КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели развития и возможные сценарии выхода из глобального экологического кризиса
Социально-управленческая рефлексия по поводу экологического кризиса (феномен Римского клуба) Началом деятельности Римского клуба считается встреча в академии Деи Линчей в Риме в 1968 г., которую собрал вице-президент «Оливетти», член административного совета «Фиат» Аурелио Печчеи. Первоначальное финансирование осуществляли фирмы «Фиат» и «Фольксвагенверк», которые были заинтересованы в систематическом анализе перспектив энергетической и сырьевой проблемы, с которой связаны возможности увеличения рынков сбыта автомобилей. Интересна и заявленная проблематика клуба. Римским клубом было разработано понятие «мировая проблематика» (глобалисти-ка), включающее описание политических, социальных, экономических, культурных и других проблем, являющихся «лицом общества». Описание комплекса мировых проблем показывает, что все эти проблемы взаимосвязаны в одну и со временем становятся все более явными. Клуб анализирует отчеты правительств и является центром аккумулирования новых идей. Клуб не формулирует политических доктрин, не способствует диалогу по вопросам международной экономики, образования. У клуба нет формального бюджета, а координирует деятельность Исполнительный комитет. Членами клуба являются люди выдающихся интеллектуальных способностей и активно продвигающие миссию Римского клуба, имеющие высокую оценку мировым сообществом своих профессиональных работ. Активные члены охраняют порядок в Римском клубе, поэтому они, назначенные на высокие общественные должности, должны подавать в отставку на срок исполнения должности. Активных членов не более ста человек. Существуют и другие статусные позиции: - соучастники - люди, интересующиеся работой клуба и желающие сотрудничать с ним, они могут быть приняты в клуб или предлагать его членам свои идеи; — почетные члены Римского клуба - люди, занимающие высокие посты, имеющие известную фамилию, отличную репутацию, престижную работу или активно служащие миссии клуба; — институциональные члены - организаторы, основатели, определители интеллектуального и финансового развития Римского клуба. Любой из членов клуба может войти в Исполнительный комитет, который избирается на 5 лет и состоит из 8 человек (обязательно из различных регионов, различных культур, профессий, возраста, пола). Основная миссия Римского клуба — вырабатывать независимые, глобальные, не официальные взгляды на современное общество, для этого необходимо: - определять наиболее важные проблемы общества, анализировать их в глобальном контексте общемировой проблематики; - изучать возможности будущего развития общества. Цели выделяются соответственно миссии: - разрабатываются методики, которые могут анализировать «затруднения человечества», связанные с физической ограниченностью Земли; - довести до человечества тревогу относительно критической ситуации; - подсказать меры разумного поведения. Основные принципы: - понимание того, что из создавшейся ситуации нельзя выйти одной стране в отдельности; - обдумывание и поиск глубокого понимания комплекса современных проблем; - ориентация на длительное развитие и акцентирование на будущем поколении, хотя эти перспективы у правительства вызывают лишь временный интерес. Римский клуб занимается определением мировых проблем, их анализом в глобальной, междисциплинарной и долгосрочной перспективе, научным исследованием будущего возможного развития. Результатом этой работы становятся общие и частные решения. Методы: конференции, доклады, Интернет. Многие доклады направлены на выработку концепции нового общества, которое найдет выход из сложившейся ситуации, это и информационное общество, основой которого станет владение информацией, и технологическое общество, построенное на новой технологии. Доклады должны: - иметь глобальную перспективу; - быть рассчитаны на долгосрочное применение; - включать основные проблемы современного общества; - не ограничиваться специфическим сектором; - предоставлять важный информационный потенциал для всех групп; - концентрироваться на практических недостатках и путях их преодоления. Глобальные перспективы в докладах Римскому клубу могут адаптироваться к конкретной стране, в чем заключается их ценность. Методология докладов: - жесткий позитивизм, т.е. проблемы рассматриваются в отрыве от морально-этических норм и ограничений; - методологический индивидуализм - представление человечества как конгломерата индивидов (атомов человечества); - радикальный мондиализм - отрицание суверенитета народа над их территориями и ресурсами; - поиск равновесия, которое поддерживается в «ядре» мировой системы. Каждый год Римский клуб собирается на конференции в различных регионах мира. Кроме того, к рабочим сессиям добавляются персональные работы и дискуссии по какой-либо особо заинтересовавшей членов клуба проблеме, части глобалистики. Такие встречи с лидерами и активистами различных регионов позволяют лучше понять специфику региональных проблем и перспективу глобального развития в целом. На ежегодных встречах Римского клуба внимание может быть сосредоточено на региональных аспектах мировой проблематики, что позволяет повысить эффективность работы клуба. А. Печчеи сформулировал шесть целей для человечества, которые постоянно находятся в центре внимания членов Римского клуба: 1. Определение внешних пределов экспансии человека. 2. Определение внутренних пределов адаптации человека к неестественности и стремительным темпам современной жизни. 3. Защита и сохранение культурных особенностей народов и наций, которые совершенно справедливо объявлены в последние годы ключевыми моментами человеческого прогресса и самовыражения. 4. Создание мирового сообщества, поскольку суверенное национальное государство не может более идти в ногу со временем, требующим решения наднациональных проблем. 5. Обеспечение человечества жильем - размещение все увеличивающегося числа людей и создание соответствующей инфраструктуры. 6. Создание всемирной производственной системы, для чего необходимы глобальные проекты по проблемам занятости, финансовым вопросам, территориальному размещению и рационализации мирового производственного истеблишмента. К первому докладу, который должен был привлечь всеобщее внимание, предъявлялись особые требования. Президент Римского клуба Аурелио Печчеи писал: «Научные статьи, вдохновенные речи, декларации, манифесты, конференции и симпозиумы - самый распространенный способ чтения проповедей относительно узкому кругу уже обращенных в веру людей. Все эти формы воззваний, как правило, не доходят до широкой общественности. В свое время обширные возможности общения с широкой аудиторией предоставляли средства массовой информации, однако сейчас они выдают такое огромное количество самых противоречивых сведений, что люди пребывают в постоянном недоумении, как уловить существенное, отбросить второстепенное и, наконец, как на основании всего этого прийти к разумным выводам, и к каким именно. Конечно, надо было использовать все существующие технические средства. Однако нам казалось, что воззвание Римского клуба произведет нужный эффект лишь в том случае, если оно будет представлено в какой-то новой, непривычной, образной форме. Это должно было напоминать лечение шоком. Ведь до тех пор, пока люди с различными уровнями образования не смогут увидеть действительность такой, как она есть, а не такой, какой она была раньше или какой они хотели бы ее видеть,- им так и не постигнуть смысла мировой проблематики. И надо было сделать так, чтобы как можно больше людей смогли совершить этот резкий скачок в своем понимании действительности» (А. Печчеи. «Человеческие качества»). Итак, цель первого доклада - «шоковая терапия». Результаты прогонов модели, представленные в первом докладе Римскому клубу «Пределы роста» (1972), поразили мир и вызвали ожесточенные, долго не утихавшие споры и возражения специалистов, которые сочли модель неадекватной и неспособной отразить всю сложность мира и мировой проблематики, а заключения об опасностях экономического роста, получившие название концепции «нулевого роста», опасными и вредными. Члены Римского клуба приобрели репутацию «неомальтузианцев», «технократов» и пр. Неоднозначно отнеслись к первому докладу и сами члены Римского клуба. Так, известного немецкого специалиста в области системного анализа Эдуарда Пестеля, по его собственному признанию, уже при самых первых прогонах насторожило то, что не было сделано ни малейшей попытки описать «мир», или, по крайней мере, пару «Север - Юг». Когда же, по его настоянию такая попытка была сделана, оказалось, что метод «системной динамики» не годится для работы с региональной мировой моделью. Мир, рассматриваемый как монолитная целостность, приобрел не обобщенность, а однородность. Сама суть мировой проблематики -внутренняя противоречивость - оказалась искаженной. Опираясь на многочисленные критические замечания и собственные соображения, касающиеся сложности глобальной системы, Эдуард Пестель и американский математик Михаиле Месарович приступили к разработке иной модели мира на основе предложенной Месаровичем в конце 1960-х гг. теории многоуровневых иерархических систем. Обосновывая свой подход, Михайло Месарович писал, что надежно, достоверно и систематически охватить весь комплекс факторов, связанных с проблематикой, может лишь модель, имеющая иерархическую структуру, где каждый уровень иерархии отражает эволюцию мировой системы в контексте, сформированном определенным набором законов и принципов. Среди этих уровней можно назвать геофизический, экологический, технологический, экономический, институциональный, социально-политический, культурно-ценностный и уровень биологии человека. Такой подход позволяет оптимально использовать подтвердившиеся научные знания и доступную фактическую информацию. Если компьютерная модель Медоуза основывалась примерно на тысяче математических уравнений, то модель Месаровича - Пестеля содержала их более двухсот тысяч; она описывала 10 подсистем - регионов мира - и использовала более разнообразную информацию. Ее создатели задались целью не только более адекватно описать глобальную ситуацию, но и снабдить политиков надежным инструментом, помогающим в процессе принятия решений. В 1974 г. Месарович и Пестель, обобщив результаты прогонов модели, представили Римскому клубу второй доклад под названием «Человечество на перепутье», предлагающий в ответ на критику идеи «нулевого роста» концепцию «органического роста», согласно которой каждый регион мира должен выполнять свою особую функцию, подобно "клетке живого организма. Органическое развитие - это системное и взаимозависимое развитие, когда ни одна подсистема не может изменяться в ущерб другой и прогресс в одной из них возможен только при условии прогрессивных процессов в других. Но это и многоаспектное развитие, при котором каждая подсистема изменяется по-разному и характер изменения со временем становится другим. Чтобы обеспечить непротиворечивость мира, цели его развития должны быть гармонично скоординированы. Чтобы система была мобильной и гибкой, развитию ее составных частей не должны мешать неожиданные воздействия, которые не затрагивают главные для работы целого функции. Особо важны качественные характеристики изменений, непреложно направленных на благосостояние людей. Концепция «органического роста» была всецело принята Римским клубом и до сих пор остается одной из основных отстаиваемых им идей, поэтому поговорим о ней подробнее. На первый взгляд она выглядит привлекательнее идеи «нулевого роста», но при ближайшем рассмотрении возникает множество вопросов. Поможет ли органический рост сохранить запасы невозобновляемых ресурсов? Авторы проводят аналогию с биологическим ростом, когда при достижении организмом определенных размеров простое воспроизводство однотипных клеток сменяется их дифференциацией в соответствии с функциями тканей органов. Но можно ли сказать, что это позволяет сэкономить количество живых клеток, уменьшить запасы необходимых организму питательных веществ? Можно ли вообще проводить такую аналогию? Ведь в биологических организмах дифференциация сопровождается тщательным отбором, механизм которого исследован лишь в самых общих чертах (теория эволюции Дарвина, генетический механизм закрепления «целесообразных» мутаций и пр.). Одинаково опасны и наивное представление об органичности как результате естественного развития (тогда глобальные проблемы вообще не должны нас волновать, поскольку органическое развитие само собой спасет мир от кризисов), и его догматическое толкование, когда эталон органичности диктуется социальной, политической, экономической или культурной установкой. Вскоре — через год с небольшим - после публикации доклада «Пределы роста», когда дебаты о нем были в полном разгаре, разразился нефтяной кризис, ярко высветивший отрицательные стороны существующего международного экономического порядка. К тому времени уже высказывалась серьезная озабоченность состоянием мировой валютной системы, испытавшей настоящий шок в конце 1960-х - начале 70-х гг., когда по разным странам мира прокатилась волна инфляции, а также мировой торговли в рамках ГАТТ, что вызывало все большее недовольство развивающихся стран. Эти проблемы стали предметом обсуждения в Организации Объединенных Наций, к которому был привлечен и Римский клуб. Высказанные в ходе дискуссии предложения не удовлетворили членов клуба, и было решено организовать разработку собственного проекта перестройки структуры мировой экономики. Вскоре проект получил более общее название - «Пересмотр международного порядка», поскольку, по общему мнению, ставя акцент на экономических проблемах, нельзя оставлять в стороне социально-политические вопросы. Руководство рабочей группой взял на себя известный нидерландский экономист, лауреат Нобелевской премии Ян Тинберген. Позже он так сформулировал свои задачи: Признавая важность принятых ООН резолюций и Хартии экономических прав и обязанностей государств, но сознавая в то же время неопределенность и спорность многих их положений, доктор Печчеи предложил мне создать и возглавить группу специалистов, способных ответить на вопрос: можно ли предложить руководителям и народам стран мира такой новый порядок, который позволит реально и наиболее полно удовлетворить основные потребности сегодняшнего дня и, возможно, нужды будущих поколений. Третий доклад Римскому клубу был опубликован в 1976 г. Он существенно отличался от двух первых докладов - здесь не применялась специальная научная методология, выдвигались конкретные рекомендации, касающиеся принципов поведения и деятельности, основных направлений политики, создания новых или реорганизации существующих институтов, чтобы обеспечить условия для более устойчивого развития мировой системы. Ожидалось, что доклад РИО, как его сокращенно называли по английской аббревиатуре (Reshaping the International Order), будет иметь значительное политическое звучание. Одна из основных идей доклада - идея взаимозависимости, мысль о том, что неразрывные связи между поступками и делами всех людей на Земле не позволяют действовать только ради собственной выгоды. Главной целью мирового сообщества его авторы назвали обеспечение достойной жизни и умеренного благосостояния всех граждан мира. По их оценкам, в 1970-е гг. средний доход самых обеспеченных слоев был в тринадцать раз выше среднего дохода беднейших слоев; разрыв же между самыми высокими доходами наиболее развитых стран и самыми низкими наиболее отсталых оказался во много раз больше. Чтобы сблизить средний уровень доходов в мировом масштабе, доклад рекомендовал развитым и развивающимся странам принять разные темпы среднегодового роста доходов на душу населения, а именно: чтобы при росте доходов в развивающихся странах на 5% в год развитые страны оставались на прежнем уровне. Для этого необходимы кардинальная перестройка властных структур во всем мире и во всех областях (технической, экономической, политической, военной), новая практика международных отношений, институциональной деятельности, рыночной системы и многое другое. Новую идеальную социальную организацию людей третий доклад Римскому клубу назвал «гуманистическим социализмом», обеспечивающим равные возможности внутри и между странами, основываясь на универсальных человеческих ценностях. От третьего доклада ждали многого, но надежды не оправдались - время для его появления было упущено: состоялась дискуссия в ООН, были опубликованы посвященные тем же вопросам доклады «комиссии Пирсона», сформированной по инициативе Мирового банка и министра обороны США Роберта Макнамары, и «комиссии Брандта», рекомендовавшей пересмотреть кредитную систему и наладить более тесное взаимодействие частных банков, правительственных органов, институтов ООН, Мирового банка, Международного валютного фонда, внеся в соглашения ГАТТ изменения в пользу развивающихся стран. Доклад РИО прошел практически незамеченным, и глубоко задетые этим члены Римского клуба приступили к разработке новой стратегии своей деятельности. Следующий