Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи ИМ

Заключение

 

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть российского малого бизнеса. Малые предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса, складывающиеся в этот период:

- высокие налоги;

- сложности с арендой помещений;

- дороговизна сырья и энергии.

При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

Прежде всего, необходимо поддержание функционирования уже существующей научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и т.д.). Стратегия здесь разбивается на три этапа. На первом этапе - сохранение существующего (уцелевшего) научного потенциала, при этом отдача от вложений в НИОКР практически нулевая.

Далее необходимо развитие информационных систем, субсидирование затрат на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы. На этом этапе первоочередная задача - не допустить технологического отставания, заложенного “пристальным” вниманием к науке после 1991 г. Приоритетами являются импорт технологий, компьютеризация науки (научных центров, вузов), реформа высшего образования в соответствии с новыми потребностями. На этом этапе необходимо решить проблему “утечки мозгов”. Определить специальности, по которым утечка высока. Именно по соответствующим направлениям производства, науки должны вкладываться наибольшие средства (для сохранения возможности реализации специалистов на Родине). Учитывая, что при бесплатном образовании существует проблема своего рода субсидирования “импортеров мозгов” (Россия вкладывает средства в подготовку, а эффект получают “импортеры”), по характеризующимся наибольшей утечкой специальностям можно ввести платное образование при чрезвычайно широкой системе стипендий, полностью покрывающих стоимость обучения и обязывающих стипендиатов определенный срок отработать в государственных учреждениях (т.е. вузах, НИИ и т.д.). Кроме того, к концу периода необходимо начать создание новых научно-производственных комплексов (технополисов). В конце второго этапа некоторую роль в финансировании НИОКР должен начать играть частный сектор.

Следующий этап характеризуется внедрением инноваций в производство, чрезвычайно высокой долей затрат на НИОКР в ВВП (4-5%), постоянным ростом числа студентов на научных специальностях, все большей ролью в финансировании НИОКР частным сектором, созданием сети поддерживаемых государством сети научно-производственных лабораторий - отделений российских компаний, государственным страхованием широкомасштабных частных научных проектов.

Поддержку созданию НИОКР можно осуществлять путем целенаправленного направления финансовых ресурсов в эту сферу, например, законодательно закрепить направление в сферу НИОКР доли бюджетных расходов на уровне в 2% ВВП с выходом к 2010 г. на уровень 4-5% ВВП. Следует освободить от налогов затраты на НИОКР.

Что касается развития новых технологий, то можно перечислить следующие меры:

- выявление и поддержка технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества;

- разработка федеральных программ по развитию и распространению ключевых технологий;

- создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР;

- формирование механизма стимулирования передачи технологий из военного в гражданское производство - аналог ДАРПА в США;

- разработка и реализация программ развития технополисов;

- субсидирование импорта новых иностранных технологий;

- государственные закупки современной техники (в том числе и импортной) и передача ее в лизинг предприятиям для модернизации основных фондов.

Наконец, необходима поддержка в освоении НИОКР (внедрении технологий). Следует перейти от финансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, к ориентации на предприятия. От финансирования НИОКР впоследствии надо будет перейти к их поддержке (субсидии, налоговые отсрочки, льготные кредиты), отбирая наиболее перспективные проекты.

Внедрение новой техники и технологии – это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражает на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

Эффективность определяется через соотношение результата (эффекта) и затрат.

 


Список литературы:

 

1.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.:- Банки и биржи, 1997.

2. Скамай Л. Риски в инновационном предпринимательстве. // РИСК. №5-6, 1998

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. М., 1994

4. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом. №3, 1998

5. ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»

6. Концепция инновационной политики РФ

7. Постановление Правительства РФ «О концепции инновационной политики РФ на 1998-2000гг»

8. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. Санкт-Петербург., 1995.

9. Инновационный менеджмент, справочное пособие; Наука, Санкт-Петербург,1997.

10. Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТа” России по адресу http://www.sci.aha.ru/win/stat

 

1) Управление предприятием:

- организация источников информации;

- организация средств передачи, создание баз данных (БД), технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных;

- разработка или приобретение, распространения, внедрения, эксплуатация и развитие АИС и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия.

2) Управление внутренней документацией - управление информационными ресурсами.

3) Управление публикациями:

- организация обеспечения взаимодействия с внешним информационным миром: сетями, базами данных, издательствами, типографиями и т. д. (Гринберг с. 35 - 36).

4) Разработка информационным менеджером технического задания для ИС – формирование технологической среды (вычислительные, периферийные, специальные, коммуникационные технологии (Hardware), программных информационных и сервисных средств (Software).

5) Развитие информационной системы и обеспечение её обслуживания.

6) Планирование в среде информационных систем (ИС).

7) Формирование организационной структуры в области информатизации.

8) Использование и эксплуатация ИС.

9) Формирование инновационной политики и осуществление инновацион-ных программ.

10) Управление персоналом (управление процессом) в среде информатизации.

11) Управление капиталовложениями в среде информатизации.

12) Формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.

13) Определить цели и задачи информационно менеджера. Управлять жизненным циклом информации могут несколько человек, (соответственно на каждом из его этапов), которые слабо координируют свои действия, что приводит к неэффективному управлению информации: потеря, дублирование, нерациональное использование средств передачи и хранения информации.

Поэтому на многих предприятиях вводится должность " информационный менеджер ", который должен:

- организовать получение технических и программных средств реализации жизненного цикла информации;

- знать организационную структуру предприятия и все коммуникационные информационные связи по вертикали и горизонтали управления;

- знать потребности всех потребителей информации в нужном виде и в нужном месте;

- иметь сетевой график обработки и передачи информации;

- управлять передачей информации потребителю.

Частично роль информационного менеджера выполняет начальник информационного вычислительного центра (ИВЦ).

Теоретическая база ИМ:

- кибернетика;

- информатика;

- теория систем и системный анализ.

Составляющие ИМ: информационная экономика, информационный ресурс, информационная технологи, информационная система, автоматизированная информационная система.

Информационная экономика – информация, как продукт имеет стоимость, с помощью которого можно получать добавленную стоимость.

Информационный ресурс: организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах (библиотеки, архивы, делопроизводство) к ним относятся рукописи, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, социальная сфера и т.д.).

Информационная технология – совокупность методов, способов, приемов и средств обработки информации, включающая прикладные, программные средства, и определенного порядка их применения.

Информационная система – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационных связей экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработки управленческих решений.

Автоматизированная информационная система (АИС) – совокупность информации, "экономико–математических" методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

Методы ИМ:

- автоматизированный;

- неавтоматизированный.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.