Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планировка и обустройство пассажирских вагонов

 

Планировка и внутреннее обустройство пассажирских вагонов выполняется в зависимости от типа и назначения вагона.

Основным производителем пассажирских вагонов в России является Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), входящий в Трансмашхолдинг. Производство отечественных купейных вагонов начато в 1992–1993 гг., некупейных – в 1988–1990 гг. В 2007 г. ТВЗ произвел и реализовал 922 пассажирских вагона различных типов. В период 2008–2010 гг. завод выпускал в среднем по 500 вагонов в год.

Тверской вагоностроительный завод выпускает:

– вагоны пассажирские для скоростей движения до 160 км/ч
с кузовом, имеющие гофрированную или плоскую обшивку боковых стен;

– вагоны пассажирские для скоростей движения до 200 км/ч
с кузовом, имеющие плоскую обшивку боковых стен;

– вагоны специального назначения.

Конструкция вагонов универсальна и позволяет на основе базового кузова выпускать пассажирские вагоны нескольких типов и классов: от открытого типа с общим салоном до различных моделей купейных вагонов. Назначенный срок службы вагона – 28 лет.

Кузов пассажирского вагона для скоростей движения до 160 км/ч, имеющего гофрированную обшивку боковых стен, выполнен по принципу несущей цельнометаллической конструкции, подкрепленной каркасом из стоек, поперечных балок и продольных связей. Рама кузова с хребтовой балкой переменного сечения. Подножки наружных боковых дверей с тормозного конца вагона оборудованы дополнительной ступенью (убирается автоматически при опускании фартука подножки) для выхода на низкие платформы.

Пассажирский салон некупейного вагона модели 61-4194 с установкой кондиционирования воздуха (рис. 12.1) включает в себя девять отделений для пассажиров.

 

 
 

 


Рис. 12.1. Внутреннее обустройство некупейного спального вагона модели 61-4194
с установкой кондиционирования воздуха

 

Каждое отделение имеет шесть спальных мест или девять мест для сидения, оборудовано двумя поперечными нижними и одним продольным диванами, над которыми размещены спальные полки и полки для багажа. Под поперечными диванами устроены рундуки для ручной клади. Между поперечными диванами у окна установлен откидной стол.

Продольный диван сборный, состоящий из двух боковых сидений
и средней откидной части, которая поворачивается на шарнирах кронштейна и закрепляется на зацепы, установленные на подоконном брусе.

Установка откидной средней части в нижнее положение позволяет образовать сплошную нижнюю спальную полку или в поднятом положении два места для сидения и столик между ними под окном. Верхняя продольная спальная полка подвешена на тягах, в дневное время суток ее можно убрать вверх под багажную полку.

В зоне продольных полок вагон оснащен глухими окнами, а на стороне поперечных полок – окнами с опускными рамами. Все окна вагона имеют двойное остекление, два окна пассажирского салона – аварийные выходы.

На торцевых частях перегородок, разделяющих отделения друг от друга, устроены ступеньки и поручни, используемые при подъеме пассажира на верхние спальные места. Над каждым диваном на перегородках размещены газетные сетки, брюкодержатели, крючки-вешалки, державки для матрацев.

На потолке установлены дефлекторы и решетки для подачи воздуха в помещение из воздушного канала принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, а также светильники с люминесцентными лампами.

Электроснабжение вагона централизованное от подвагонной поездной магистрали напряжением 3000 В и автономное от подвагонного генератора с приводом от средней части оси и от аккумуляторной батареи. На стоянках вагон может подключаться к внешней трехфазной сети напряжением 380/220 В переменного тока, частотой 50 Гц. Номинальная мощность комплекса электрооборудования вагона – 32 кВт.

В вагоне реализованы самые передовые инженерно-технические и технологические достижения в вагоностроении. Установлены задвижные двери фирмы Bode (ФРГ). Внутренняя облицовка боковых стен выполнена из формовочного трудно-горючего пластика. Применены негорючая теплоизоляция типа «Исовер» и окна новой конструкции с алюпластовыми рамами и трехкамерными стеклопакетами, тонированными специальной антиосколочной пленкой. Вагон оборудован установкой кондиционирования воздуха, выполненной в моноблочном подкрышевом пространстве. Система отопления – электрическая с жидкостным незамерзающим теплоносителем. Система водоснабжения обеспечивает приготовление горячей и кипяченой воды, ее охлаждение, обеззараживание питьевой воды. В вагоне применены экологически чистые замкнутые туалетные системы. Масса тары оборудованного вагона 58,5 т. Длина вагона по осям сцепления автосцепок 24537 мм, База вагона 17000 мм, модели тележки 68-4075 и 68-4076.