этап в деятельности Римского клуба отмечен переходом от количественного анализа глобальных проблем к качественному анализу человеческого бытия, системы целей и ценностей. На первый план вышла концепция «нового гуманизма», идея о первостепенном значении личных человеческих качеств, которые обеспечат «человеческую революцию», «революцию сознания» и преображение общества. Все эти понятия появились в опубликованном в 1977 г. докладе под названием «Цели для человечества». Основой для него стала концепция глобальной солидарности, путь к которой откроют «революция мировой солидарности», перестройка сознания, формирование нового «глобального этноса», когда нормы поведения человека и нормы государственной политики будет определять «новый стандарт гуманизма». Чтобы начать «революцию мировой солидарности», необходимо было, по мнению авторов, сформулировать цели мирового развития и познакомить с ними широкую общественность. Рабочая группа под руководством профессора философии, системных наук и политологии Эрвина Ласло проанализировала на национальном и транснациональном уровнях «атлас целей» различных регионов, стран, церквей, многонациональных корпораций, ООН, других международных организаций, опросив максимально возможное число представителей самых разных сфер и направлений человеческой деятельности, и выдвинула четыре глобальные цели. Это глобальная безопасность - прекращение гонки вооружений, исключение войн и конфликтов, отказ от насилия; решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе - ликвидация голода, создание мировой системы, позволяющей удовлетворить потребности в продовольствии всех людей на Земле; глобальный контроль за использованием энергетических и сырьевых ресурсов - разработка рационального и экологически безопасного энергопользования, контроль над технологией, экономически эффективное природопользование; глобальное развитие, ориентированное на качественный рост, а именно: повышение качества жизни, социальная справедливость в распределении материальных и духовных благ. Авторы доклада попытались предложить и несколько практических сценариев «революции мировой солидарности». В одном из них главная роль отводится религиозным общинам и интеллектуальным группировкам, которые, осознав кризисную ситуацию, оказывают воздействие на национальную политику и народные массы: проповеди и научные дискуссии, провозглашая, утверждая новые цели и ценности, влияют на мировосприятие людей и сплачивают их и в то же время вынуждают действовать правительства и финансово-промышленные круги. В другом предполагается, что политические лидеры, правительственные круги организуют обсуждение насущных проблем, привлекая к ним внимание ученых и религиозных деятелей, которые с помощью средств массовой информации воздействуют на общественность, побуждая людей изменить способы потребления, что, в свою очередь, влияет на бизнес. Или - в иной последовательности: правительство обращается к бизнесменам с призывом проводить необходимые реформы, бизнесмены вступают в контакт с религиозными деятелями и влиятельными представителями науки и культуры, обладающими авторитетом в глазах общественности. Ученые, религиозные деятели, представители деловых кругов одной страны могут повлиять на своих коллег в других странах, после чего можно будет «всем миром» рассмотреть критические проблемы и выработать общие пути решения. В то же время шла работа над серией докладов, посвященных отдельным наиболее важным аспектам мировой проблематики. Одновременно с докладом группы Ласло в 1976-1978 гг. разрабатывался проект под названием «За веком расточительства», более детально рассматривающий затронутую в «Пределах роста» проблему природных ресурсов. Коллектив исследователей возглавили известный британский физик Деннис Габор, удостоенный в 1971 г. Нобелевской премии за открытие голографии, и итальянский специалист в области управления Умберто Коломбо. Была сделана попытка исследовать мировой научно-технический потенциал, выявив возможности его использования для решения энергетических, сырьевых и продовольственных проблем. Доклад утверждал, что современный уровень развития науки и техники позволяет решить практически все проблемы, связанные с дефицитом сырья, ресурсов, энергии и продуктов питания, что пределы экономического роста, возникновение и обострение глобальных проблем обусловлены недостатками социально-политических механизмов и институтов и, чтобы обеспечить дальнейшее поступательное развитие цивилизации, необходимо построить «зрелое общество» с высоким качественным уровнем жизни для людей Земли при условии их разумного отношения к природе. В 1979 г. появились сразу два доклада Римскому клубу: «Энергия: обратный счет», подготовленный французским исследователем, профессором Национальной школы искусств и ремесел Тьер-ри Монбриалем и предупреждавший о возможности «второго энергетического кризиса», и «Нет пределов обучению», подготовленный под руководством американского специалиста в области образовании Джеймса Боткина, ученого из Марокко Мах-ди Эльманджры и профессора Бухарестского университета Мирчи Малицы. К этой серии докладов можно причислить и более поздний проект «Будущее Океанов», завершенный в 1984 г. под руководством Элизабет Манн-Боргезе. В докладе «Нет пределов обучению» основными целями человечества названы выживание и обеспечение человеческого достоинства. Возможность трансформации мира, по мнению авторов, открывает концепция «инновационного обучения», под которым понимается не только школьное, университетское или профессиональное образование, но и широкий общий подход к жизненному поведению и мировоззрению человеческой личности, основанный на «человеческой