КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства процесса управления
Процесс управления, его содержание, основные характеристики Процесс (лат. — происхождение, продвижение) — последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих собой непрерывное единое движение. С философской точки зрения категория процесса отражает меру времени управления, его развитие и пространственное изменение. С потребностями практики управления: временные параметры. С точки зрения потребности теория управления — стадии развития управления (динамические свойства). Управляющие воздействия действуют закономерно. Воздействие — процесс, постоянно осуществляемый по мере осуществления процесса производства. 1. начало воздействия; 2. промежуточный этап; определенные действия (они постоянны) 3. конечное воздействие. Деятельность руководителя в подчиненном ему коллективе — простое представление процесса управления. Элементы воздействия — нормы, нормативные инструкции, контроль. Процесс управления обладает общим с процессами социально-экономическими: объективные законы функционирования. Управление осуществляется с данными особенностями. Зависит от субъективных факторов: личностных черт. Процесс управления овеществляется в результатах труда. Отношения управления — отношения между работниками, возникающие в процессе управления. Сущность процесса управления заключается в том, что он представляет собой приложение трудовых усилий человека для согласования процессов труда. Усилия осуществляются во временной последовательности, пространственном распределении и необходимой комбинации, которая определяется разделением и кооперацией управленческого труда.
Содержание: специфическое. Раскрывается через его операции, а они группируются на отдельных этапах (из-за однородности). Этап — совокупность операций. Операция (лат. — действие) в соответствии с последовательной закономерностью их осуществления (выращивание пшеницы, хранение, переработка зерна, хранение, переработка, сортировка муки и т.д. Этап — отрезок времени в развитии какого-либо движения или процесса. 1. методологическое содержание — выделение закономерно следующих этапов, которые отражают как общие черты человеческой деятельности, так и специфические черты управленческой деятельности. Последовательность этапов: Целеполагание -> Оценка ситуации -> Определение проблемы -> Решение Целеполагание — функция планирования, определения цели. Цель — представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система. К — идеальный образ желаем, необходимое состояние системы (возможное). а) процесс управления начинается с постановки цели. Цель — воздействия. Цели должны быть количественно определены, они более понятны и ясны людям. Генеральная цель организации — социальная. Цели могут быть изменяемыми и неизменяемыми. Цели должны соответствовать всем 3 критериям (Y). При недостижимых целях в организации работники теряют доверие к руководству. Необходимо владеть системно-ситуационным подходом, чтобы поставить цели, необходимые организации в данное время. Хорошо знать свою организацию как систему. б) оценка ситуации. Ситуация — состояние управляемой системы, оцениваемой относительно целей. Нынешнее состояние организации относительно цели: можем ли мы их достичь, отклонение нынешней ситуации от той. Их отличие включает много противоречий и для их разрешения применяется управление. в) необходимо найти главное противоречие (главное звено в цепи). Проблема (рус. — задача) — один из этапов процесса управления. Основана на противоречии ситуации и цели. Определение проблемы и нахождение путей ее решения.
г) заключительный этап — управленческое решение. Определение с этими вариантами. Процесс управления и производство соединяется в принятии решения. Необходимо также рассматривать и организационный? как необходимость организовать реализацию всех функций. 2) Экономическое содержание — в процессе управления находит отражение производственный процесс (от наличия до реализации продукции). Этапы: · установление экономических потребностей (целеполагание); · оценка наличия ресурсов (оценка ситуации); · распределение ресурсов (определение проблемы); · использование ресурсов (решение). 3) Социальное содержание — роль человека в осуществлении этого процесса. Без него процесс управления существовать не может. СУ и ОУ — человек. 4) Организационное содержание — последовательное использование организационных рычагов воздействия (этап регламентирования, нормирования, инструктажа, ответственности). 1 и 2 должны осуществляться в соответствии с технологией, определять, какие операции выполняются на том или ином этапе. 4 — установить меру ответственности каждому человеку. 5) Функциональное содержание — масштабы последовательной и предпочтительной реализации функций управления. 6) При анализе процесса управления большую роль играет информационное содержание процесса управления. Информационное содержание — последовательность выполнения информационных работ: · поиск информации; · комплектование; · обработка; · передача информации. Она присутствует на каждом этапе процесса управления. 1. Изменчивость (гибкость, динамичность) — изменение процесса управления по направленности, по проблематике, по характеру осуществления, динамике взаимодействия этапов и операций на этих этапах. Способность переключения. Эта изменчивость имеет постоянные границы, между ними динамическая связь. 2. Устойчивость — возникает в процессе управления и соответственно закрепление определенных каналов его осуществления. Они образуют естественную структуру системы управления через закрепление в организационных актах (стабилизации) и системообразующий фактор. Необходимо установить организационные связи; закрепление функциональных взаимосвязей позволяет существовать процессу управления.
3. Непрерывность. Процесс производства имеет циклический характер. Следовательно, процесс управления также непрерывен. 4. Дискретность. Процесс управления во внутренних особенностях не протекает равномерно: накопление потенциала воздействия (постановка целей, оценка ситуации, определение проблемы), импульс активной организационной работы (принятие решений). 5. Последовательность. Все этапы осуществляются в строго заданной последовательности. 6. Цикличность. Повторение воздействия (Ц->С->П->Р) на объект управления в процессе управления переходит на дугой уровень, внешняя среда тоже меняется. Типология процесса управления строится на основании целей, возможностей, ситуации. Типы процессов управления: 1. Линейный — строгая последовательность осуществления всех его этапов. Когда есть полная конкретная определенность относительно целей, точно можно оценить ситуацию. Возможность полного осуществления каждого из этапов: достаточно информации, полно определена проблема. Используется в стандартных ситуациях (повторение).
2. Корректируемый — каждый из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа. Когда недостаточно информации.
3. Разветвленный — когда фирма крупная и решается вопрос относительно нее. Цель может быть общей или нет. Цели фирмы на каждый год определяются (в начале) — в хорошей фирме так.
4. Ситуационный — возникает по ситуации, из нее выходят при разработке цели и решения. Характерно: цель слишком неопределенна, поэтому цель постоянно уточняется. Похож на 2 тип управления. Сначала все равно формулируется цель воздействия. Когда нет достаточной информации чтобы конкретно определить цель или слишком мало информации для ее формулирования, либо осуществляется что-то новое.
5. Поисковый — полная ясность цели, но при этом сложно оценить ситуацию относительно этой цели. Решение разрабатывается на основе общей оценки ситуации и на основе ясной цели.
На каждом этапе процесса управления осуществляются различные операции: чисто интеллектуальные и практически-организационные операции. Операции: 1. целеполагания (цель воздействия); 2. информационной работы; 3. аналитической работы и проектирования вариантов решения; 4. выбора варианта действий; 5. организационно-практической работы (реализация). 1 тип ведется параллельно со 2, т.к. при недостаточной информации трудно сформулировать 1, 2 начинается на этапе 1 и продолжается до получения результата принятия решения. Решение — план-система показателей деятельности. Нельзя все операции рассматривать только как информационные. В этом участвует и человек. Корректировка осуществляется с помощью различных методов управления и здесь большую роль играет информация. Она помогает правильно осуществить анализ деятельности.
Работы могут несколько раз повторяться, не последовательно. В основе выбора метода управления лежит корректировка целей к имеющимся средствам. Показывает слабые места этой системы. Значимость и трудоемкость управления увеличивается по типам управления. На стадии реализации принятия решения может применяться корректировка целей, информационная работа. Организационно-практическая работа связана с информацией (что будет делать ее, их квалификация). Операц. по м. выбор. действ. У сопоставление целей воздействия с возможностями (логический метод — аналитический).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |