; они уходили дальше на север и восток, или жили вперемешку с пришельцами, сохраняя свой язык и этнический характер (как вотяки, мордва, зыряне), или растворялись в славянском море и совершенно ассимилировались и обрусели (как меря, весь, мещера, мурома).
Западными соседями славян были поляки, занимавшие территорию по берегам р. Вислы, с которыми славяне торговали. Наиболее беспокойными и опасными соседями восточных славян были их соседи с юго-востока. Орды кочевых азиатских народов в течение долгих веков не давали покоя славянскому населению Русской равнины. В IV в. на славян напали гунны. В VI в. появились авары («обры» по русской истории), но их господство в южно-русских степях было непрочно и непродолжительно.
Им на смену в VI–VIII вв. явились новые азиатские орды – угров (венгров), болгар, хазар. Угры недолго задержавшись в южнорусских степях, прошли в долину Дуная, где и основали свое национальное государство.
Многочисленная орда болгар разделилась: часть из них двинулась на юго-запад, на Балканский полуостров; другая часть двинулась на северо-восток и заняла область средней Волги и Камы. В X в. болгары (волжские булгары), подчинив местные племена, создали государство Волжская Булгария (просуществовала до XIII в.). Столицей государства был город Булгар (или Болгары) на реке Волга. Через него проходили важнейшие пути торговли, в том числе со славянскими землями.
Хазары (хозары) в VIII–IV вв. на юго-востоке образовали обширное государство (Хазарский каганат). Им удалось подчинить ряд славянских племен и обложить их данью. Под их покровительством славяне могли производить оживленную торговлю с Востоком. Мирные отношения славян и хазар перемежались военными столкновениями.
Весьма важную роль в начальной русской истории играли отношения с двумя странами, которые не соприкасались непосредственно с территорией занятой восточными славянами, но оказали на них существенное влияние: одна на политический строй, другая – на всю культуру славян. Это были Скандинавия и Византия. VII–X века были временем энергичной и бурной экспансии скандинавских народов норманов, или «варягов». Варяги часто нападали на своих соседей, разбойничали на торговых путях. Война, пиратство и торговля были для них тремя постоянными занятиями, которые весьма тесно переплетались между собою. Вместе с тем для взаимоотношений славянских и варяжских племен характерно широкое сотрудничество, активная торговля по важнейшему водному пути «из варяг в греки». Варяги нередко служили наемниками в дружинах славянских князей. Военные дружины варягов нанимались на службу к славянам для охраны русских городов и русской торговли, которым угрожали нападения хищных степных кочевников. Однако энергичные и предприимчивые варяжские вожди не всегда довольствовались ролью наемных охранников. Там, где они чувствовали себя достаточно сильными, они захватывали власть над местными населением, и таким образом, «наемные охранители превратились во властителей» (В. О. Ключевский). Так, в IX в. в некоторых областях Руси образовалась вторая политическая форма – варяжские княжества: Рюрика в Новгороде, Аскольда и Дира в Киеве.
Византийская империя (IV – сер. XV вв.) была наиболее культурным, наиболее сильным и наиболее экономическим развитым европейским государством. Дворцы и храмы Константинополя (Царьграда) поражали посетителей своей красотой и величием. Промышленность Византии производила множество предметов не только местного потребления, но и для заграничного вывоза: золотые и серебряные украшения и разные металлические изделия, шелковые ткани, замечательную керамику, вина и фрукты. Понятно, что купцы со всего тогдашнего мира, в том числе купцы славянские и варяжские стремились в Византию, чтобы завязать с нею оживленные торговые связи. Торговля с Византией стала важнейшей составляющей экономики славянских племен. Из Византии на Русь вместе с христианством пришла высокая культура.