инициативе». Воспитание, развитие сознания человека должно быть «предвосхищающим» вместо нынешнего «запаздывающего», которое не способно вести человека в ногу со временем, а лишь адаптирует его к уже случившемуся. Авторы доклада призвали строить будущее, срывая с него налет непроницаемости, предложили обучать людей адекватному поведению перед лицом новых ситуаций, предвидению будущего, оценке последствий принимаемых решений, активному участию в формировании будущего. Человек должен участвовать в общественной жизни так, чтобы были обеспечены органическое сочетание прав личности и ее ответственности за судьбу человечества, свободное развитие каждого и интеграция всех людей в единое сообщество в условиях глобального сотрудничества, основанного на гуманистических ценностях. В 1980-е гг. появляются доклады Римскому клубу, объединенные одной широкой темой, постоянно волновавшей его членов, проблемой взаимоотношений «Севера» и «Юга», разрыва между развитыми и развивающимися странами. Это работы сотрудника Министерства национальной экономики Франции Мориса Гернье «Третий мир - три четверти мира» (1980); «Императивы сотрудничества между Севером и Югом» (1981) Жана Сен-Жура, директора Департамента экономического прогнозирования Министерства финансов Франции; «Третий мир способен себя прокормить» (1984) Рене Ленуара и «Босоногая революция» (1988) Бертрана Шнайдера. Гернье анализирует исторически сложившиеся пути экономического и культурного развития стран Азии, Африки и Латинской Америки и предлагает альтернативные направления, предусматривающие возможность самообеспечения развивающихся стран, для чего, по мнению автора, необходима реорганизация сельского хозяйства на принципах децентрализации. В «Босоногой революции» рассматриваются практические результаты нескольких малых проектов, осуществленных в странах Азии, Африки и Латинской Америки различными исследовательскими рабочими группами. Предлагается перейти от микропроектов к интегрированным программам развития, разработанным с учетом глобальной перспективы, и проводить эти программы через прекрасно зарекомендовавшие себя в ходе уже осуществленных проектов неправительственные организации. Это, в сущности, новый подход к развитию: инициатива переходит от Севера к Югу; приоритетным для политики становится удовлетворение потребностей сельского населения; больше внимания уделяется не импорту-экспорту продовольствия, а его местному производству и потреблению. «Босоногой революцией» Шнайдер называет процессы, происходящие сегодня в развивающихся странах. Это, по его мнению, мирная, ненасильственная революция, не связанная с политическими партиями и идеологическими структурами, но способная перерасти либо в плодотворное политическое движение, либо в анархический разрушительный процесс в зависимости от того, какие силы сумеют ею воспользоваться. Опубликованный в 1980 г. доклад «Маршруты, ведущие в будущее», автором которого стал директор Международного института управления Богдан Гаврилишин (США), вновь вынес на обсуждение модель будущего мирового порядка, основанного на сосуществовании различных культур, религий, образов жизни, на коллегиальном руководстве, представительной демократии на высоком уровне и прямой на более низких. По Гаврилишину, с течением времени ключевые компоненты общественного строя - система ценностей, политическая, экономическая и технологическая системы — изменяются, причем разными темпами: система ценностей очень медленно, устойчивостью отличается и политическая система, тогда как технология в последнее время развивается с огромной скоростью. Когда одни элементы начинают изменяться, а другие стремятся стоять, возникают кризисные явления, продолжающиеся до тех пор, пока не возникнут новые ценности и нормы поведения. Легче всего внестиизменения в экономическую систему, скажем, перейти от свободной торговли к регулируемому рынку, но попытки изменить систему политическую, как правило, наталкиваются на серьезное сопротивление. В пример Гавршшшин приводит три системы ценностей в трех государствах - США, СССР и Японии. Понятие индивидуальной конкуренции породило определяющую политическое руководство США идею противодействия парламентарную демократию с разделением законодательных, исполнительных и юридических органов, а также основанную на свободном предпринимательстве экономическую систему. Но неограниченная свобода конкуренции и предпринимательства, по Гаврилишину, более не способна обеспечить эффективность общественного строя. Советское государство провозгласило принципы равенства и коллективизма. Вкладывая в общий фонд «по способностям», советский человек принял политическую власть, действовавшую в отсутствие какой-либо официальной оппозиции, и централизованную экономическую систему. На практике ее эффективность оказалась очень низкой, несмотря на обеспеченность страны ресурсами, запасы плодородных земель и потенциал квалифицированной рабочей силы. И наконец, Япония, где преобладают ценности и нормы группового сотрудничества, корни которого в единомыслии и согласии внутри семьи, основанной на строгих принципах патернализма. В политической системе представители различных слоев общества, придерживающихся разных взглядов, участвуют в процессе принятия решений, отыскивая единую точку зрения и разделяя ответственность за последствия. Гаврилишин утверждает, что принципы группового сотрудничества живут в любом обществе, хотя часто либо дремлют, либо остаются в пренебрежении в атмосфере лихорадочной конкуренции. Если пробудить их, то во всем мире в конце концов установится общественный строй, основанный на этих ценностях, который, конечно, обретет разные институциональные формы в разных государствах соответственно