Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации




Системный – В основе

Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный, ситуационный.

Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный, ситуационный.

 

 

Количественный –

Процессный – основу данного научного подхода заложил А. Файоль, которого называют «отцом менеджмента». Он, как автор «школы административного управления», считал основными функциями менеджмента предсказание, планирование, организацию, распоряжение, координирование и контроль. Каждая из этих функций является самостоятельной и не зависит от других. Развивая эти взгляды, другие авторы процессного научного подхода рассматривают управление как сумму всех функций управления, т.е. как взаимосвязанные действия, т.е. рассматривают управление как непрерывный процесс. Для упрощения понимания сущности процессного подхода принято считать, что основными базовыми функциями являются: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти функции находятся в постоянной взаимосвязи

Ситуационный -

 

 

.

Студент должен

Знать:

- факторы внутренней и внешней среды;

Уметь:

- характеризовать влияние факторов внешней среды на деятельность организации.

 

Вопросы для изучения: Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых, материальных, информационных, финансовых) ресурсов; потребители, конкуренты. Профсоюзы, законы, государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность, неопределенность внешней среды.. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технологии, организационная культура.

 

 

Лекция №________

Организация как объект управления. Характеристика и методика изучения объектов управления.

 

Объективные законы экономики не могут проявляться в практической сфере деятельности без воздействия людей. Ведь только люди, имеющие профессиональные навыки и опыт, выполняют целесообразную работу и тем самым воздействуют на экономику и ее развитие. Но чтобы труд людей был производительным, а работа в целом эффективной, нужна организация.

На протяжении всей истории развития общества люди объединялись в группы для достижения определенных целей, которые не могли реализовать поодиночке. В большинстве случаев их совместные и организационные усилия давали больший результат, чем мог бы сделать каждый человек индивидуально.

Термин «организация» латинского происхождения и означает – «сообща, стройный вид, устраиваю». Организацию можно рассматривать и как процесс и как явление.

Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Как явление – это объединение людей для достижения цели или реализации программы, функционирующее на основании планов, норм, процедур, финансового обеспечения.

Организация – это социальный институт, где выполняются определенные виды деятельности людей и официально определено ее место в обществе. Такая организация явл. институциональной (государственные, частные предприятия, АО, банки, холдинги, общественные объединения, государственные учреждения).

В тех случаях, когда речь идет о скоординированном процессе какой-либо деятельности, например, организация производства, организация труда и зарплаты, организация собрания, соревнования, такая организация наз. процессной.

Существуют такие понятия, как «фирма», «предприятие», «организация» - речь идет об одном и том же. В России чаще применяют слова предприятие, организация, в зарубежных странах – фирма, организация.

Организация должна отвечать следующим требованиям:

1. Наличие не менее 2-х людей, которые считают себя частью группы;

2. Наличие, по крайней мере, одной общественно-полезной цели;

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Т.о. организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Жизненный цикл организации:

1 фаза – рождение. Характерны – главная цель – выживание; кризис стиля руководства (руководство одним лицом); основная задача – выход на рынок; организация труда – стремление к максимальному увеличению прибыли.

2 фаза - детство и юность. Характерны: главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача – укрепление и захват своей части рынка; организация труда – планирование прибыли, увеличение жалованья.

3 фаза – зрелость. Главная цель – систематический сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий; основная задача – рост по всем направлениям; организация труда – разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.

4 фаза – старение. Это высшая степень зрелости. Главная цель – сохранить достигнутые результаты; эффект руководства за счет координации действий; главная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

5 фаза – возрождение организации. Главная задача – обеспечение оживления по всем функциям; в области организации труда – внедрение НОТ, коллективное премирование.

Все организации обладают общими чертами.

 

Организации делятся на формальные и неформальные. Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называют формальными.

Стихийно образовавшиеся группы людей, вступившие в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели наз. Неформальной.

Для описания деятельности предприятий как объектов управления используются многочисленные параметры, по которым их классифицируют. Для этого в менеджменте используются критерии форм собственности, организационно-правовой формы, размеров, отнесения к секторам экономики.

По формам собственности:

· Частные;

· Государственные;

· Муниципальные.

По организационно-правовой форме:

· Коммерческие – хозяйственное общество в форме полного товарищества и товарищества на вере; в форме акционерного с ограниченной или дополнительной ответственностью; производственный кооператив; унитарное предприятие государственное, муниципальное.

· Некоммерческие – потребительский кооператив, общественные и политические организации, фонды, учреждения, союзы, ассоциации.

По масштабам своей деятельности:

· Крупные;

· Средние;

· Мелкие.

Параметры – количество рабочих, объем продаж, размер уставного капитала…

По критерию отнесения к секторам экономики:

· Отрасли первичного цикла – добыча сырья, предприятия сельского, лесного, рыбного хозяйства, угольной промышленности и др.

· Отрасли вторичного цикла – предприятия обрабатывающей промышленности, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.

· Отрасли третьего цикла – банки, страховые компании, образовательные учреждения, розничная торговля и др.

По характеру хозяйственной деятельности:

· Промышленные – осуществляют производство и выпуск товаров и услуг. Кним относятся предприятия, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции.

· Торговые – занимаются осуществлением операций по купле-продаже товаров. Они могут входить либо в систему крупных компаний, либо самостоятельно осуществлять торгово-посреднические операции.

· Транспортные – осуществляющие перевозку грузов и пассажиров. Обычно специализируются на отдельных видах перевозок: судоходные, автомобильные, авиационные и др.

Разделение предприятий по организационно – правовым формам рекомендуется на самостоятельное изучение студентам.

· Полное товарищество;

· Коммандитное товарищество;

· ООО – общество с ограниченной ответственностью;

· АО – акционерное общество (ОАО, ЗАО) и др.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.