Источники свидетельствуют, что восточнославянские земли находились на разном уровне развития. Более высоким он был в среднем Поднепровье, где проживали поляне. Этому содействовали плодородные земли, благоприятный климат. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками. Были обнаружены семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). У славянских племен существовали две основные системы земледелия. В южных районах основной системой земледелия у восточных славян был перелог (залежная): участок земли засевали в течение 2-3 лет до истощения, затем этот участок забрасывали (на 2-4 год) и переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда использовали соху, рало с полозом, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.
На севере, где приходилось отвоевывать у природы под пашню каждую пядь земли, была распространена подсечно-огневая система земледелия: в первый год деревья подрубали, на второй год их сжигали, золу использовали во время посева зерна. Как и при залежной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый. Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более отдаленных участков. Пашенное земледелие появилось лишь в VIII в. в степных и лесостепных районах. Землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В лесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII в. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпа и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе – лошадей.
Важную роль в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Развивались ремесла – кузнечное, гончарное, ювелирное. Зарождалась внутренняя торговля. Восточные славяне активно торговали и со своими соседями. Через их земли проходили известные торговые пути. Одним из таких торговых путей был путь «из варяг в греки». Он шел из Балтийского моря по реке Нева в Ладожское озеро, затем по рекам Волхов и Ловать, через волоки на Днепре в Черное море и далее до Константинополя (Царьград). Другим торговым путем был Волжско-Донской путь (становление началось в IX в.) Торговые караваны шли из Среднего Поднепровья либо сушей до Дона, либо по Днепру, Черному и Азовскому морям, реке Дон, затем суда волоком перетаскивались из Дона в Волгу в том месте, где эти реки наиболее близко подходят одна к другой. Вниз по Волге спускались в Каспийское море, далее путь лежал в страны Востока. Славянские земли за счет внешней торговли получали ремесленные изделия, ткани, предметы роскоши, оружие, серебряные монеты и др. Славяне вывозили мед, воск, пушнину, рабов. Следствием оживленного торгового движения было возникновение древнейших торговых городов Руси (VII–VIII вв.): Киева, Чернигова, Смоленска, Любеча, Новгорода Великого, Пскова, Полоцка, Витебска, Ростова. Города становились не только центрами торговли и ремесла, но и оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.
Общественный строй восточных славян VI–IX вв. содержал элементы, характерные для переходного периода от родового строя к зарождающейся государственности. С VI в. в процессе роста населения и совершенствования орудия труда происходило разложение родоплеменного строя. Внутри родовой общины возникает имущественное и социальное неравенство, выделяется племенная элита. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизации) и включения в состав общины рабов. В VI–VIII вв. в результате дробления и смешения племен складывались новые славянские общности – союзы племенных княжеств, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Объединение в племенные союзы было следствием как экономических, так и политических причин (необходимость совместной обороны от внешних врагов). Такие объединения племен возглавляли вожди племени (князья), которые, опираясь на военную дружину, сосредоточивали власть в своих руках. Кроме того, важнейшими элементами политической организации славянских племен были институты общинной демократии. Главным из них было вече – собрание свободного мужского населения племени, на котором решались важнейшие вопросы сообщества, избирался военный вождь (князь). Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча) Ополчение включало в себя боеспособных мужчин и созывалось в случае войны. Сдвиги в социальной и политической структуре восточнославянского общества привели к созданию в VIII–IX вв. на основе союзов племен племенных княжений – зародышевой формы государственности. По русским и византийским источникам известно, что племенные княжения существовали с центрами в Киеве, Новгороде и др. местах.
Восточные славяне были язычниками. В их верованиях прослеживались два направления: поклонение явлениям природы и культ предков. Славяне не имели храмов, только языческие святилища, где стояли изображения наиболее почитаемых богов. Не было и особого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому, выполняли определенные функции служителей богов и толкователей их воли. Наиболее почитаемыми богами славянского пантеона были: Дажбог – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Стрибог – бог ветра, Волос (Велес) – покровитель скотоводства и др. Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду, а в последствии – отдельным семьям. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир-тризну и военные состязания.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. В течение большей части ХХ столетия в отечественной исторической науке господствовал так называемый формационный подход | Вопрос 4
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.