Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и распространение джайнизма

Йога

Приблизительно к VI в. до Р. Х. аскеза-тапас и психотехника брахманов, обогащенные доарийскими практиками достижения транса, упорядочивается в йогу — особую методику тренировки воли, тела и сознания, имеющую конечной целью достижение нирваны. Слово «йога» — синоним аскезы, оно родственно русским словам «иго» и «со- юз» и означает «[само]обуздание», дисциплину.

Методы йоги были призваны не только освободить Дух, Атман от привязанности к телесному существованию, но и отделить Его от обычных проявлений психической деятельности, от эмоций и мышления. Высшее достижение йогина — культивирование особого состояния сознания, более глубокого, чем сон без сновидений, в котором только и доступно мистическое переживание тождественности собственного «я» универсальному «Я» Атмана-Брахмана.

Оформление учения о сансаре-мокше и практики йоги пошатнуло духовную монополию брахманов.

Уже с начала эпохи брахманизма длинноволосые и бородатые, в грязной одежде аскеты-муни сравниваются с солнцем и прославляются как чудотворцы и друзья богов, в первую очередь Рудры-Шивы — учителя и покровителя муни (РВ X, 136). Но если спасение достигается йогой, а не жертвоприношениями, то почему йогинами, равными богам, могут быть лишь брахманы, а прочие должны только улучшать свою карму, чтобы когда-нибудь родиться брахманами?

Авторство некоторых поучений Упанишад приписывалось кшатриям, которые вслед за брахманами уходили в леса и становились муни, чтобы познать себя и найти истину. Большинство из них совершенно отвергло авторитет брахманов (и вообще не принимало деления общества на варны) и ведийских писаний, необходимость жертвоприношений и почитания ведийских богов. Такие неортодоксальные муни назывались шрам а нами.

 

Наиболее радикальные шраманские секты проповедовали скептицизм, фатализм и даже материализм, но все они рано или поздно прекратили свое существование. Однако два шраманских учения, по-своему переосмыслившие основные положения Упанишад, превратились в религии, которые значительно потеснили брахманизм. Речь идет о буддизме и джайнизме. Буддизм — это отдельная большая тема, мы же обратимся здесь к джайнизму.

Джайнизм схож с ранним буддизмом. Обе религии возникли в середине первого тысячелетия до н.э. в двух окраинных княжествах Арьяварты, которая в то время охватывала всю северную и центральную Индию, включая долину Ганга. И джайнизм, и ранний буддизм отрицали существование высшего Божества, как безличного Брахмана, так и личностного Бога-Создателя. Поэтому обе эти религии называются нетеистическими (от греч. theos — «бог»).

Похожи и жития их основателей.

Создатель джайнизма Натапутта Вардхамана жил в VI – V веках до н.э. Он был принцем в одном из княжеств на востоке Арьяварты, которое находилось на месте нынешнего индийского штата Бихар. Житие говорит, что с детства Вардхамана отличался умом, храбростью и силой. Северные джайны считают, что в свое время он женился и у него родилась дочь.

В 30 лет, после смерти родителей, Вардхамана, получив благословение старшего брата, раздал свое имущество, покинул семью и дворец и стал суровым аскетом. Он бродил по Индии не имея даже одежды, питался подаянием раз в день или не ел ничего по несколько месяцев, переносил побои и оскорбления (однажды чудом избежав смерти), когда его принимали за лазутчика из другого княжества. Почти все время он пребывал в самосозерцании.

После 12 лет подвигов Вардхамана достиг киваладжняны («всеведения») и стал называться Махавирой («великим героем») Джиной («победителем» сансары; также называли и Будду Шакьямуни). Отсюда самоназвание джайнизма — джайна дхарма, то есть «учение победителей» («джайна» — от санскритского «джина»).

Еще 30 лет Махавира проповедовал свое учение и вел диспуты с гуру других брахманских и шраманских школ, приобретя немало последователей и доброжелателей среди кшатриев и даже брахманов. На 72 году жизни Махавира заморил себя голодом и достиг, как верят джайны, нирваны. После его смерти 11 брахманов, учеников Махавиры, записали его поучения, которые составили основу священного канона северных джайнов. Джайны, переселившиеся в первые века нашей эры на юг Индии, считают, что истинные писания утеряны.

К I в. н.э. утвердилось постепенное разделение джайнизма на два направления. Южные джайны называется дигамб а ры («одетые пространством»), то есть нагие, потому что их аскеты, подражая Махавире, не носят никакой одежд, иногда надевая тюрбан или набедренную повязку. Монахи северных джайнов — шветамб а ров («одетых в белое») — носят простую белую одежду. У шветамбаров существует женское монашество, а дигамбары считают, что женщина должна сначала переродиться мужчиной.

С течением времени оба направления поделились на несколько сект.

В течение первых нескольких веков после своего возникновения джайнизм в Индии успешно распространялся. По всей видимости, джайном был царь Чандрагупта (VI – III вв. до н.э.), основатель империи Мауриев — первого большого централизованного государства на Индостане. Его внук, царь Ашока, хотя и обратился в буддизм, тем не менее покровительствовал и джайнам. Внук Ашоки, царь Сампрати, принял джайнизм.

На юге Индии джайны начиная с первых веков н. э. пользовались поддержкой царей, а в V в. добились господствовующего положения. Начиная с XIII в. южный джайнизм начал приходить в упадок.

Сейчас в мире около 4 млн. джайнов, подавляющее большинство которых проживает в Индии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тайное знание Упанишад | Учение и практика джайнизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.