Планировка и размеры купейных вагонов нового поколения
(рис. 12.2) выбраны таким образом, что обеспечивают возможность принимать гибкие решения по изменению планировки салонной части в зависимости от типа и классности вагона.

 

 

Рис. 12.2. Общий вид внутреннего оборудования вагона пассажирского купейного
модели «СВ» 61-4174 с установкой кондиционирования воздуха

 

Технические характеристики вагона пассажирского купейного
«СВ» 61-4174 (рис. 12.2) с установкой кондиционирования воздуха:
масса тары 58,8 т; количество мест для пассажиров – 16, для проводников – 2; конструкционная скорость 160 км/ч; плавность хода не более 3,1 баллов; безлюлечная тележка моделей 68-4065, 68-4066; генератор синхронный ЭГВ.08.У1; привод генератора АСТ-32 УХЛ; мощность системы электроснабжения 32 кВт; аккумуляторная батарея 90 KL-250P. В вагоне предусмотрены аудио-видеоинформационные системы.

Вагон пассажирский купейный штабной «СВ» 61-4452 имеет в своем составе семь пассажирских двухместных купе с нижними диванами и радиокупе. Каждое пассажирское купе оборудовано жидко-кристаллическим монитором для трансляции программ центрального телевидения, видеофильмов и передач поездного вещания из радиокупе. Также в купе имеется регулятор громкости радио, кнопка вызова проводника, индивидуальные пульты пользователя теле – радио системой, выключатели освещения; кнопки регулирования температуры воздуха в купе, панель индикации с информацией о занятости туалетов и панель для прослушивания видео- и аудио программ с помощью индивидуальных наушников.

В вагоне на поперечных перегородках большого коридора установлены два информационных табло, показывающих температуру воздуха снаружи и внутри вагона, занятость туалетов, текущее время, дополнительную информацию оперативного, справочного или коммерческого характера в виде бегущей строки.

Радиокупе оборудовано столом-тумбой для установки радиоаппаратуры; радиостанцией; телевизором; аппаратурой радиоэлектронной информационной системы.

Служебное купе оборудовано пультом управления всеми системами вагона, средствами связи и оповещения, комфортным креслом, подоконным столом, столом-мойкой для посуды, шкафами для одежды, сейфа и документации, холодильником емкостью 50 л, микроволновой печью, аппаратом для нагрева и охлаждения бутилированной воды.

Вагон оборудован естественной и принудительной – вытяжной вентиляцией и установкой кондиционирования воздуха, которая обеспечивает заданный микроклимат в пассажирских и служебных помещениях вагона в следующих режимах: отопление, вентиляция и охлаждение.

Вагоны межобластного сообщения открытого типа (некупейные) с креслами для сидения предназначены для выполнения массовых перевозок пассажиров с длительностью пребывания в пути не более 12 ч. Пассажирский салон кузова межобластного вагона модели 61-828 оборудован 31 двухместным стационарным креслом с подножками.. Отопительная система – водяная, нагрев воды в котле осуществляется электронагревателями или твердым топливом.

Вагон пассажирский купейный с креслами для сидения (рис. 12.3) модели 61-4441 является более комфортабельным среди вагонов межобластного сообщения.

Конструкция вагона в полной мере отвечает требованиям санитарных норм по освещенности, эргономике, микроклимату, шуму и вибрациям, требованиям безопасности.

 

Рис. 12.3. Общий вид вагона пассажирского купейного межобластного сообщения модели 61-4441 с креслами для сидения

 

Все пассажирские купе вагона модели 61-4441 оборудованы лестницами для доступа к багажной нише. Материал панелей боковых стен из трудногорючего стеклопластика. Боковые и торцевые стены, крыша и пол кузова выполнены из нержавеющих сталей. Боковые наружные входные двери тамбуров прислонно-сдвижного типа. Двери тамбура нетормозного конца вагона – с ручным приводом, тормозного конца вагона – с электромеханическим приводом. Экологически чистые замкнутые туалетные системы (вакуумно-нагнетательного типа с баком-накопителем и удалением отходов в парке отстоя вагонов), бесперебойно функционирующие, позволяют пользоваться ими при движении (и в пригородных зонах) и на стоянках.

