Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство




Лидерство – это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных.

Роль лидера в менеджменте уникальна. Идея лидерства пронизывает всю систему менеджмента – от планирования до контроля. Сотрудники оценивают деловые качества менеджера, прежде всего по его способности быть лидером. Только настоящий лидер может эффективно управлять людьми, сплачивать коллектив, направлять его на решение предстоящих задач.

Опытный лидер действует по плану – определяет цели, организует членов коллектива на решение задач, регулярно обсуждает ход выполнения работы, поощряет инициативу и творчество, делегирует полномочия подчиненным, регулярно контролирует подчиненных и совместно с ними работает над исправлением ошибок.

Главное в работе менеджера лидера – это доверие к нему людей. Оно приобретается благодаря высокому профессионализму и уважению к людям.

Качества лидера:

· Стремление к достижению цели. Он инициативен, энергичен, настойчив.

· Желание быть лидером. Лидер стремится влиять на других, вести людей за собой. Он готов брать на себя ответственность.

· Честность и прямота (чтобы слово не расходилось с делом)

· Уверенность в себе, чтобы убедить людей в своей правоте

· Интеллектуальный потенциал.

· Навыки и знания. (знать сою отрасль и компанию)

· Обратная связь. Лидер постоянно требует ответной реакции на свои указания и просьбы, чтобы убедиться, что подчиненные правильно его поняли.

· Контроль над эмоциями.

Хороший руководитель – это человек, который непрерывно изучает все новое, готов прислушаться к советам работников. Слова «лидер» и «руководитель» являются близкими по значению, поскольку руководитель обязан быть лидером коллектива.

 

 


 

Тема 12. Самоменеджмент

 

Студент должен:

Знать:

- технику личной работы руководителя;

- уметь:

- планировать и организовывать личную работу;

- владеть приемами релаксации и катарсиса.

 

Вопросы для изучения: Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя: его эргономическая характеристика. Проведение переговоров совещаний, бесед, встреч, выбор стиля, распределение ролей, принятие решений. Анализ проводимых мероприятий. Ортобиоз: слагаемые ортобиоза, релаксация, рекреация, катарсис.

 

Лекция №___________

 

 

 


 

Тема 13. Стили управления

Студент должен:

Знать:

- сущность и классификацию стилей управления;

Уметь:

- определять стиль управления.

 

Вопросы для изучения: Стили управления и факторы его формирования. «Решетка менеджмента». Определение стиля по «решетке менеджмента» и характеристика каждого стиля. Связь стиля управления и ситуации.

 

Руководство – умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач. В теории менеджмента различают несколько стилей руководства.

Стиль руководства – это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным. Каждый менеджер в силу своей индивидуальности обладает собственным стилем руководства. В жизни в чистом виде эти стили не проявляются, более того, менеджер может в различной обстановке использовать те или иные варианты.

Слово «стиль» - греческого происхождения. Первоначальное его значение – стержень для писания на восковой доске. Можно считать, что стиль управления – это своего рода почерк в действиях менеджера. В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный почерк руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. При этом следует иметь в виду, что не существует «идеального» стиля, пригодного для всех случаев жизни.

Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер.

Авторитарный стиль руководства – властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет. При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он представляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку никому не доверяет. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных и талантливых сотрудников. По его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги, доносы. Отдельные работники многим обязаны руководителю.

Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные все вопросы стараются решать у руководства. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель будет реагировать на те или иные события – он непредсказуем, из одной крайности бросается в другую. Люди боятся сообщать ему плохие новости, и в результате он живет в наивной уверенности, что все получилось так, как он предполагал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении или поведении менеджера.

Авторитарный стиль руководства имеет несколько разновидностей:

1. Агрессивный стиль руководства – предполагает, что руководитель, взявший на вооружение этот стиль, думает, что люди по своей природе в основном ленивы и глупы, а значит, при первой возможности стараются избегать работы, поэтому подчиненных надо принуждать трудиться. В общении с людьми он обычно неприветлив, часто бывает груб и безжалостен, стремится держать подчиненных от себя на расстоянии, максимально ограничивает контакт с ними. В общении с сотрудниками он часто повышает голос, активно жестикулирует, а порой даже оскорбляет людей.

2. Агрессивно-податливый – менеджер, придерживающийся такой манеры управления, агрессивен по отношению к своим подчиненным и одновременно податлив, услужлив по отношению к своему начальству. Такие руководители боятся показать собственные слабости и недоработки. Нередко подчиненные реагируют на такого менеджера весьма своеобразно: в коллективе выделяется лидер, вокруг которого сплачивается весь коллектив, что еще больше увеличивает дистанцию по отношению к формальному лидеру.

3. Эгоистичный стиль – менеджер единолично решает все вопросы производства и деятельности коллектива. Как ему кажется, он все знает сам, а поэтому стремится к единовластию, не терпит никаких возражений, склонен к поспешным, но не всегда верным решениям.

4. Добросердечный стиль – менеджер дает возможность своим подчиненным в ограниченных рамках участвовать в принятии тех или иных решений. Для оценки результатов работы сотрудников наряду с доминирующей системой наказаний используются и поощрения.

Демократический стиль руководства – основан на инициативе коллектива, а не руководителя. Он характеризуется коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении задач и выборе исполнителей для их решения. Руководитель старается быть максимально объективным к подчиненным, подчеркивая свою причастность к мнению коллектива. У руководителя и подчиненного возникает чувство доверия и взаимопонимания. Но стремление прислушаться к мнению своих сотрудников объясняется не тем, что менеджер чего-то не понимает сам. Он убежден в том, что при обсуждении проблем всегда могут возникнуть новые дополнительные идеи, которые позволят улучшить процесс реализации решения. Такой руководитель не считает для себя зазорным идти на компромисс или вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где авторитарный руководитель действовал бы приказом и давлением, менеджер-демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы, показать выгоды, которые могут получить сотрудники. Хорошо знающий дело и обстановку в коллективе, он при осуществлении контроля обращает особое внимание на конечный результат работы. Благодаря этому создаются условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность. Такая обстановка носит воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. Управление происходит без грубого нажима, с учетом способностей людей, опыта и уважения их достоинства.

Имеются две разновидности демократического стиля руководства:

1. Совещательный стиль – предполагает, что большинство проблем, встающих перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не перекладывается на подчиненных. Руководители совещательного стиля руководства используют возможности двустороннего общения с подчиненными, проявляют доверие к сотрудникам. Несмотря на то, что наиболее важные решения принимаются непосредственно менеджерами, у подчиненных есть возможность принятия отдельных конкретных решений самостоятельно.

2. Участвующий стиль – предполагает максимальное вовлечение коллектива в принятие решений и контроль за их исполнением. В данном случае менеджер оказывает своим подчиненным полное доверие. Характер общения между начальником и подчиненными носит открытый, конструктивный характер. Руководитель ведет себя в данном случае как член коллектива. Каждый сотрудник может при нем свободно выражать свое мнение по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными. Это способствует созданию действенной системы мотивации труда, достижению целей, стоящих перед коллективом, как своих собственных, и в конечном счете повышению эффективности производства.

Либеральный стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности. Данный стиль отличается полной свободой индивидуальных и коллективных решений сотрудников при одновременно минимальном участии руководителя, который, по существу, самоустраняется от руководящих функций. Обычно в такой роли выступают люди не достаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Менеджер-либерал обычно предпринимает какие-нибудь решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты. В организации, в которой трудится такой руководитель, важные вопросы часто решаются без его участия, поэтому в коллективе часто царит фамильярность. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии.

Руководитель редко комментирует действия подчиненных и не пытается анализировать и регулировать ход событий. Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен и вежлив, положительно реагирует на критику, нетребователен к сотрудникам и не любит контролировать их работу. Такой руководитель не может отказать работнику, не чувствуя себя виноватым. Больше всего его волнует, что о нем думают сотрудники, а он всеми силами старается им понравиться. Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменить свое решение по одному и тому же вопросу. Такой руководитель может даже сам выполнить работу за нерадивого подчиненного, поскольку не любит и не хочет увольнять плохих работников. Главное для него – поддержание хороших отношений с подчиненными, а не результат работы. Создается подобие семейной обстановки, в которой все дружат и чувствуют себя расслабленно. Пока все спокойно, коллектив, возможно, будет исправно функционировать. Но стоит возникнуть кризисной ситуации, при которой потребуются энергичные, дружные действия всей команды, - и хорошие отношения исчезнут. Деловых же отношений просто не было. Есть хорошее правило: на работе между менеджером и сотрудниками не может быть дружеских, панибратских отношений.

 

 

Хороший руководитель – это человек, который непрерывно изучает все новое, готов прислушаться к советам работников. Слова «лидер» и «руководитель» являются близкими по значению, поскольку руководитель обязан быть лидером коллектива.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.