их историческому опыту, уровню развития, масштабам, качеству человеческих и материальных ресурсов. Несколько особняком в ряду докладов Римскому клубу стоят доклады О. Джарини «Диалог о богатстве и благосостоянии» (1980), а также доклад «Микроэлектроника и общество» (1982), представляющий собой сборник статей. В первом из них видный итальянский экономист Джарини проводит глубокий анализ современных экономических тенденций и обращается к мышлению, породившему нынешнюю экономическую систему. Он предлагает пересмотреть понятия «богатство» и «благосостояние», задуматься о способах потребления и создать новую концепцию экономики, представляющую собой синтез экономики и экологии, найти новую стратегию накопления богатства и достижения благосостояния, опираясь на эколого-экономические ценности. В докладе «Микроэлектроника и общество: на радость или на горе», составленном польским философом-марксистом Адамом Шаф-фом и западногерманским ученым Гюнтером Фридрихсом, на большом фактическом материале анализируются различные аспекты компьютеризации мира и вторжения микропроцессоров во все сферы жизни общества, особенно в промышленное производство, информационное обеспечение и образование. Авторы выявили двойственные последствия микроэлектронной революции, которая, с одной стороны, открывает возможности для повышения производительности труда и эффективного обмена информацией, развития экономики услуг, а с другой - ведет к массовым увольнениям в традиционных отраслях промышленности, к усилению контроля над людьми и давления на них с помощью электронных досье, а в конечном счете к роботизации человека. Исследователи видели свою задачу в том, чтобы поставить проблемы и призвать к их осмыслению и решению. Важное место среди докладов Римскому клубу занимает доклад Эдуарда Пестеля «За пределами роста» (1987). В нем обсуждаются актуальные проблемы «органического роста» и перспективы их решения в глобальном контексте, учитывающем как достижения науки и техники, включая микроэлектронику, биотехнологию, атомную энергетику, так и международную обстановку. Автор доклада приходит к выводу, что дух ответственности должен и может пройти сквозь все местные государственные и ре-тональные границы, чтобы люди, на деле обученные решать свои местные проблемы, были духовно и практически подготовлены к решению проблем, затрагивающих наше глобальное всемирное достояние - океаны, внешнее пространство, воздух, которым мы дышим, и главное, чтобы вооружить людей для борьбы с опасностью, угрожающей их духовному и моральному богатству - человеческим ценностям, к которым относятся осознание своих обязанностей и своих прав, терпимость и уважение к разным верам и разным расам и, наконец, но не в последнюю очередь, к нашему социальному и культурному наследию - основе дальнейшего социального и культурного прогресса. Именно здесь лежит главная возможность открыть перед миром дорогу к органическому росту и развитию. В посвященном памяти Аурелио Печчеи докладе как бы подводится итог пятнадцатилетним дебатам о пределах роста и делается вывод, что вопрос заключается не в росте как таковом, а в качестве роста. Наконец, в 1990 г. впервые появляется доклад от имени самого Римского клуба, написанный его президентом Александром Кингом и генеральным секретарем Бертраном Шнайдером, - «Первая глобальная революция». Подводя итоги своей двадцатипятилетней деятельности, Совет клуба снова и снова обращается к произошедшим в последнее время в мире переменам и дает характеристику нынешнего состояния глобальной проблематики в контексте новой ситуации в международных отношениях, возникших после окончания долгого противостояния Востока и Запада; новой экономической ситуации, складывающейся в результате создания новых блоков, появления новых геостратегических сил; новых приоритетов в «традиционном» наборе глобальных проблем (развитие, народонаселение, окружающая среда, ресурсы, энергетика, технология, финансы и т. д.). Введя на первом этапе своей деятельности понятие проблематики (problematique), Римский клуб в последнем, вернее, в первом собственном докладе предлагает новое понятие - разрешение (resolutique) и продолжает насущно необходимое обсуждение новых нормативных общественных ценностей: взаимодействия культур, болезней и пороков общества, судеб демократии, переходных процессов в разных регионах мира, проблем управляемости и управления глобальными процессами. Отметим и доклад 1997 г., выполненный под руководством Э. Фон Вайцзэккера, который называется «Фактор четвертый: в два раза больше богатства из половины ресурсов». В первой их четырех частей, занимающей более половины работы, рассматриваются в основном примеры, поочередно иллюстрирующие, с одной стороны, низкую эффективность использования производственных ресурсов, а с другой - потенциальные возможности, открываемые новыми технологиями в области экономики материалов и энергии. Основная идея доклада сводится к утверждению, что современная цивилизация (представленная развитыми странами Запада) достигла уровня, на котором рост производства практически во всех отраслях хозяйства способен осуществляться не только без привлечения дополнительных материальных ресурсов и энергии, но и в условиях их прогрессирующей экономии. Авторы считают, что их труд - «это амбициозная книга, цель которой - изменить направление технологического прогресса». На практике изменения пути технологического прогресса должен осуществить «Фактор четвертый». В чем его смысл? Со времени промышленной революции совершенствование технологий было обусловлено стремлением повысить производительность труда, даже если это требовало вовлечения дополнительных естественных ресурсов. «Фактор четвертый» - это производительность ресурсов, к стимулированию которой необходимо перейти для достижения устойчивых характеристик развития. Проведенное авторами доклада исследование позволяет им утверждать, что величина богатства, получаемого от использования единицы ресурсов, может возрасти в четыре раза. «Мы можем жить в два раза богаче, используя половину ресурсов». В заключение отметим интерес членов Римского клуба к достижениям советской науки и событиям, происходящим в нашей стране. Впрочем, интерес был и остается взаимным. С 1989 г. существует Российская национальная ассоциация содействия Римскому клубу (президент - Джермен Гвиишани, член Римского клуба). 