Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства процесса управления




Процесс управления, его содержание, основные характеристики

Процесс (лат. — происхождение, продвижение) — последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих собой непрерывное единое движение.

С философской точки зрения категория процесса отражает меру времени управления, его развитие и пространственное изменение.

С потребностями практики управления: временные параметры. С точки зрения потребности теория управления — стадии развития управления (динамические свойства).

Управляющие воздействия действуют закономерно. Воздействие — процесс, постоянно осуществляемый по мере осуществления процесса производства.

1. начало воздействия;

2. промежуточный этап; определенные действия (они постоянны)

3. конечное воздействие.

Деятельность руководителя в подчиненном ему коллективе — простое представление процесса управления.

Элементы воздействия — нормы, нормативные инструкции, контроль.

Процесс управления обладает общим с процессами социально-экономическими: объективные законы функционирования. Управление осуществляется с данными особенностями. Зависит от субъективных факторов: личностных черт. Процесс управления овеществляется в результатах труда. Отношения управления — отношения между работниками, возникающие в процессе управления.

Сущность процесса управления заключается в том, что он представляет собой приложение трудовых усилий человека для согласования процессов труда. Усилия осуществляются во временной последовательности, пространственном распределении и необходимой комбинации, которая определяется разделением и кооперацией управленческого труда.

Содержание: специфическое.

Раскрывается через его операции, а они группируются на отдельных этапах (из-за однородности).

Этап — совокупность операций. Операция (лат. — действие) в соответствии с последовательной закономерностью их осуществления (выращивание пшеницы, хранение, переработка зерна, хранение, переработка, сортировка муки и т.д.

Этап — отрезок времени в развитии какого-либо движения или процесса.

1. методологическое содержание — выделение закономерно следующих этапов, которые отражают как общие черты человеческой деятельности, так и специфические черты управленческой деятельности. Последовательность этапов:

Целеполагание -> Оценка ситуации -> Определение проблемы -> Решение

Целеполагание — функция планирования, определения цели.

Цель — представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система. К — идеальный образ желаем, необходимое состояние системы (возможное).

а) процесс управления начинается с постановки цели. Цель — воздействия. Цели должны быть количественно определены, они более понятны и ясны людям. Генеральная цель организации — социальная. Цели могут быть изменяемыми и неизменяемыми. Цели должны соответствовать всем 3 критериям (Y). При недостижимых целях в организации работники теряют доверие к руководству.

Необходимо владеть системно-ситуационным подходом, чтобы поставить цели, необходимые организации в данное время. Хорошо знать свою организацию как систему.

б) оценка ситуации. Ситуация — состояние управляемой системы, оцениваемой относительно целей. Нынешнее состояние организации относительно цели: можем ли мы их достичь, отклонение нынешней ситуации от той. Их отличие включает много противоречий и для их разрешения применяется управление.

в) необходимо найти главное противоречие (главное звено в цепи). Проблема (рус. — задача) — один из этапов процесса управления. Основана на противоречии ситуации и цели. Определение проблемы и нахождение путей ее решения.

г) заключительный этап — управленческое решение. Определение с этими вариантами. Процесс управления и производство соединяется в принятии решения. Необходимо также рассматривать и организационный? как необходимость организовать реализацию всех функций.

2) Экономическое содержание — в процессе управления находит отражение производственный процесс (от наличия до реализации продукции). Этапы:

· установление экономических потребностей (целеполагание);

· оценка наличия ресурсов (оценка ситуации);

· распределение ресурсов (определение проблемы);

· использование ресурсов (решение).

3) Социальное содержание — роль человека в осуществлении этого процесса. Без него процесс управления существовать не может. СУ и ОУ — человек.

4) Организационное содержание — последовательное использование организационных рычагов воздействия (этап регламентирования, нормирования, инструктажа, ответственности).

1 и 2 должны осуществляться в соответствии с технологией, определять, какие операции выполняются на том или ином этапе.

4 — установить меру ответственности каждому человеку.

5) Функциональное содержание — масштабы последовательной и предпочтительной реализации функций управления.

6) При анализе процесса управления большую роль играет информационное содержание процесса управления. Информационное содержание — последовательность выполнения информационных работ:

· поиск информации;

· комплектование;

· обработка;

· передача информации.

Она присутствует на каждом этапе процесса управления.

1. Изменчивость (гибкость, динамичность) — изменение процесса управления по направленности, по проблематике, по характеру осуществления, динамике взаимодействия этапов и операций на этих этапах. Способность переключения. Эта изменчивость имеет постоянные границы, между ними динамическая связь.

2. Устойчивость — возникает в процессе управления и соответственно закрепление определенных каналов его осуществления. Они образуют естественную структуру системы управления через закрепление в организационных актах (стабилизации) и системообразующий фактор. Необходимо установить организационные связи; закрепление функциональных взаимосвязей позволяет существовать процессу управления.

3. Непрерывность. Процесс производства имеет циклический характер. Следовательно, процесс управления также непрерывен.

4. Дискретность. Процесс управления во внутренних особенностях не протекает равномерно: накопление потенциала воздействия (постановка целей, оценка ситуации, определение проблемы), импульс активной организационной работы (принятие решений).

5. Последовательность. Все этапы осуществляются в строго заданной последовательности.

6. Цикличность. Повторение воздействия (Ц->С->П->Р) на объект управления в процессе управления переходит на дугой уровень, внешняя среда тоже меняется.

Типология процесса управления строится на основании целей, возможностей, ситуации.

Типы процессов управления:

1. Линейный — строгая последовательность осуществления всех его этапов. Когда есть полная конкретная определенность относительно целей, точно можно оценить ситуацию. Возможность полного осуществления каждого из этапов: достаточно информации, полно определена проблема. Используется в стандартных ситуациях (повторение).

 
 

 


2. Корректируемый — каждый из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа. Когда недостаточно информации.

       
   
 
 

 

 


3. Разветвленный — когда фирма крупная и решается вопрос относительно нее. Цель может быть общей или нет. Цели фирмы на каждый год определяются (в начале) — в хорошей фирме так.

 


4. Ситуационный — возникает по ситуации, из нее выходят при разработке цели и решения. Характерно: цель слишком неопределенна, поэтому цель постоянно уточняется. Похож на 2 тип управления. Сначала все равно формулируется цель воздействия. Когда нет достаточной информации чтобы конкретно определить цель или слишком мало информации для ее формулирования, либо осуществляется что-то новое.

 

 


5. Поисковый — полная ясность цели, но при этом сложно оценить ситуацию относительно этой цели. Решение разрабатывается на основе общей оценки ситуации и на основе ясной цели.

 
 

 


На каждом этапе процесса управления осуществляются различные операции: чисто интеллектуальные и практически-организационные операции.

Операции:

1. целеполагания (цель воздействия);

2. информационной работы;

3. аналитической работы и проектирования вариантов решения;

4. выбора варианта действий;

5. организационно-практической работы (реализация).

1 тип ведется параллельно со 2, т.к. при недостаточной информации трудно сформулировать 1, 2 начинается на этапе 1 и продолжается до получения результата принятия решения. Решение — план-система показателей деятельности.

Нельзя все операции рассматривать только как информационные. В этом участвует и человек. Корректировка осуществляется с помощью различных методов управления и здесь большую роль играет информация. Она помогает правильно осуществить анализ деятельности.

Этапы процесса управления Вид работ Состав операций Условия успешного выполнения
I. Цели Целеполагание 1. определение цели 2. формулирование цели 3. постановка цели 4. корректировка цели 1. Уровень научного развития и квалификация кадров 2. Учет объективных законов 3. Система интересов 4. Качество и ценность информации
  Информационная работа 1. накопление информации 2. хранение информации 3. поиск 4. первоначальная обработка 5. передача информации 1. Объем информации 2. Ценность 3. Возможности информационной системы 4. Автоматизация обработки информации 5. Классификация информации
II. Ситуация Аналитическая работа 1. оценка параметров 2. расчет показателей 3. графирование (построение) 4. анализ 1. Методы анализа 2. Квалификация работников 3. Автоматизация расчетов и логических операций
III. Определение проблемы    
IV. Принятие решения Выбор варианта действий     Выбор решения 1. нахождение вариантов действий 2. определение критериев выбора 3. сопоставление вариантов 4. выбор метода управления 5. организационное оформление решения 6. принятие решения 1. Методика разработки 2. Опыт и квалификация руководителя 3. Организационные формы разработки 4. Целевые установки 5. Использование современной техники 6. Стиль управления
  Организационно- практическая работа 1. доведение решения до исполнителей 2. разъяснение и уточнение решения 3. распределение заданий 4. наделение полномочиями по необходимости 5. контроль исполнения 1. Тип организации 2. Дисциплина 3. Социально-психологический климат 4. Авторитет руководителя 5. Уровень сознания

Работы могут несколько раз повторяться, не последовательно. В основе выбора метода управления лежит корректировка целей к имеющимся средствам. Показывает слабые места этой системы. Значимость и трудоемкость управления увеличивается по типам управления.

На стадии реализации принятия решения может применяться корректировка целей, информационная работа. Организационно-практическая работа связана с информацией (что будет делать ее, их квалификация). Операц. по м. выбор. действ. У сопоставление целей воздействия с возможностями (логический метод — аналитический).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.