Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (IX – начало XII вв.) Составитель: У.В. Ежеля

Основными источниками, позволяющими в определенной степени раскрыть содержание жизни древнерусского государства, являются летописи XI–XIII вв., в которых имеются сведения самого различного характера. Летописи эти повествуют о гораздо более ранних событиях, передававшихся, очевидно, устно, а затем уже зафиксированных в летописях. Важнейшим документом рассматриваемой эпохи явились копии «Русской Правды», а также переписываемые из века в век старинные былины. Позволяют сопоставить известные факты и события далекого прошлого старинные греческие, латинские и другие зарубежные исторические хроники.
Древняя летопись «Повесть временных лет», составителем которой считается служитель Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор, гласит, что новгородцы сами пригласили варяжских соседей из племени «русь» к себе на правление. Причина – нежелание отдавать главенство какой-либо из соперничавших сторон славянского севера. Жребий истории пал на варяга Рюрика и его дружинников. Рюрик «сел на правление» в Новгороде (862 или 874 г.), а его соратники Дир и Аскольд нашли себе место на Днепре. После смерти Рюрика с его сыном Игорем прибывает в Киев дружинник Олег. Как свидетельствует тот же источник, Олег обманным путем захватил власть, после чего надолго связал свою жизнь с Киевом (882–912 гг.). После его смерти Киевом начал править сын Рюрика Игорь (912–946 гг.) – основатель киевской династии Рюриковичей.
Русские историки считают варяжского князя причастным к созданию основ древнерусского государства и киевской династии. Вместе с этим С. М. Соловьев и В. О. Ключевский отмечали, что объединение восточно-славянских земель под началом Киева было подготовлено внутренними историческими и политическими процессами: у многих племен имелись военные вожди – «великие» и «светлые князья». Но произошло это объединение в результате похода князя Олега, датируемого летописью 882 годом, при активном участии его Руси – варяжской дружины вместе с другими племенами Поильменья.
Однако помимо указанной в российской историографии имеются две радикально противоположные друг другу концепции происхождения русского государства. Первая, оформившаяся в XVIII в., — норманнская теория, основоположником которой явились немецкие историки Байер и Миллер. Немцы сумели аргументировано доказать финское происхождение термина «Русь», что значит «грести». Слово пришло, якобы, от воинов-гребцов. В дальнейшем они сделали вывод об избранности скандинавов и неспособности славян самостоятельно заниматься политической деятельностью в тот исторический период.
Другая точка зрения принадлежала М. В. Ломоносову, который стал основателем антинорманнской теории происхождения древнерусского государства. В частности, он пытался отстоять славянское происхождение Рюрика, найти объяснение термина «Русь» в славянской топонимике. Все усилия великого ученого были направлены на создание патриотической истории Отечества. Последователями М. В. Ломоносова были многие российские и советские историки, в частности, академик Б. А. Рыбаков. Интересным является мнение ряда современных российских исследователей об этническом родстве варягов с остальными славянами. Согласно этой концепции варяги – жители Поильменья – такие же славяне, но занимались они вывариванием соли из морской воды Белого моря. Отсюда слова – «варить», «варежка», «Варяжское море» (озеро Ильмень).
Рассматривая особенности политического устройства Киевской Руси, следует выделить такой родоплеменной пережиток, как наследование великого княжения по старшинству. Это заставляло всю многочисленную родню Рюриковичей время от времени менять свое пребывание в одном из княжеств и перебираться в другое, что не способствовало ни укреплению центральной власти в Киеве, ни становлению федеративных начал на Руси.
Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Князь полностью отвечал за внешнюю безопасность, обеспечение внешней политики и внешней торговли. Однако государственный строй древнерусских земель-княжеств нельзя назвать монархией – во всех землях (городах) существовало вече.
Вече могло обсуждать и решать любой вопрос. Но самым главным предметом его компетенции было призвание или изгнание князей. Чрезвычайно важным кругом вопросов веча были вопросы о войне или же замирении. Так, когда для войны требовались силы всей волости и, следовательно, народного ополчения, обязательным было решение вече. Но власть веча везде, кроме Новгорода и Пскова, проявлялась в чрезвычайных случаях, тогда как княжеская власть была постоянной и повсеместно действующим органом управления.
Согласно древним былинам основателем града на Днепре был Кий – предводитель славянского племени дулебов (ориентировочно VI в.). Началом IX в. датируется пребывание в Киеве варяжских дружинников Дира и Аскольда. Однако первым правителем древнерусского государства стал Олег, также принадлежавший дружине Рюрика.
Утвердившись в Киеве, Олег подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути. Распространив влияние на финские и славянские племена, он тем самым освободил последних от обязательной дани хазарам. Олегу удалось объединить новгородский север и киевский юг под одной властью киевского князя, заложив таким образом первый камень в основание древнерусского государства. Некоторые племена и города сохраняли своих местных князей, князьков, но все они были теперь под рукой киевского великого князя.
В результате успешных походов на Царьград в 907 и 911 гг. Олегу удалось урегулировать русско-византийские отношения на выгодных для Руси условиях – ее купцы беспошлинно ввозили свои товары в Византию.
Княжение Игоря Рюриковича, преемника Олега, проходило в сложной обстановке постоянных печенежских вторжений, что значительно отвлекало его силы. В византийских хрониках и первых русских летописях упоминаются несколько походов Игоря в Малую Азию и Царьград с целью поживиться – в 914 и 944 гг. Последний был неудачным, и в договоре 945 г. между Византией и Русью последней пришлось расстаться с правом беспошлинной торговли. Не сложилось у Игоря княжение и дома. В силу традиций князь с дружиной сам ходил за данью по своим землям. В 946 г. такой поход закончился трагически для Игоря – он был убит древлянами.
Жена его, Ольга, ввиду малолетства сына Святослава, княжила долго. Как отмечают историки, из смерти мужа Ольга извлекла тяжкий для себя урок. Жестоко наказав жителей Искоростеня (поселение древлян), она затем коренным образом изменила практику сбора дани со всех областей, установив правило «погостов» вместо опасных походов «в полюдье». И эта новая практика просуществовала на Руси столетия, перейдя постепенно в «повозы» – доставку дани в Киев, а затем – в Москву.
Святослав Игоревич (964–972 гг.) вошел в русскую историю как князь-воитель. Именно Святослав в 60-е гг. X в. покончил с хазарским каганатом, подчинил северокавказские племена ясов и касогов, волжских болгар. Успешно отражал Святослав с дружиной набеги печенегов, не раз с победой возвращался из Византии. Примечательно было то, что Святослав военные походы предпочитал государственной деятельности, облюбовал для своего жительства малый русский городок Переяславец. Не принял Святослав и христианства, оставшись язычником.
Видное место в когорте киевских князей занимает великий князь Владимир Святославич (980–1015 гг.). Он вошел в историю как Владимир Креститель, Владимир Красное Солнышко. В 988 г. Владимир принял православную христианскую веру. Вслед за ним крестилась и вся Русь.
Расцвета своего Киевская Русь достигла во времена князя Ярослава Мудрого (1015–1054 гг.). Равным ему по масштабу государственной деятельности и мудрой политике считают и его внука – Владимира Всеволодича Мономаха (1113–1125 гг.). Ярослав Мудрый сумел заложить правовые основы жизни средневекового русского общества. Сборник первых правовых актов (гражданского и уголовного характера) – «Правду» Ярослава – вскоре назвали «Росськой (или Русской) Правдой». Она была составлена и переплетена в Новгороде в 1015–1016 гг.
Княжение Владимира Мономаха – последний всплеск величия Киева в условиях растущей разобщенности Ярославичей и их двоюродной и троюродной княжеских ветвей, а также набегов половцев. Это был последний киевский князь, при котором поддерживался относительный покой на Руси. Но древо киевское уже было расшатано его детьми-князьями в бесконечных междоусобицах. После Владимира Мономаха более 100 лет русские князья боролись за право княжить в Киеве. Дело доходило до разорения стольного города, пока Киев, усилиями самих же князей, не перестал быть «матерью городов русских».
Характеризуя социальный состав русского общества XI–XII вв., можно выделить следующие слои: свободное население, тогда еще не знавшее сословного деления и перегородок, зависимые слои («закупы») и рабы (холопы, челядь).
Политические права свободного населения Руси были одинаковы у всех. Но имущественные различия были существенными. Исходя из этого, можно выделить несколько групп свободных русичей: верхи, средние и низы. К первым, судя по летописным данным, относились «лучшие», «большие», «старейшие», «первые» люди и т.п., а также «бояре». Социальная природа «верхов» неоднородна. Они происходили их родовой аристократии, а также из выслужившихся приближенных князя. К средним свободным можно причислить княжеских дружинников, дворовых и управляющих, средних купцов. «Молодшие», «меньшие», «смерды», «простая чаль» – это низы свободного населения. Невозвращенные вовремя долг, деньги (купа) превращали бедного свободного в подневольного человека или даже раба.
Помимо долга распространенными источниками рабства являлись плен, рождение от рабыни, женитьба на рабыне, а также услужение без договора. Сколько рабов и зависимых было на Руси – неизвестно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Появление славян как самостоятельного этноса, согласно археологическим материалам, произошло еще в первое тысячелетие до н | Вопрос 5
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.