29-30 мая 2000 г. впервые в России прошла конференция Римского клуба на тему «Устойчивое будущее России?!», организаторами которой стали Римский клуб - Европейский центр поддержки (Вена, Австрия), Институт Клауса Штайльмана (Бохум, Германия) и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. «Мыслить глобально - действовать локально». Этот девиз Римского клуба проявился и в дискуссиях на московской конференции, которая прошла в четырех рабочих секциях: «Перспективы политической стабильности в России», «Россия - переходное общество в поисках культурной устойчивости», «Соотношение рынка и государства», «Вызовы окружающей среде». Сотрудничество ученых России с Римским клубом, несомненно, имеет хорошие перспективы. Следует отметить, что назревание конфликта между человеком и природой предсказывалось с незапамятных времен, и в большинстве этих предсказаний конфликт должен был разрешиться в пользу природы. Иероглифический петроглиф на пирамидах Хеопса гласит: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Похожие по смыслу пророчества содержатся в религии древних персов, в индийских Ведах и в Библии. Подобные мнения можно найти и у некоторых ученых. Так, биолог Ж.Б. Ламарк (1809 г.) в свое время писал: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». В XX в. появляются другие, более обоснованные прогнозы по поводу будущего человечества и создаются достаточно изощренные модели мировой динамики, начиная с глобальных разработок Римского клуба. С 1980-х гг. глобальные и региональные модели развития не стремятся к универсальности и приобретают характер более строгих проблемных прогнозов - общеэкономических, демографических, энергетических, продовольственных, климатических. Их методической основой стала значительная часть арсенала современных направлений в математике и вычислительной технике. Понятия пределов роста и пределов ресурсов органично входят в их методологию и уже не несут оттенка сенсационности. Строгие научные выводы этих прогнозов доказывают наличие глубокого кризиса материально ориентированного общественного развития и необходимость трансформации системы социальных ценностей, доминирующей в современном постиндустриальном мире. Несмотря на первоочередную потребность в экологических прогнозах, они разработаны как раз наименее детально и остаются ненадежными. По мнению Т.А. Акимовой и В.В. Хаскина, главная причина заключается в том, что в экологии для динамического описания природных систем и окружающей среды необходим несравненно больший объем информации, чем, например, в экономике, демографии, энергетике или технике. Моделирование состояния окружающей среды потребовало привлечения сложного математического инструментария. В большинстве моделей экологические прогнозы строились лишь в связи с экономикой и безопасностью человека, т.е. на ограниченной основе, не учитывающей самоценности природных систем и биотической регуляции окружающей среды. При этом часто допускались ошибки, обусловленные недооценкой уже сложившейся неблагополучной экологической ситуации. Т.А. Акимова и В.В. Хаскин считают, что угроза глобального экологического кризиса реальна и велика; нельзя избежать значительных потерь для человечества, если не сдержать рост, а затем и не уменьшить природоемкость мировой экономики. Но помимо проблемы природоемкости, в области экономики существуют и другие угрозы для биосферы и самого человека. Техническое могущество современной цивилизации способно не только давать блага, но и служить источником смертельных опасностей. Создание ЭВМ позволило рассмотреть очень сложные проблемы, важные для всего человечества. Появилась новая наука гло-балистика, изучающая глобальные, общепланетарные проблемы. Одним из исключительно важных результатов, полученных с помощью ЭВМ в 1983 г., было прогнозирование последствий «ядерной зимы», которая неизбежно начнется в случае развязывания ядерной войны, даже ограниченной по своим масштабам. В основу данного моделирования были положены некоторые научные результаты профессора П. Крущена из Института Макса Планка (ФРГ). Его исследования показали, что высокие концентрации энергии при достаточном доступе кислорода порождают самоподдерживающиеся пожары, пылающие вихри, получившие название «огненное торнадо». В них горит все, даже металл и железобетон. Торнадо может вызываться оружием и менее мощным, чем атомное. Первыми попали в огненный вихрь не Хиросима и Нагасаки, а Гамбург, Дрезден, Кассель, Дармштадт и Токио, подвергнутые варварским бомбардировкам в конце Второй мировой войны. В центральных районах Дрездена и Токио возникли огромные пожары с температурой до 100°С, в них погибло около 80 тыс. человек. В Гамбурге дым достигал высоты 8-12 км. Дым и пыль закрыли небо над горизонтом на 30 часов после начала пожаров. Как показали расчеты, огненные торнадо - обязательные спутники мощных ядерных взрывов. В результате огромное количество сажи поднимается над городами - объектами атомных бомбардировок. Сажа намного плотнее пыли, она практически непроницаема для лучей света. Исследования, проведенные в 1983 г. в вычислительном центре АН СССР под руководством академика Н.