В апреле 2008 г. на ТВЗ получены сертификаты на две новые модели пассажирских вагонов «серии сорок четыре сорок» – 61-4440 (купейный, с несколькими возможными модификациями) и 61-4447 (плацкартный).

 

 

Рис.12.4. Общий вид и внутреннее оборудование пассажирских купейных вагонов
серии «сорок четыре сорок»

 

Пассажирские вагоны моделей 61-4440 и 61-4447 (рис. 12.4) имеют ряд преимуществ по сравнению с ранее выпускаемыми вагонами:

– повышенная звукоизоляция кузовов вагонов и новая ходовая часть (оснащенная тележками безлюлечного типа);

– кузова вагонов выполнены из коррозионностойких сталей, что позволяет увеличить срок их эксплуатации с 28 до 40 лет, а также снизить трудоемкость и стоимость работ при капитальном ремонте вагонов в течение их срока службы;

– плоскогофрированная обшивка боковых стен кузовов способствует снижению аэродинамического сопротивления вагона при высоких скоростях движения (в верхней части кузова – оконном поясе – обшивка боковых стен гладкая, в нижней части, ниже линии окон – плоскогофрированная);

– увеличенная на 1000 мм длина вагонов, позволяющая сделать их более эргономичными;

– улучшенный дизайн интерьера (внутренняя отделка выполняется из термоформованного пластика);

– современные и более широкие спальные места в купе могут трансформироваться в диваны со спинками; увеличенное расстояние между ярусами полок (между нижним и верхним спальными местами);

– новые комплекты боковых и торцевых дверей с возможностью эксплуатации при температуре от –50 до +50 °С.

Кроме этого, в вагонах установлены экологически чистые туалеты вакуумного типа, позволяющие пользоваться ими вне зависимости от нахождения в санитарных зонах; системы отопления и кондиционирования воздуха; пожарная сигнализация и системы пожаротушения, повышающие безопасность проезда пассажиров.

В конце 2008 г. к перечню выпускаемых моделей «серии сорок четыре сорок» на ТВЗ добавили еще две новые модели – купейный штабной вагон модели 61-4445 и вагон салонного типа с креслами для сидения модели 61-4458.

Созданы опытные образцы купейного (модель 61-4462) и штабного
(модель 61-4463) вагонов, вагона-ресторана (модель 61-4464). Вагоны оснащены герметизированными межвагонными переходами производства германской фирмы «Хюбнер» и беззазорными сцепными устройствами. Благодаря использованию этих технических решений обеспечены более комфортные условия для проезда пассажиров: герметичные переходы защитят их от пыли и влаги при проходе по составу, уменьшат шум в вагонах, а беззазорные сцепные устройства радикально уменьшат вибрации состава от автосцепок. За счет увеличения длины вагонов на один метр стали просторнее тамбур и технические помещения. Использование специальных материалов позволило повысить звукоизоляцию, а неординарные дизайнерские решения сделали интерьер максимально удобным и уютным.

Принципиальные отличия вагонов нового модельного ряда – в конструкции ходовой части.

Двухосная безлюлечная тележка имеет двойное рессорное подвешивание, что повышает плавность хода вагона. Буксовый узел оборудован подшипниками кассетного типа, это обеспечивает его надежность и герметичность. Колесные пары оснащены двумя тормозными дисками, что дает колесу большую защиту. Еще одна особенность ходовой части вагона – наличие электронного противоюзного устройства «БАРС-4МОс», предназначенного для защиты ходовой и тормозной систем. Вагоны имеют различные встроенные автоматические регуляторы, что облегчает их подготовку к работе.

В парке пассажирских вагонов находится подвижной состав специального назначения, который спроектирован на базе пассажирских вагонов. Сюда относятся почтовые, багажные вагоны и вагоны-рестораны, вагоны специального назначения.

Типы, основные параметры и размеры почтовых вагонов стандартизованы: ПП – предназначен для перевозки почтовых отправлений, обработки и обмена их в пути следования, оборудован устройствами для механизации погрузочно-разгрузочных работ; ПП-1 – для перевозки почтовых отправлений в контейнерах и обмена их в пути следования (рис. 12.5).

