Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы формирования социально-психологического климата




Вопрос 31 - Понятие «социально-психологический климат».

Вопрос 30 - Формирование функционально-ролевой структуры группы

Вопрос 29 - Формальная и неформальная структуры организации. Групповые нормы и социальный контроль.

Вопрос 28 - Способы повышения эффективности коммуникаций

Вопрос 26 - Организационные коммуникации: понятие, предназначение, классификация.

Организационные коммуникации – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами.

Коммуникации - обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта.

Предназначение организационной коммуникации – обеспечение эффективного взаимодействия всех систем и подсистем предприятия, направленное на достижение целей этого предприятия и осуществления его миссии [1, стр.327].

§ Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Но, тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной.  
§ Коммуникации между различными отделами (подразделениями). Организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Преимущество заключается в формировании равноправных отношений.  
§ Коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях, о недавних проблемах и достижениях, предложениях рационализаторского характера.  
Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел.
Коммуникации руководитель-подчиненный. Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов.  
электронные
письменные
устные
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, «имиджа» организации на местном, общенациональном или международном уровне.  
Межуровневые коммуникации в организациях. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей.  
3. ПО СПОСОБУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ  
2. КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ УРОВНЯМИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
1. КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ЕЕ СРЕДОЙ
Классификация коммуникаций [ 2, Стр.166-170]

 

 

Список используемой литературы:

1. Мильнер Б.З., Теория организации: Учебник, 2008. -797 стр.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.— М.: «Дело», 1992. — 702 стр
Вопрос 27 - Процесс коммуникации. Коммуникационные барьеры.

Классификация факторов, влияющих на эффективность коммуникации:

Отправитель: · Генерирует сообщение · Выбирает канал для передачи · Кодирует сообщение
Получатель: · Принимает сообщение · Декодирует его · Реагирует на сообщение
Информационный шум
Канал связи
Сообщение- закодированная вербальными или невербальными символами информация.
Канал обратной связи  

Рис. 1. Процесс коммуникации в организации.

 

Элемент Определение
Источник Источником коммуникации являются сотрудники со своими идеями, намерениями, информацией.
Отправитель Это тот, кто непосредственно передает сигнал.
Сообщение Это закодированная вербальными или невербальными символами информация.
Канал Это средство, с помощью которого передается сообщение, передаточный механизм от источника к получателю.
Получатель Этот тот, кто принимает сигнал и декодирует его, интерпретируя, расшифровывая сигнал, используя свой опыт.
Обратная связь С помощью обратной связи руководитель может оценить точность коммуникации.
Помехи, барьеры информационный шум Это фактор, нарушающий качество сигнала [3, c.218].

 

Таблица – Основные элементы коммуникационного процесса:

Коммуникационные барьеры  
Межличностные барьеры Организационные барьеры
барьеры восприятия Искажение сообщений
семантические барьеры
невербальные преграды Информационные перегрузки
плохая обратная связь
неумение слушать Неудовлетворительная структура организации
Таблица – Виды коммуникационных барьеров:
Межличностные барьеры
Барьеры Суть
барьеры восприятия Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта.
семантические барьеры Поскольку слова могут иметь разные значения для разных людей,следовательно информация может быть неверно интерпретирована.
невербальные преграды Не правильно может быть воспринят невербальный символ (жест, интонация, поза и т.д.).
плохая обратная связь Не всегда сообщение двусторонне направленно, что не дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально.
неумение слушать Не все умеют правильно выслушивать.
Таблица – Межличностные барьеры:
Организационные барьер
Барьеры Суть
Искажение сообщений При движении информации внутри организации смысл сообщений может несколько искажаться в силу некоторых причин (межличностных барьеров, искажения информации для личных мотивов, плохая фильтрация информации).
Информационные перегрузки Могут возникнуть проблемы из-за различия в понимании важности сообщений руководителем.
Неудовлетворительная структура организации Могут вызвать проблемы неудовлетворительный состав и использование комитетов, рабочих групп, кадров, а также способ организации власти и распределения задач, а так же мешают конфликты между различными людьми, группами или отделами[3,c.156].

 

Список использованной литературы:

1. М. Мексон Основы менеджмента [Текст]: Учебное пособие / М. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - 800с.

