Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребители. Рис.1. Стратегическое планирование в плановой экономике

Предприятие

____________

____________

____________

 

Рис.1. Стратегическое планирование в плановой экономике.

 

В рыночной экономике, как следует уже из самого слова, все вертится вокруг рынка. Потребители решают, какую продукцию, какие услуги и по каким ценам они готовы купить. Предприятие должно ориентировать свою экономическую политику (продукция - цена - объем - реализация товара на рынке) в первую очередь на потребителя.

Предприятие находится в зависимости от нескольких рынков:

1. Денежного (финансирование предприятий);

2. Рынка рабочей силы (привлечение соответствующих специалистов и сотрудников);

3. Рынка сбыта (сбыта своей продукции).

На всех трех рынках действует неизменный закон спроса и предложения - механизм цен.

Две основные силы на рынке, потребители и производители, соперничают между собой, стремясь извлечь наибольшую прибыль. При недостаточном количестве какой-либо продукции определенное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Но высокая цена сразу же становится заманчивой и для других производителей, которые могут поставить на рынок такую же продукцию. Предложение растет, благодаря конкуренции цена снижается. Более низкие цены привлекают все большее количество потребителей – вот тогда и устанавливается, пусть временное, равновесие между спросом и предложением на определенном уровне цен.

Под товаром чаще всего подразумевают продукцию или услуги, но на рынке в качестве товара могут выступать деньги и рабочая сила.

Примените механизм цен к этим областям – вам сразу же бросится в глаза главное отрицательное качество рыночной экономики: некоторые группы населения или виды деятельности просто-напросто вытесняются. Кто не хочет подчиняться требованиям рынка, оказывается за бортом. Деятельность, не приносящая достаточной прибыли, постепенно прекращается. Но как же быть со здравоохранением, образованием и наименее защищенными группами в обществе? В рыночной экономике, скажем, здравоохранение финансируется государством через систему налогов и страховые платежи (отчисления в страховые больничные фонды).

Кроме того, механизм цен является таким инструментом, который оказывает отрицательное воздействие только на протяжении определенного, хотя и достаточно долгого, времени. Производитель может попробовать вытеснить конкурентов с рынка, поставив продукцию по исключительно низким ценам и временно примириться с потерями (демпинговые цены). Конкуренты часто не могут и не хотят продолжать борьбу и прекращают поставлять свою продукцию на рынок. В конце концов, может остаться только один производитель-монополист, который и завладеет рынком на определенное время.

Рыночную экономику большинства западных стран нельзя назвать абсолютно рыночной: определенную роль в ней играет государство, то есть экономические системы этих государств сочетают в себе черты рыночной экономики и государственной экономики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деятельность человека: потребность в управлении. | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.