Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночная экономика и менеджмент




Экономическая эффективность управления ………………………………….93

Лекция № 13

Лекция № 11

Лекция № 9

Лекция № 7

Лекция № 5

Основы методологии менеджмента ……………………………………………12

Лекция № 3

Эволюция теоретического и практического менеджмента …………………....8

Лекция № 2

Рыночная экономика и менеджмент …………………………………………… 3

Лекция № 1

Содержание

Лекция № 4

Внешняя и внутренняя среда организаций. Основные элементы организаци-онной культуры ………………………………………………………………….16

Логика и технология управления, моделирование ситуаций и разработка управленческих решений ……………………………………………………….29

Лекция № 6

Организационные отношения и коммуникации в системе менеджмента …..41

Функции и методы управления ………………………………………………..43

Лекция № 8

Стратегические и тактические планы, регулирование и контроль в системе менеджмента ……………………………………………………………………46

Личность и управление …………………………………………………………58

Лекция № 10

Поведение людей в организации. Трудовой коллектив ……………………...76

Руководитель и подчиненные. Мотивация: понятие и виды. Концепции мотивации ………………………………………………………………………..87

Лекция № 12

Власть и руководство. Стили руководства. Управление конфликтами ……..91

 

 

Лекция № 1

Потребность и необходимость управления в деятельности человека. В современном обществе взгляды на управление меняются. К числу основных факторов, определяющих эти изменения, обычно относят научно-технический прогресс и рост производственного по­тенциала. Современный экономический рост характеризуется осо­бой значимостью научно-технического прогресса. Наука становится важнейшей производительной силой общества. На долю новых зна­ний, воплощенных в технологиях, оборудовании, квалификации ра­ботников в развитых странах, приходится 70-80% прироста внут­реннего валового продукта (ВВП). Важной особенностью современ­ной экономики стал переход к непрерывному инновационному про­цессу. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ занимает все больший удельный вес в инвестицион­ных расходах.

В этой связи возникает ряд задач, связанных с управлением, ор­ганизацией научных исследований и обеспечением ускоренного внедрения достижений науки и техники в производство. Причем эти задачи необходимо решать на всех уровнях управления.

Ускорение научно-технического прогресса предъявляет новые требования к управлению персоналом и предусматривает постоян­ное обучение работников. Поэтому в развитых странах возрастает значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса.

Со второй половины XX века в мировой экономике заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие по­требности людей, а также основанные на прогрессивных технологи­ях. Характерной тенденцией стала также ориентация производства на запросы потребителей, то есть на небольшие по емкости рынки, что привело к образованию большого числа малых и средних пред­приятий, к усложнению связей между ними, к возрастанию роли та­ких критериев, как гибкость, динамичность, адаптивность.

Основные положения новой парадигмы управления сложились в 70-80-е годы XX века и сводятся к следующему:

- предприятия (организации) следует рассматривать как откры­тые системы управления;

- ориентация производства не на наращивание объемов произ­водства, а на повышение качества продукции и услуг и более пол­ное удовлетворение запросов потребителей;

- обеспечение быстроты и адекватности реакции предприятий и
организаций на изменения конъюнктуры рынка;

- возрастание роли организационной культуры и инноваций, мо­тивации и стиля управления.

В этой связи менеджмент все чаще рассматривается как искусст­во управления людьми, а люди, обладающие знаниями и высокой квалификацией - как главный источник прибыли.

В соответствии с новой парадигмой изменились и требования к управлению. Это своевременная реакция на изменения во внутрен­ней и внешней среде организации, лояльность и доверие к персона­лу, создание в каждой фирме атмосферы новаторства, развитие коммуникационных сетей, пронизывающих организацию по гори­зонтали и вертикали, повышение качества личной работы и ее по­стоянное совершенствование на основе обучения.

Предмет курса «Менеджмент» и задачи его изучения. Управление, как известно, представляет собой осознанную целе­направленную деятельность людей, с помощью которой они упоря­дочивают и подчиняют себе окружающий мир.

Менеджмент — важнейшая составная часть управления, предме­том которой являются социальные отношения в процессе управле­ния. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность. С этой точки зрения менеджмент представляет собой вид деятельности, который предполагает целенаправленную кон­центрацию усилий людей для получения заранее определенного эко­номического результата.

Менеджмент можно рассматривать и как искусство управления людьми.

Целью изучения данного курса является формирование системы знаний, позволяющей обеспечить эффективное функционирование социальных систем управления.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- усвоение теоретических основ методологии менеджмента;

- исследование функций управления;

- овладение методами управления;

- формирование представлений о логике и технологии управле­ния;

- изучение организационных отношений и коммуникаций, ин­формационного и технического обеспечения менеджмента;

- приобретение навыков планирования;

- усвоение теоретических и практических навыков организации
и регулирования;

- исследование социальных факторов управления (групповой
динамики проблем власти и лидерства, психологического климата и др.);

- получение базовых представлений об управлении конфлик­тами;

- овладение методикой оценки экономической эффективности
управления;

- анализ отечественного и зарубежного опыта управления.

В соответствии с этими задачами определена структура курса «Менеджмент».

Менеджмент базируется на основных положениях макро- и микроэкономики. Однако он не является сугубо экономической дисциплиной. Существенную роль в его формировании как науки сыграли гуманитарные (психология, социология, педагогика и др.), естественно-научные (математика, современные концепции естествознания и др.), а также общепрофессиональные (бухгал­терский учет, статистика и т.п.) дисциплины. Вместе с тем сам менеджмент служит основой для изучения ряда других специ­альных дисциплин, таких как управление персоналом, организа­ционное поведение, стратегическое планирование и др.

Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Менеджмент в прямом переводе - «управление» и в самом общем виде означает управление экономическими процессами в обществе. Как правило, под менеджментом понимается управление производством, управление бизнесом или управление социально-экономическими про­цессами на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

В учебниках термин менеджмент часто соседствует с термином бизнес. Современные словари по экономике определяют бизнес в первую очередь как дело, занятие, предпринимательство.

То есть, бизнес представляет собой экономическую деятельность, направленную на получение прибыли путем создания и реализации оп­ределенной продукции или услуг. Предпринимательство - частный случай бизнеса. Предпринимательство - как основной вид самостоятельной хо­зяйственной деятельности более тесно связан с личностью человека - предпринимателем. Предприниматель осуществляет бизнес на постоян­ной основе, при открытии нового дела, реализации нововведения, он вкладывает собственный капитал и принимает на себя личный финансо­вый риск.

Бизнесмен и менеджер - не одно и тоже лицо. Бизнесмен - всегда владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Он может выполнять функции менеджера, а может и делегировать их специ­альному наемному работнику. Кроме того, менеджер в зависимости от объекта управления (некоммерческая организация) не обязательно име­ет в качестве непосредственной цели своей деятельности получение прибыли.

Предприниматель - бизнесмен, но затевающий новое дело, строя­щий планы, затрачивающий собственный труд, энергию, вкладывающий свой капитал для их реализации в расчете на дополнительный доход при удаче или принимающий на себя последствия риска при неудаче. Пред­приниматель также не тождественен собственнику, он может использовать не свой, а заемный капитал, в то время, как собственник - получать доход и не занимаясь предпринимательством.

В принципе менеджмент можно рассматри­вать как деятельность по организации управления фирмой, как процесс принятия управленческих решений и как науку или искус­ство управления.

Экономический механизм менеджмента. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной дея­тельности имеет свой собственный экономический механизм: внутри­фирменное управление, управление производством и управление персо­налом. Экономический механизм в данном случае рассматривается в ка­честве необходимой взаимосвязи, естественно возникающей между раз­личными экономическими явлениями.

Виды менеджмента. Производственный менеджмент предполагает определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, текущих параметров технологического процесса, рациональную загрузку оборудования, расстановку людей, организацию подачи ма­териалов, сырья, комплектующих деталей к местам их использования. Маркетинг-менеджмент состоит в организации закупки, сбыта и транспортировки сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции.

Эккаунтинг-менеджмент означает координацию действий по изучению рынка и приспособлению выпускаемой продукции к его потребностям

Персонал-менеджмент заключается в руководстве процессами набора, перемещения, увольнения, повышения квалификации сотрудников.

Финансовый менеджмент означает организацию выдачи заработной платы сотрудникам.

Инновационный менеджмент состоит в руководстве рационализаторской и изобретательской деятельности коллектива.

Инвестиционный менеджмент состоит в эффективном управлении инвестиционной деятельностью на предприятии.

Стратегический менеджмент состоит в разработке, принятии и реализации стратегических решений, центральным звеном является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения.

 

Лекция № 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.