Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование межвременных предпочтений

Микроэкономическая теория направлена на объяснение потребительского выбора: какой именно набор товаров выберет индивид из всех предлагаемых на рынке? При этом предполагается, что действия людей мотивированы их потребностями, т.е. недостатком чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности. Эти потребности могут быть удовлетворены при помощи некоторых благ (т.е. товаров и услуг), предлагаемых рынком. Способность блага удовлетворять потребность называется полезностью.

Аксиомы и основные понятия микроэкономического анализа потребительского поведения

Психологическое потребление

Родоначальником данного подхода первоначально рассматриваемого в рамках экономической психологии в 50-х годах ХХ в. являлся Дж.Катоны. Посвящен анализу влияния мнений, ценностей и психологических установок потребителей (в частности, таких, как доверие, оптимизм и другие) на агрегированное потребление всего общества. Одной из важнейших разработок стал «индекс потребительских настроений», используемый теперь во всем мире для прогнозирования потребительского спроса.

Потребность, благо, полезность – базовые понятия маржиналисткой теории потребления.

Термин "полезность" был введен английским философом И.Бентамом, который считал, что максимизация полезности является руководящим психологическим принципом поведения людей. Полезность различных благ для человека – основа для их сравнения, и в дальнейшем формирования потребительского выбора.

Есть два основных предположения о полезности:

1) полезность – возрастающая функция от количества потребленного блага;

2) каждая дополнительная единица блага приносит человеку все меньшее количество полезности (закон убывающей предельной полезности).

Потребитель умеет сравнивать полезность различных благ. Однако для этого ему необходимо обладать предпочтениями.

Предпочтениями называется упорядоченная система относительных оценок полезности различных наборов благ. Предположения о свойствах предпочтений, принятые экономистами, позволяют моделировать поведение потребителя.

Основные предположения о предпочтениях таковы:

  • предпочтения уже сформировались, и вкусы постоянны;
  • потребители умеют сравнивать полезность наборов благ;
  • предпочтения обладают свойством транзитивности (т.е. если А лучше В, а В лучше С, то А лучше С);
  • предпочтения не насыщаемы, так как потребители всегда предпочитают большее количество блага меньшему;
  • потребитель желает потреблять много разных товары и услуги, что означает множественность благ для потребления;
  • потребитель согласен заменить некоторое количество одного блага другим (свойство субституции)

Если одним из регуляторов поведения потребителя выступает его функция полезности, то другим – его бюджетное ограничение.

Основные предположения о выборе потребителя таковы:

  • эгоистичность и независимость от других людей;
  • полная информированность;
  • рациональность, под которой здесь понимается логическая согласованность
  • действий, деятельность, направленная на реализацию цели с учетом ограничений.
  • максимизация полезности, означающая, что выбор из доступных наборов
  • осуществляется так, чтобы достичь максимума функции полезности.

Именно эти предположения формируют модель "экономического человека", в отличие от модели "социологического человека. От понимания способа формирования выбора потребителя маржинализм переходит к понятию индивидуального спроса, определяя его как количество блага, которое готов приобрести потребитель по данной цене при данном доходе. При неизменных ценах и падении дохода объем индивидуального спроса уменьшается. (РИСУНОК 1)

Рыночный спрос на товар представляет собой сумму индивидуальных функций спроса; кривая спроса показывает зависимость объема покупок (объема спроса) данного блага от его цены (при неизменных прочих параметрах – вкусах, ценах других товаров и доходах). Функция спроса на товар, вместе с функцией предложения данного товара (т.е. зависимостью количества, предлагаемого продавцами, от его цены), позволяют перейти к модели формирования равновесия на рынке, а также равновесной цены на товар.

Итак, маржиналистская теория потребления предлагает объяснение механизму формирования цены и ценности вещей, который всегда был одним из основных вопросов экономической науки. Кроме того, важным результатом этой теории является модель потребительского выбора, позволяющая предсказать, как изменится поведение человека в случае изменения его доходов и цен на товары.

Связь между объемом потребления товара (или товарной группы) и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях характеризуют кривые Энгеля.

В зависимости от вида товара эти кривые могут быть возрастающими или убывающими.

Различают следующие виды товаров (товарных групп):

1) нормальные – с ростом дохода их потребление увеличивается, но темп роста постепенно замедляется;

2) высококачественные – с ростом дохода их потребление увеличивается и

ускоряется (прирост расходов поглощает более 100% роста доходов);

3) некачественные – с ростом дохода их потребление уменьшается. (РИСУНОК 2)

На основе основных допущений неоклассической (маржиналистской) теории объясняется не только выбор потребителя в фиксированный момент времени (т.е. в статике), но и его межвременной выбор (т.е. в динамике): какую часть дохода потратить на текущее потребление, а какую – отложить на будущее? Таким образом, это проблема соотношения потребления и сбережений. Данная задача решается с помощью аппарата так называемой функции потребления, показывающей зависимость объема текущего потребления от дохода. Относительно этой функции в экономической науке было выдвинуто несколько гипотез, на которых мы кратко остановимся. «Личные сбережения» или «сбережения населения» в наиболее общем виде определяются как остаток дохода индивида (домохозяйства), который не был использован на текущее потребление.

«Личные сбережения» или «сбережения населения» в наиболее общем виде

определяются как остаток дохода индивида (домохозяйства), который не был использован

на текущее потребление.

Важным для понимания является различение потока и запаса сбережений. В теориях сбережений преимущественно анализируется поток сбережений, который является долей дохода, не израсходованной на текущее потребление за определенный период времени. Переменная потока может быть измерена как оборот за период (хотя период этот может быть бесконечно мал); ее величина имеет обязательное указание на временной промежуток (неделю, месяц, год). Переменная запаса сбережений не имеет временной протяженности, ее величина измеряется на определенный момент (например, на начало месяца) и выражается в терминах “активы” и “богатство” (assets; wealth), которые являются арифметической суммой потоков сбережений (в материальной и финансовой формах) за ряд периодов.

Как потоки (сбережения), так и запасы (активы) могут иметь положительный и отрицательный знак, в том числе по отдельным видам.

При этом термины “положительный” и “отрицательный” не имеют никакой оценочной характеристики, а только означают арифметический знак плюс или минус. При таком определении сбережений и накоплений всегда имеют место следующие соотношения:

Ct = Yt - St, At+1 = At + St,

где Ct - потребление, Yt - доход, St - сбережения (поток) за период времени t, At - активы (запас) в начале периода.

Основания современной теории сбережений и потребления были заложены Дж.Кейнсом, который поставил потребление и сбережения индивидов в зависимость от личного располагаемого дохода и определил основные мотивы сберегательного поведения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.