2. Ф.Котлер Основы маркетинга. Краткий курс [Текст]: Учебное пособие / Ф. Котлер. – Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2004 – 656с.

3. Б.А. Зверинцев Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR[Текст]: Учебное пособие / Зверинцев Б.А. — СПб: Изд-во Буковско­го, 1995. — 267 с

4. Акимова Т.А. Теория организации [Текст]: Учебное пособие / Т.А. Акимова – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003. - 367с

Коммуникация — процесс и результат обмена информацией. Эффективные коммуникации — обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.

Главная цель коммуникационного процесса заключается в обеспечении понимания передаваемой информации.

Категории коммуникативного процесса Информация
отправитель человек (или группа), желающий сообщить информацию;
сообщение информация, смысл и идея, которые хочет передать отправитель;
канал способ, которым передается информация: устно, письменно, невербально, по телефону, через Интернет и т.п.;
код система знаков и символов, посредством которой передается смысл сообщения. В качестве кода могут выступать слова, произнесенные вслух, написанный текст, жесты, мимика, условные сигналы и т.п.;
контекст внешняя среда, обстановка, ситуация, наполненные индивидуально различимыми смыслами и ассоциациями;
получатель человек (или группа), до которого отправитель хочет донести свое сообщение;
шумы (помехи) все, что искажает смысл сообщения;
обратная связь (Винер) реакция (отклик) получателя на воспринятое им послание.

 

Этапы:

1 Формулирование сообщения отправителем
3 Передача закодированного сообщения отправителем
4 Восприятие закодированного сообщения получателем
5 Расшифровка кода и формулирование иди сообщения
6 Реакция на воспринятое сообщение


 

 

2 Выбор канала связи и отображение сообщения с помощью системы кодов

 

 


Этапы:

Типы коммуникаций Содержание
Межличностные Индивидуальные особенности людей и контекст передачи сообщения
Организационные Создание эффективной системы передачи сообщений
Барьеры на пути межличностных коммуникаций Содержание
барьеры восприятия неоднозначность интерпретации смысла сообщения
семантические барьеры неоднозначность толкования смысловых оттенков слов, паралингвистических (интонация, тон, скорость) и невербальных факторов речи (жесты, мимика, поза, взгляд)
барьеры обратной связи неэффективная обратная связь, не дающая отправителю достаточной информации о правильности восприятия его сообщения;
неумение слушать люди чаще ориентированы на экспрессию собственного внутреннего мира, чем на восприятие и анализ внешней информации
Правила эффективного слушания перестаньте говорить
помогите говорящему раскрепоститься
покажите, что вы готовы слушать
устраните раздражающие моменты
сопереживайте говорящему
не допускайте споров и критики
задавайте вопросы

 

Способы повышения эффективности межличностных коммуникаций проясняйте свои идеи до того, как начнете их высказывать
следите за выражением своего лица, жестами, позой, интонациями
выражайте открытость и готовность понимать
добивайтесь установления обратной связи, используя следующие приемы: - задавайте вопросы - попросите собеседника пересказать ваши мысли
оценивайте язык поз, жестов и интонаций собеседника, которые могут указывать на замешательство и непонимание
контролируйте первые результаты работы

Процесс коммуникации:

 

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора, когда произойдет смена "коммуникативных ролей", т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей. Схема:

 


  ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
1.определение система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний Строится на принципах саморегуляции и самоорганизации, не является жестко структурированной, вектор ее направленности меняется
2.признаки опора на формально действующие организационные положения опора на человеческие неформальные отношения
3.образование создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями создается отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности
4.структура опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позициях носит ситуационный характер
5.функции     - установление статусов, прав и обязанностей членов группы; -жесткое определение и распределение ролей; -обеспечение единства всех составных частей организации; -связь различных подразделений с ее общими целями; -целесообразное общественное разделение труда; -обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации. -реализация общих материальных и социальных интересов; - защита от чрезмерного давления администрации; - получение и передача необходимой или интересной информации; - облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач; -сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей; -удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании уважении и идентификации; -создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта; -адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников.
6. основные различия создается организацией возникает сама по себе

Сходство: Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друга, а иногда и противоборствуют.

 

 

Виды структур организации осуществляющих формальное управление:

1) Административная структура - включает подчиненных лиц, которые непосредственно отчитываются перед определенным руководителем. Подчиненная взаимосвязь между менеджером отдела и инспекторами или между старшей медицинской сестрой ее подчиненными характерна для административной структуры.

2) Оперативная структура - включает рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект, например деятельность клерков в страховой компании. Когда происходит какой-либо инцидент, несколько клерков должны работать сообща и координировать свою работу друг с другом, если требуется справедливо разрешить иск. Решение этих необходимых задач и осуществление нужных взаимодействий создаются условия для формирования оперативных структур. Медицинские сестры, которые оказывают неотложную помощь в больнице, обычно составляют оперативную группу, так как требуется определенная последовательность во время ухода за пациентом. Эти структуры имеют значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своей деятельности, хотя у них есть общий руководитель.

Виды структур, осуществляющих неформальное управление:

1) Структуры по интересам - отдельные лица, которые могут не быть членами одной и той же административной или оперативной структуры, могут объединяться для достижения определенной совместной цели. Цели таких структур не имеют отношения к целям организации и являются специфическими для каждой структуры. Примерами структур по интересам могут быть объединения рабочих и служащих с целью получения больших выгод, а также объединение официанток, создающих из своих чаевых единый фонд.

2) Группы на основе дружбы-многие группы формируются на основании, каких либо общих интересов или признаков: возраст, политические убеждения, этническое происхождение и другие. Эти группы на основе дружбы часто продолжают свое взаимодействие и вне рамок рабочей деятельности.


Производственная организация
Формальная организация – результат целенаправленной деятельности.  
Неформальная организация возникает спонтанно (особенно благоприятна трудовая среда).  

 

 


Процесс формирования, существования и развития неформальных групп отражается в групповой динамике (процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей). Остальные процессы групповой динамики следующие:

Процессы Их сущность
1. Нормообразование.   Это стандартные правила поведения, которых придерживаются члены группы. Это негласные регуляторы поведения работника в группе.
2. Социальный контроль.   Совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям. Социальный контроль над человеком может осуществляться путем группового общественного давления на него, принуждения.
3. Сплоченность.   Характеризует единения членов группы. Основана на сочетании личностного и группового начал, т.е. на степени соответствия свойств группы (отраженных в ее целях, ценностях, нормах и т.д.) ценностям и потребностям отдельного члена группы.
4. Формирование социально-психологического климата в группе.   Это относительно устойчивый и типичный для данной группы эмоциональный настрой, который складывается в ходе совместной деятельности, в процессе общения и взаимодействия членов группы. Социально-психологический климат может быть благоприятный и не благоприятный.
5. Формирование функционально-ролевой структуры группы: Групповая структура представляет собой своеобразную иерархию членов группы: лидер и приближенные к лидеру – это ядро группы; также могут быть нейтралы, изолированные, отверженные.

Факторы, определяющие возможность стать неформальным лидером:

- возраст

- должностное положение

- профессиональная компетентность

- свобода передвижения по рабочей зоне

- отзывчивость

Точные характеристики лидера определяются нормами в группе.

Чем выше статус члена группы, тем большее влияние человек оказывает на решения группы. Но это не всегда эффективно, т.к. в группах могут быть разные ценностные ориентации и нормы (например, лидер с большим опытом практической работы и лидер (с таким же высоким статусом), но с опытом работы в руководстве организации).

Для эффективности деятельности важно не допускать доминирования чьей-либо точки зрения.

Ориентации (функционально-ролевые) членов группы:

1. Целевые роли направлены на отбор и выполнение групповых задач:

- инициирование деятельности

- поиск информации

- сбор мнений

- предоставление информации

- высказывание мнений

- проработка

- координирование

- обобщение

2. Поддерживающие роли направлены на поддержание и активизацию жизни и деятельности группы:

- поощрение

- обеспечение участия

- установление критериев

- исполнительность

- выражение чувств группы.


Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

В целом этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива.

Многие психологи утверждают, что социально-психологический климат – это состояние психологии трудового коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат – это не сумма групповых состояний, а их интеграл.

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.

Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:

1. объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов.

2. субъективные – характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.

Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.