Почтовый вагон типа ПП модели 61-514 (рис. 12.5, а) имеет трактовую и транзитную кладовые, зал для сортировки писем, служебное отделение и все необходимое обустройство для работы и отдыха бригад и проводников в длительных поездках. Трактовая кладовая оборудована полками для посылок, выгружаемых на промежуточных станциях. Транзитная кладовая служит для размещения посылок, следующих до конечной станции.

 

Рис. 12.5. Планировка почтовых вагонов:
а – типа ПП; б ─ типаПП-1: 1 – трактовая кладовая; 2 – тамбур; 3 – туалет с душем;
4 – служебное отделение; 5 – зал для сортировки писем; 6 и 9 – коридоры; 7 – транзитная кладовая; 8 – купе для отдыха бригад; 10 и 13 – котельное отделение;
11 – помещение для оператора; 12 – багажная кладовая

 

Вагон почтовый типа ПП-1 модели 61-525 (рис. 12.5, б), предназначенный для перевозки почты в контейнерах и других почтовых отправлений в составе пассажирских или почтово-багажных поездов, имеет грузоподъемность 23 т, площадь производственных помещений 53 м2. Его багажная кладовая оборудована грузоподъемным устройством 0,5 т с электроприводом. Электроснабжение индивидуальное, освещение лампами накаливания, отопление водяное с комбинированным (электроугольным) котлом. Водоснабжение самотечное горячей и холодной водой, вентиляция приточная механическая, автоматизированная (от температурных преобразователей) и естественная. Количество спальных мест для обслуживающего персонала 6, масса тары 45 т; база вагона 17 м, тележки 2,4 м; длина по осям сцепления автосцепок 24,537 м, кузова (наружная) 23,6 м; конструкционная скорость 160 км/ч; габарит 1-ВМ (ГОСТ 9238–83). Изготовитель – Санкт-Петербургский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова. Год начала серийного производства 1990.

Багажный вагон модели 61-517 предназначен для транспортировки багажа в пассажирских или почтово-багажных поездах. Кузов этого вагона цельнометаллический, имеет два тамбура, котельное и служебное помещения, три купе, два туалета с душевыми установками, два коридора. Кладовая для груза, оборудована ручной талью грузоподъемностью 3 т на монорельсе и консольными поворотными кранами с такими же талями, расположенными у погрузочных дверей. Электроснабжение вагона автономное, освещение лампами накаливания. Отопление водяное с комбинированным (электроугольным) котлом, оснащенным программным управлением работой электронагревателей котла.

Вагон багажный 61-4185 (рис. 12.6) предназначен для перевозки багажных отправлений в сопровождении персонала в составе почтово-багажных и пассажирских поездов по магистральным путям колеи 1520 мм.

 

       
   

 

 


Рис. 12.6. Общий вид и внутреннее оборудование вагона багажного модели 61-4185

 

Вагон оборудован системами электроснабжения, отопления, вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, освещения, установкой пожарной сигнализации. В вагоне установлены холодильник, обеззараживатель воды, электроплитка, микроволновая печь. Имеются розетки для подключения телефона, телевизора и видеомагнитофона, электробритв, пылесоса и других бытовых приборов.

Почтово-багажный вагон предназначен для эксплуатации на направлениях, где выполняются незначительные перевозки багажа и корреспонденции, а следовательно, нецелесообразно применять отдельно багажные или почтовые вагоны. В вагоне предусмотрены багажная кладовая и кладовая для почты, в каждую из которых можно разместить по 10 т груза.

Современные вагоны-рестораны моделей 61-4444, 61-4455 (рис. 12.7) предназначены для обслуживания пассажиров в длительных поездках. Комфортабельный уютный салон вагона оборудован столами и мягкими двухкресельными блоками со встроенными ящиками для хранения столового белья и поперечными декоративными перегородками. В салоне может одновременно обслуживаться до 48 человек. Кроме того, 700 пассажиров могут обеспечиваться горячим питанием непосредственно на посадочных местах.

Кузов вагона изготовлен из нержавеющей стали, имеет плоскую обшивку и оборудован дверями прислонно-сдвижного типа. Вагон оснащен тележками безлюлечного типа с дисковыми тормозными механизмами.

 

Рис. 12.7. Внутреннее обустройство вагонов-ресторанов моделей 61-4444, 61-4455

 

Вагон оснащен системами теле- и аудиотрансляции, видеонаблюдения. Бар салона оборудован стойкой, витриной для выкладки товара, холодильным шкафом, СВЧ-печью, кофеваркой, четырьмя табуретами, шкафом, барным столиком у окна на коридорной стороне, переговорным устройством для связи с начальником поезда. Вагон оборудован механической приточно-вытяжной вентиляцией и кондиционером. Вытяжная система вентиляции кухни имеет три ступени регулировки удаления воздуха.

К специализированным вагонам пассажирского парка относятся также вагоны-электростанции, вагоны помывочно-дезинфекционные, вагоны-прачечные, клубы, столовые, другие вагоны служебного назначения. Общий вид вагона этой группы представлен на рис. 12.8.

 

 

Рис. 12.8. Общий вид специализированного пассажирского вагона

 

Вагон помывочно-дезинфекционный (рис.12.9) предназначен для санитарной обработки (помывки) личного состава и дезинфекции обмундирования в составе банно-прачечно-дезинфекционного поезда, пассажирских или грузовых поездов. Масса тары вагона 56,5 т, конструкционная скорость 120 км/ч, габарит по ГОСТ 9238–83 1-ВМ.

 

 

Рис. 12.9. Вагон помывочно-дезинфекционный:

1 – агрегат вентиляционный; 2 – полка; 3 – вешалка; 4 – рундук; 5 – сеть водоснабжения; 6 – котел паровой; 7 – бак конденсатора; 8 – тамбур; 9 – парикмахерская; 10 – сеть отопления; 11 и 17 – раздевалки; 12 – дезинфекционная камера; 13 – душевое отделение; 14 – щитовая; 15 – котельное отделение; 16 – уборочный инвентарь;

18 – бойлер

Вагон помывочно-дезинфекционный имеет автономное пароснабжение – установлен паровой котел на дизельном топливе производительностью 500 кг пара в ч. Регулирование температуры воды групповое, включение душевых сеток индивидуальное. Отопление вагона водяное. Температура воздуха, поддерживаемая системой отопления в раздевалках и душевых отделениях – 25–30 °С, в других помещениях – не ниже 18 °С. Вагон оборудован системой приточно-вытяжной вентиляции. Душевая и раздевалки рассчитаны на 15 мест.

Вагон-прачечная (рис. 12.10) предназначен для дезинфекции, стирки белья и обмундирования. Масса тары вагона 56,5 т, конструкционная скорость 120 км/ч, габарит по ГОСТ 9238–83 1-ВМ. Для пароснабжения в вагоне установлен паровой котел на дизельном топливе производительностью 500 кг пара в ч. Отопление водяное. Имеется приточно-вытяжная вентиляция. Производительность стирки сухого белья – 50 кг/ч. Общая потребляемая вагоном мощность 60кВт. Время развертывания (свертывания) прачечной – 4ч.

 

 

Рис. 12.10. Вагон-прачечная:

1 – агрегат вентиляционный; 2 – вентилятор вытяжной; 3 – воздуховод;
4 – фильтры сменные; 5 – стеллажи для грязного белья; 6 – бучильник дезинфекционный; 7 – трубопроводы системы водяного отопления; 8 – умывальник; 9 – машина швейная; 10 – стеллаж для белья с гладильным столом; 11 – трансформатор;
12 – тамбур; 13 – щитовая; 14 – щит электрический; 15 – участок хранения чистого белья; 16 – участок прачечно-дезинфекционный; 17 – каток сушильно-гладильный;
18 – машина сушильная; 19 – машина стиральная отжимная; 20 – весы; 21 – участок хранения грязного белья; 22 - котел паровой; 23 - участок пароснабжения;
24 – бак конденсатора; 25 – компрессор; 26 – отсек агрегатный; 27 – коридор;
28 – стол откидной; 29 – сиденье откидное; 30 – огнетушитель;
31 – доска откидная гладильная

 

 

 

Рис. 12.11. Оборудование вагона-прачечной:

а – стиральная машина; б – каток сушильно-гладильный

Вагон может эксплуатироваться в составе банно-прачечно-дезинфекционного поезда или автономно при условии обеспечения вагона электроэнергией и водой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 12. Пассажирские вагоны | Системы жизнеобеспечения пассажирских вагонов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 12037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.