Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективная работа над составлением плана

Коллективная работа над изложением.

В младших классах вспомогательной школы работа над изложением в основном проводится коллективно, при участии всего класса. В VI классе необходимо продолжить такую же коллективную работу, постепенно подготавливая учащихся к самостоятельному написанию изложений.

Лучших результатов в такой коллективной работе можно добиться, если учащиеся воспринимают текст не только на слух, но и зрительно. Для этого, если используется текст не из учебника, его нужно записать на доске или на отдельных карточках. Перечитывая и разбирая содержание рассказа, учащиеся запоминают построение предложений, правописание многих слов. Затем текст закрывают, и учитель дает готовый план, составленный в форме вопросительных предложений. Ученики отвечают на каждый вопрос плана одним предложением. Для записи выбирается лучший вариант предложения. При этом внимание учащихся обращается на следующее:

а) соответствует ли данное предложение основному содержанию изложения;

б) все ли в данном предложении ясно, нет ли лишних слов;

в) правильно ли расставлены слова в предложении;

г) не следует ли заменить одно из слов другим, более удачным.

В дальнейшей работе на каждый вопрос плана учащиеся отвечают уже не одним, а двумя-тремя предложениями. Учитель пишет на доске пункты плана и в скобках указывает количество предложений, которое нужно составить по каждому пункту.

Картинный план, как известно, самый простой вид плана. С ним учащиеся познакомились еще в младших классах. Поэтому работа над таким планом может послужить первым этапом в обучении составлению плана.

Прослушав текст целиком, а затем по частям, учащиеся говорят, какие картинки можно нарисовать к каждой части. Вопросы к каждой картинке и представляют собой план.

Затем работа над планом усложняется. По вопросам типа О чём вы будете писать сначала? О чём вы будете писать дальше? Учащиеся учатся делить текст на части.

Следующий этап работы. Учитель читает текст по частям. После разбора содержания каждой прочитанной части учитель предлагает подумать о том, что является главным в этой части, какова ее главная мысль.

К каждой части учащиеся подбирают заголовки, которые коллективно анализируют, и наиболее удачные записывают на доске. Эти заголовки в совокупности своей и образуют план прочитанного текста.

На следующем этапе обучения учащимся предлагается текст, который они должны самостоятельно разделить на части, каждую часть озаглавить.

План в форме вопросительных предложений — самый простой. Поэтому им пользуются в младших классах и в качестве повторения используют в VI—VII классах. С VII класса следует составлять план в виде повествовательных предложений. Номинативные предложения можно использовать начиная с VIII класса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работа с деформированным текстом | Методика работы над изложением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.