Н. Моисеева с помощью математической модели «Гея», описывающей процессы в биосфере, дали весьма устрашающие результаты (они схожи с выводами американского астронома Карла Сагана). Стало очевидным, что ядерный конфликт приведет к глобальной «ядерной ночи», которая продлится около года. Землю окутает тьма. Сотни миллионов тонн грунта, поднятого в атмосферу, дымы континентальных пожаров (зола и сажа городов и лесов) сделают земное небо непроницаемым для солнечного света. В результате атмосфера станет горячей вверху и холодной внизу. В верхних слоях она разогреется до 100°С, а у поверхности Земли температура резко упадет (уже в первый месяц на 15-20°С, локальные же понижения в центре Сибири и на Восточном побережье США достигнут - 40-^45°С). Известно, что общее понижение температуры планеты во время ледникового периода было около 10°С. Произойдет полная перестройка всей циркуляции земной атмосферы. Черное непроницаемое покрывало накроет Землю. Все источники пресной воды замерзнут, урожай погибнет. Земля промерзнет на глубину 1 метр. Вся наземная флора и фауна полностью погибнет. Возможно, подобная участь ожидает и жизнь в океане, так как из-за отсутствия солнечного света погибнет фитопланктон - основа жизнедеятельности океана. По данным американских исследователей, большинство людей, оставшихся в живых после ядерного взрыва, умрут от голода, холода, эпидемий, радиации. Далеко идущие последствия будут иметь массовые психические расстройства, эпидемии, генетические изменения. Когда много месяцев спустя сажа осядет и небо прояснится, выжившие увидят тусклый, холодный, отравленный радиоактивными осадками мир, на который обрушится губительный для всего живого поток ультрафиолетового излучения Солнца из-за уничтожения озонного слоя. Совместно с прямыми потерями, около 2 млрд человек, долгосрочные последствия «ядерной зимы» позволяют предположить возможность исчезновения человека как биологического вида. Таковы «апокалипсические» картины мира после возможной ядерной войны. Академик Е.П. Велихов сказал, что «всем стало ясно, что ядерное оружие уже не инструмент политики, но и не инструмент войны. Это инструмент самоубийства». После поездок Н.С. Хрущева в Америку, разрядки международной напряженности в эпоху Л.И. Брежнева, наконец, улучшения отношений между США и СССР при М.С. Горбачеве напряженная гонка ядерных вооружений была приостановлена. Человечество оказалось способным сделать правильные выводы и предпринять серьезные шаги на пути к полному уничтожению и запрещению ядерного оружия. Эпоха «военного» атома подходила к концу, но в 1998 г. испытания ядерного оружия провели Индия и Пакистан. Угроза ядерной войны стала снова актуальной. С 1954 г. происходило широкое распространение «мирного» атома- строительство во всем мире атомных электростанций (АЭС). Чернобыльская авария 1986 г., крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества, показала, что АЭС не являются полностью безопасными, аварии на них могут иметь планетарный характер, а радиоактивное заражение может охватить сразу многие страны. Развитие научно-технической революции во второй половине XX в. поставило вопрос о взаимодействии человечества, производства с окружающей природой, которую необходимо, с одной стороны, использовать, а с другой - сохранить для ныне живущих и для будущих поколений. Масштабы влияния хозяйственной деятельности человека на природу стали гигантскими, не учитывающими потенциальных возможностей биосферы. Человеческая деятельность, как и предполагал В.И. Вернадский, превращается во все более мощную геологическую силу. Много действий, иногда приводящих к катастрофическим последствиям, совершаются человеком часто от непонимания взаимообусловленности всех природных явлений. Естественно, особенно рельефно это проявилось при интенсивном использовании природных ресурсов. Однако с конца 60-х гг. XX в. многие специалисты и научные коллективы стали размышлять над глобальными проблемами, вставшими перед человечеством, и путями их решения. Были разработаны сценарии выхода из экологического кризиса. Все варианты сценариев можно условно свести к двум типам: 1. Сценарии, продолжающие стихийно-рыночную природопо-корительную стратегию развития (биотическая регуляция, создание искусственных микробиосфер и т.д.). Сценарии первого типа отвергают и само понятие глобального экологического кризиса. 2. Сценарии этого типа сводятся к сознательно регулируемому и планируемому ноосферному развитию, возвращающему человечество к гомеостазу общества с биосферой. Они могут быть условно разделены на два класса - экоэволюционные и экореволю-ционные. Экоэволюционные предполагают постепенную адаптацию человека к новой суровой реальности, создание экологической этики, стабилизацию численности населения. Экореволюционные сценарии ориентированы на активные действия по переходу человечества на новую стратегию действий и экологическое мышление. Об этом говорили еще А. Печчеи, президент Римского клуба, а также А. Кинг и Б. Шнайдер в уже упоминавшейся книге «Первая глобальная революция» (1992 г.). Существовали депопуляция и экогеизм с табу на работы по созданию искусственного интеллекта. Несомненно, более предпочтительными являются варианты экоэволюционные. (Сценарии более радикальные возможны при жесткой централизации и тотальном контроле со стороны планетарного органа, к чему человечество явно не готово). Тем более что существует много апробированных способов гармонизации отношений между человеком и природой, о чем пойдет речь в следующей главе.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |