Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия

И несовершенная конкуренция.

Тема 4. Рыночная власть

Таблица.1.

 

  Совершенная конкуренция   Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Большое число покупателей и продавцов Конкуренция между многими продавцами Конкуренция между несколькими продавцами Один продавец  
Свободный вход в отрасль и выход из нее   Нет серьезных барьеров для вступления в отрасль Ограниченное вхождение в отрасль Вход в отрасль и выход из нее невозможны  
Однородный продукт, не нуждающийся в рекламе   Дифференцированный продукт + реклама Однородный продукт Необходимость дифференциации продукта и рекламы зависит не от действительной конкуренции, а от угрозы конкуренции

 

 

 

Вопросы:

4.1 Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии.

4.2 Чистая монополия: объем выпуска и цена.

4.3 Антимонопольное законодательство и регулирование.

 

4.1 Чистая монополия возникает обычно там где нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы.

Возникновение монополий связано и с барьерами для вступления в отрасль. Они могут быть связаны и с экономией от масштаба, и с естественной монополией (почта, связь, водоснабжение).

Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «Ксерокс», «Сони». Монопольное положение, закрепленное патентом,служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти.

Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, деятельность компании «Де Бирс»).

Наряду с монополией со стороны производителей встречается монополия со стороны покупателя – монопсония. Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для военной промышленности, продукцию которой закупает исключительно государство. Однако государство далеко не всегда использует это свое преимущество. Чаще преимущество, связанное с монопсонией, реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции навязывает фермерам монопольно низкие заготовительные цены.

Двусторонняя монополия – это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист. Это наблюдается, в частности, когда фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников.

4.2. Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому монополист может оказать влияние на цену, контролируя выпуск товара.

В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, всегда ниже ее цены. Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода и предельного дохода простой монополии. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю и общий доход максимальный.

Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при которой предельный доход равен предельным издержкам. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек.

Обычно считают, что монопольные цены - самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не к прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

В некоторых ситуациях монополия может осуществлять ценовую дискриминацию – устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. В случае совершенной ценовой дискриминации (на каждую продаваемую единицу продукции устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли.

Монополия может использовать сегментирование рынка, т.е. устанавливать разные цены для различных групп покупателей. Такая ценовая дискриминация увеличивает прибыль монополии, только если группы покупателей различаются по чувствительности на изменение цены. Чтобы максимизировать прибыль, монополия выпускает такой объем продукции, при котором предельные издержки равны предельному доходу, а затем назначает для каждой группы покупателей максимально возможные цены, которые готовы заплатить.

В сравнении с конкурентной отраслью монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар. Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества, возникших из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска. Кроме того,монополия перераспределяет в свою пользу часть доходов потребителей.

4.3. Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Главная особенность закона Шермана – нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер.

Эти недостатки в значительной степени были устранены в 1914 г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии. Благодаря этим законам расширилась профилактика «монопольной болезни».

В первой половине 80-х годов XX столетия американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 – высококонцентрированным.

Антитрестовские законы США оказали большое вляние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе Республике Беларусь.

В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.

При совершенной конкуренции P=MC, такая цена оптимальна с точки зрения общества, так как обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов. Однако при такой цене у ряда производителей производство может оказаться убыточным. Поскольку у разных производителей различны издержки, то и цены будут разными. В этих условиях потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который может завышать цену под различными предлогами. Поскольку государство стремиться умерить «аппетит» естественных монополий, оно устанавливает равную для всех цену на уровне средних издержек.

Часто крупные фирмы выступают инициаторам внедрения государственного регулирования в ранее конкурентные отрасли, обеспечивая себе тем самым надежную защиту от конкурентов и потребителей. Подобное «регулирование» получило название «легального картеля», который защищен государственной властью. Политика дерегулирования 70-90 гг. прошлого столетия в ряде случаев привела к разрушению таких «легальных картелей» и снижению цен.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.