Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Развитие французской журналистики в XIX веке




А) Качественные газеты.

Типология английской прессы.

В Англии деление на качественные (элитарные) и массовые (популярные) было выражено более четко по сравнению с другими странами.

Ежедневные утренние лондонские газеты выходили в XIX веке, как правило, на 8 страницах большого формата in-folio, что в 2 раза превышало обычный объем парижских газет. На первой и последней страницах печатались объявления. 2 и 3 страницы были отведены под стенограммы парламентских дебатов. На 4 странице печатались политические статьи, краткие отчеты о заседаниях парламента, объявления о театральных постановках. 6 страница отводилась в основном информации из-за рубежа и биржевым новостям. 7 страницу занимала судебная хроника. Английская журналистика быстро осознала значение объявлений как средства рекламы. Объявления были короткими, как правило, не более 12 строчек, печатались одинаковым мелким шрифтом и сортировались по тематике. Это позволяло, во-первых, снизить стоимость объявлений, во-вторых, увеличить их количество в номере, в-третьих, быстро ориентироваться в рекламных полосах газеты.

Среди ежедневных утренних политических газет, издававшихся в Лондоне, особое место заняла «Утренняя хроника» («Морнинг кроникл»), основанная в 1769 году Уильямом Вудфоллом. Газета стала популярной благодаря публикации полных и достоверных отчетов о парламентских дебатов. Эти материалы вызывали огромный интерес у читающей английской публики. Обычно лондонские газеты отправляли в парламент одного стенографиста, который не мог сделать полную стенограмму парламентских выступлений. Кроме того, требовалось значительное время для расшифровки стенограммы, поэтому материал часто растягивался на несколько номеров. Это снижало оперативность информации. Вудфолл обладал уникальной памятью (у него было прозвище «Memory» - «Запоминающее устройство»), он лично присутствовал на парламентских сессиях, сидел с закрытыми глазами, не делал никаких записей, а потом по памяти точно воссоздавал содержание дебатов.

В 1789 году Вудфолл уходит в отставку, владельцем и главным редактором становится один из талантливейших английских журналистов XIX-го столетия Джеймс Пери (1756-1821). Пери был блестящим собеседником, коллекционером редких книг, человеком неистощимым на выдумки. Еще до того, как он стал главным редактором «Утренней хроники», он придумал посылать в парламент не одного, а нескольких стенографов. В результате монополия «Утренней хроники» была подорвана. Газета, в которой тогда работал Пери, печатала более полные и оперативные отчеты из парламента. Став владельцем «Утренней хроники», Пери ввел еще одно новшество, он стал нанимать стенографистов не на время парламентских сессий, а на весь год. Этим он обеспечил себе их доверие и верность. «Утренняя хроника» под руководством Пери стал самым авторитетным парламентским вестником, на которые ссылались другие лондонские газеты, когда хотели процитировать кого-нибудь из парламентариев.

С начала XIX века крупнейшие лондонские газеты из экономических соображений стремились получить монополию на рекламу какого-нибудь товара. Так, одни, публиковали объявления о продаже недвижимости, другие – экипажей и т.д. Пери ориентировал свою газету на интеллигентного и образованного читателя. Поэтому он стремился обеспечить газете монополию на объявление о литературных новинках, которые печатал на первой странице. Он привлек к сотрудничеству в газете известных писателей: Ч. Диккенса, писавшего для «Утренней хроники» «Очерки Боза», С.-Т. Кольдриджа.

Под руководством Перри газета стала органом вигов, оппозиционным правительству печатным изданием либерального направления. В разгар антинаполеоновской кампании Пери опубликовал в «Утренней хронике» благожелательную по отношению к Франции статью, за что был приговорен к 3 месяцам тюрьмы.

Основным конкурентом «Утренней хроники» была утренняя ежедневная газета «Утренняя почта» («Морнинг пост»), основанная в 1772 году в качестве печатного органа тори. Именно в этой газете в конце 18 века лондонские власти давали опровержение ложной информации и печатали официальные документы. К 1795 году газета пришла в упадок, ее купил шотландец Даниэль Стюарт (1766-1846), который способствовал ее расцвету. Он придал газете литеральную политическую ориентацию. Он одним из первых в английской журналистике понял значение рекламы для привлечения читателей и увеличения тиражей газеты. Он поощрял публикацию коротких объявлений на первой странице. Причем это были объявления самого разного характера, в то время как другие лондонские газеты специализировались на определенной рекламе. Важное место в газете занимала поэзия. Ежедневные лондонские газеты в начале века еще ориентировались на достаточно образованную публику. Стюарт привлек к сотрудничеству известных поэтов-романтиков С.-Т. Кольдриджа, Р. Сути, У. Вордсворта.

Стюарт выработал некоторые новые приемы, позволявшие привлечь внимание публики. Он считал, что нет неизменной иерархии между материалами, публикуемыми в газете. Самые злободневные статьи он публиковал крупными заголовками на первой странице. Так, например, 1800 году из-за повышения цены на хлеб в Англии вспыхивают хлебные бунты. Крупнейшие английские газеты ограничивались откликами на эти драматические события маленькими заметками на последних страницах. «Утренняя почта» же каждый день делала обстоятельные репортажи.

К 1804 году ежедневный тираж «Утренней газеты» составил 4500 экземпляров, это было по тем временам значительной цифрой. Из-за тяжелой болезни в 1804 году Стюарт продает газету, и она становится консервативным изданием. В середине 50-х годов газета вновь неожиданно меняет политическую ориентацию и начинает поддерживать тогдашнего премьер-министра Великобритании, лидера вигов.

На рубеже XIX-XX веков «Утренняя почта» оставалась одной из наиболее солидных ежедневных политического газет консервативного толка. Она широко и со знанием дела освещала на своих страницах придворную и светскую жизнь столицы. Ее тиражи выросли до 250 тысяч экземпляров.

Бесспорным лидером британской журналистики XIX века стала лондонская газета «Таймс», авторитет и влияние которой выходили далеко за пределы Великобритании. Эта еженедельная утренняя газета была основана в 1785 году владельцем типографии Джоном Уолтером (1739-1812), известным под именем Уолтер I. В редакционной статье первого номера Уолтер писал, что его газета должна стать «летописью своего времени, точно фиксирующей самые разные сведения». Эта установка на точность и широту информации отразилась в первоначальном названии газеты «Ежедневная всемирная летопись».

Подлинным творцом «Таймс» стал сын Джона Уолтера Джон Уолтер II, он занял пост руководителя газеты в 1803 году. Уолтер II хотел сделать газету независимой от политической конъюктуры и от различных партий и групп. Под руководством Уолтера II газета выступала с резкой критикой ошибок правительства и его коррумпированности. Независимая позиция газеты привела к тому, что их типография потеряла привилегии, правительство приказало задерживать суда, везущие корреспонденцию для «Таймс» из Европы. Уолтеру II предложили изменит направление газеты, но он отказался от этой сделки. Чтобы меньше зависеть от правительственных чиновников, «Таймс» приобрела собственные корабли, почтовые кареты, была создана собственная курьерская служба. До конца XIX века «Таймс» сохраняла лидирующие позиции в освещении международных новостей. «Таймс» была единственным ежедневным британским изданием, имевшим широкую сеть корреспондентов как внутри страны, так и за рубежом. Это обеспечивало регулярное и быстрое поступление информации, но требовало больших расходов. Когда в Англии стала распространяться дешевая ежедневная пресса, руководство газеты отказывалось снижать стоимость номера до 1 пенни, мотивируя необходимостью содержать штат международных и иностранных корреспондентов. Информированность «Таймс» превосходила осведомленность правительства. Именно «Таймс» первой в мире сообщила о разгроме Наполеона при Ватерлоо. Тираж «Таймс» вырос с 1815 по 1854 годы в 10 раз (с 5 тысяч до 50 тысяч экземпляров в день).

Уолтер II последовал примеру Пери и увеличил количество стенографистов в парламенте. «Таймс» первая стала печатать короткий, в одну строку, обзор парламентских дебатов. Уолтер понял, что занятые люди не могут читать обычные 8-10 колонок. Успех этого начинания вынудил и другие лондонские издания ввести такую рубрику.

В 1817 году главным редактором «Таймс» стал талантливый журналист Томас Барнс (1785-1841), одна из значительнейших фигур британской журналистики 19-го столетия. Барнс родился в семье юриста. После окончания Кембриджа занялся журналистикой, писал статьи на политические темы и рецензии на книги театральные постановки для лондонских газет. В качестве главного редактора, Барнс начал борьбу за свободу прессы. Он отстаивал право газеты печатать полную информацию. В своих статьях Барнс защищал интересы Великобритании и растущего среднего класса, поддерживал буржуазные реформы, изменение либерального законодательства. Это было непростое для Англии время, росло недовольство рабочих. 16 августа 1819 года произошло массовое избиение фабричных рабочих, собравшихся на митинг протеста. В результате 11 человек погибло, несколько сотен участников получили ранение. Это событие получило широкий общественный резонанс и отклик в британской прессе. В ответ на рост демократического движения в ноябре 1819 года правительство приняло ряд законов, получивших название «Акты для затыкания ртов». Закон запрещал собрания более 50 человек, предусматривал суровое наказание за критику в прессе короля, правительства или конституции, повышал налоги на газеты, что закрыло малоимущим слоям доступ к периодической печати. Барнс решительно осудил принятые законы. При нем газета достигла к 1834 году пика популярности. Барнс руководил газетой до самой смерти.

Его преемником на посту главного редактора стал Джон Дилейн (1817-1879), во многих отношениях прямая противоположность Барнса. Дилейн писал мало, хотя отличался огромной эрудицией и колоссальной работоспособностью. Он вел светский богемный образ жизни, был примерным семьянином, очень скромным человеком. На протяжении 37 лет он уходил из редакции только после того, как видел отпечатанным новый номер. Дилейн лично прочитывал всю корреспонденцию, поступавшую в газету, что ежедневно занимало у него 3 часа. При нем «Таймс» стала влиятельнейшим периодическим изданием во внешнеполитических вопросах. Дилейн знал почти всех представителей политики, был сведущ в новостях придворной жизни. Так, 6 августа 1844 года «Таймс» первой напечатала телеграфное сообщение о рождение в Виндзоре наследника английского престола.

Вскоре «Таймс» станет публиковать военные репортажи, освещать события Крымской войны 1853-1856 гг.

Ведущие английские газеты были в целом лояльны к России, по тех пор пока русский флот под командованием адмирала Нахимова не разгромил турецкий флот в Синопском сражении 18 (30) ноября 1853 года. Британия считала себя владычицей морей, и восприняла эту победу как прямую угрозу своим национальным интересам. 27 марта 1854 года королева Виктория объявила России войну. Боевые действия велись, в основном, вокруг Севастополя. Впервые в истории журналистики ход войны освещался специальными военными корреспондентами, которых командировали в Крым редакции ведущих английских газет. Свои материалы они отправляли в редакции по телеграфу. Первым профессиональным военным корреспондентом был блестящий журналист «Таймс» Уильям Ховард Рассел (1820-1907). Он освещал в репортажах не только ход военных действий, но и разоблачал бездарность военной и хозяйственной администрации. Из его корреспонденций англичане узнали, в частности, о холере и других инфекционных заболеваниях, губивших английских солдат едва ли не больше, чем пули русских солдат.

Поскольку в Англии не было цензуры, репортажи Рассела публиковались без купюр. Они привели к резкому усилению влияния «Таймс» и значительному росту ее тиража. В то же время британское общество испытало шок от полученной информации. Во многих газетах звучали требования отставки правительства и прекращения войны. Дошло до того, что Рассела обвинили в разглашении военной тайны и шпионаже в пользу России. Так, командующий английскими войсками под Севастополем фельдмаршал лорд Раглан (1788-1855) писал в январе 1855 года, незадолго до своей гибели, военному министру: «Я задаю вопрос: мог ли платный агент русского императора лучше служить своему хозяину, чем это делает корреспондент газеты The Tames, имеющий самый большой тираж в Европе?».

Оперативность «Таймс» в освещении событий Крымской войны была такой, что даже российский император Николай I, регулярно читавший ведущую британскую прессу, узнавал многие военные новости из репортажа Рассела.

Крымская война – первый в мире военный конфликт, запечатленный фотографами. С момента изобретения фотографии прошли всего полтора десятка лет, и уже появилась техническая возможность делать батальные фоторепортажи. Особых успехов в военной фотографии добился румынский фотограф Карол Попп Сатмари (1812-1885). Румыния сохраняла нейтралитет в этой войне, поэтому Сатмари имел возможность фотографировать на передовой и в тылу представителей всех воевавших стран. Многие из этих снимков сохранились до наших дней.

Однажды один из приближенных пожаловался королеве Виктории: «Уровень информированности «Таймс» в самых секретных государственных вопросах ошеломляет, подавляет и остается непостижимым». Газету читали не только в Великобритании, но и далеко за ее пределами. Одной из главных причин влиятельности «Таймс» была ее неангажированность, стремление оставаться вне протекций, не связывать себя ни с какими политическими деятелями, быть выразительницей общественного мнения, зеркалом разных точек зрения и позиций. «Таймс» сильно выбивалась из общего хора английских газет, отличалась независимостью своих политических оценок событий.

В конце XIX – начале XX веков «Таймс» стала органом, рассчитанным на аристократию, финансово-промышленную и интеллектуальную элиту. Она увеличила свой объем до 20-28 страниц большого формата. Несколько раз в неделю печатались дополнительные выпуски, целиком посвященные объявлениям. Ее тираж составлял 60 тысяч экземпляров. Несмотря на быстрое развитие телеграфных агентств во второй половине XIX-го столетия, «Таймс» сохранила свою конкурентоспособность в освещении международных событий. Бульвер-Литтон в одной из своих парламентских речей сказал: «Если бы мне нужно было передать будущим векам какое-нибудь свидетельство английской цивилизации XIX века, я бы выбрал не наши доки, не железные дороги, не наши общественные здания, даже не великолепное здание парламента, где мы с вами имеем честь заседать. Нет. Мне бы хватило одного обычного номера «Таймс»».

Однако к 1890-м годам «Таймс» утрачивает лидерство в освещении международной жизни. Все труднее становилось сочетать точность и беспристрастность подачи информации с оперативностью. Самым серьезным конкурентом «Таймс» стало телеграфное агентство «Рейтер». В начале XX века газета переживала нелегкие времена: тиражи падали, начались финансовые проблемы. В этой ситуации в 1908 году «Таймс» сменила владельца и перестала принадлежать семейству Уолтер. Ее основным хозяином стал газетный магнат Альфред Хармсворт (1865-1922), известный в истории журналистики под именем лорда Нортклиффа. Под его руководством газета осталась серьезным качественным изданием. Вместе с тем «Таймс» искала новые способы подачи материала, использовала приемы массовой прессы. Нортклифф провел модернизацию типографского оборудования и снизил цену номера с 3 пенсов до одного. В результате тираж газеты к началу Первой мировой войны увеличился в 9 раз и достиг 300 тысяч экземпляров. «Таймс» стала печататься на 20-28 страницах большого формата.

Развитие дешевой периодики встревожило владельцев «Таймс» и других крупнейших изданий, увидевших опасность возникновения серьезных конкурентов. Руководство «Таймс» попыталось добиться от правительства решения о сосредоточении прессы в руках нескольких представителей крупного капитала. В качестве аргумента выдвигали тезис, что дешевая пресса представляет угрозу общественной и политической стабильности. Эта попытка была расценена как стремление «Таймс» получить государственную защиту и обеспечить себе привилегированное положение в конкурентной борьбе. Правительство отвергло претензии «Таймс», аргументировав это тем, что дешевая пресса является неотъемлемой частью демократии.

 

б) «Новая журналистика» и массовые газеты.

 

В 80-90-х годах XIX века атмосфера в британском обществе изменилась. На смену викторианской серьезности и строгой морали приходит скепсис по отношению к традиционным нравственным нормам и религиозным верованиям. Усилению антирелигиозных и антиклерикальных настроений английской интеллигенции способствовал дарвинизм. Еще в 1860-1880-х годах в британских газетах разворачивается острая полемика между Церковью и сторонниками учения Ч. Дарвина. В 1880-1890-е годы поздневикторианская Англия становится более легкомысленной.

«Новая журналистика» уловила эти тенденции и откликнулась на них. Впервые сочетание «новая журналистика» употребил английский поэт и литературный критик Мэтью Арнольд, описывая в одной из своих статей новые тенденции в английской прессе 1880-х годов. «Новая журналистика» весьма незначительное внимание уделяла серьезным новостям внешнеполитического или международного характера. Они не ставили перед собой задачу дать читателям объективную и богатую информацию, глубокий анализ явлений. Акцент делался на сообщении новостей, а не на их комментировании. Достаточно было поставлять читателю легко усваиваемые куски общеинтересной информации. Красноречивы названия периодических изданий «новой журналистики»: «Лакомые кусочки», «Пикантные новости», «Ответы» и т.д. В этих изданиях появились колонки слухов и сплетен, женская и спортивная странички, печатались сенсационные разоблачения, широко использовались иллюстративные материалы.

Создателями «новой журналистики» в Англии были Альфред Хармсворт (лорд Нортклифф, 1865-1922) и Уильям Стэд (1849-1912). Образцами «новой журналистики» стали, прежде всего, дешевые вечерние газеты, широкое распространение которых началось еще в 70-е годы XIX века. Утренние газеты были в целом серьезнее по содержанию, печатали аналитические статьи. Вечерние газеты имели более развлекательный и сенсационный характер, были менее влиятельны в политическом отношении. Но именно они оказались в конечном счете более жизнеспособными.

Образцом «новой журналистики» в Англии в 80-90-х годах стала вечерняя лондонская газета «Пэл-мэл гэзэт» («pal-mall» - 1) название старинной игры в шарики, 2) название лондонской улицы, где в XIX веке располагались многочисленные клубы и увеселительные заведения), основана в 1865, но изменилась она с приходом Уильяма Стэда. Стэд отказался от «скучных» аналитических статей на политические темы, зато начал печатать подробную информацию о спорте, создал колонку сплетен и слухов.

Британские издатели периодики платили высокий штемпельный налог, что не позволяло им тратить деньги на оформление газет. Поэтому внешний вид английской прессы был довольно тусклым, оформление не отличалось оригинальностью. В газетах было мало рисунков и иллюстраций. Стэд сделал страницы «Пэл-мэл гэзэт» более разнообразными и привлекательными. Заголовки печатались жирным и крупным шрифтом, помещались многочисленные рисунки, иллюстрации, шаржи. Он ввел подзаголовки в длинных статьях, что позволяло читателям быстрее ориентироваться в их содержании. Стэд ввел в английскую журналистику некоторые методы и приемы американской прессы. Он стал выпускать дополнительные экстренные выпуски газеты, ввел практику интервьюирования и стал печать в газете интервью. Стэд погиб 15 апреля 1912 года во время катастрофы «Титаника».

Альфред Хармсворт – один из крупнейших лондонских издателей, магнат прессы. Родился близ Дублина в многодетной семье. Его отец адвокат, переезжает из Ирландии в Англию в 1867 году. Болезнь отца лишает его учебы в Кембридже, и Альфред вынужден искать работу. В начале 1880-х годов он занялся журналистикой. В 1888 году он начинает выпускать еженедельную газету «Ответы», вскоре тираж газеты достигает 1 миллиона в неделю. В 1896 году начинает издавать первую ежедневную утреннюю газету стоимостью в полпенса «Ежедневная почта». Целью этой газеты провозглашалась защита английских интересов и распространение английского влияния в мире. Хармсворт был ярым противником Германии, он говорил: «В нашей газете не анйдется места ни одному доброму слову о Германии». Газета придавала огромное значение сенсационным новостям, ее информации часто не хватало достоверности. «Ежедневная почта» ориентировалась на массового читателя, не слишком взыскательного, но жадного до сведений скандального характера. Как говорил соучредитель газеты Кеннеди Джоунс, ее журналисты не должны забывать, «что пишут для дураков».

В 1903 году Хармсворт основал первый в мире таблоид (от англ. «compressed tablet» - «таблетка») – газету «Лондонское ежедневное зеркало» («Лондон дэйли миррор»). Отличительные признаки таблоида – малый (половинный) формат, низкая цена номера, установка на развлекательность, сенсационность, броский видеоряд (обилие иллюстраций, часто откровенного характера, крупные заголовки). Информационная стратегия таблоида – подавать новость как развлечение и зрелище. «Война есть бестселлер» - говорил Хармсворт. В 1905 году он получил титул лорда Нортклиффа, в 1908 году купил «Таймс», что стало еще одним свидетельством его могущества и огромной влиятельности.

Успех «Ежедневной почты» вдохновил других газетных магнатов последовать примеру Хармсворта. В 1900 году Артур Пирсон (1866-1921) начал издавать полупенсовую газету «Ежедневный экспресс». Серьезные статьи соседствовали в ней с объявлениями и новостями спорта. На лицевой стороне первой страницы печатались важнейшие политические новости, а на оборотной – спортивные.

«Ежедневная почта» и «Ежедневный экспресс» были наиболее успешными изданиями, представляющими английскую «желтую прессу» с ее политической индифферентностью, установкой на скандал, развлекательностью, облегченную подачу информации и т.д.

Распространению и популярности полупенсовой прессы способствовала реформа образования, проведенная кабинетом Гладсона в 1870 году. Развивающейся промышленности требовались грамотные рабочие. Отсталая английская система образования не отвечала новым требованиям: преобладали частные школы, где учили плохо, царила зубрежка и телесные наказания. Реформа увеличила число государственных приходских школ, куда получили доступ дети из буржуазных семей. Реформа привела к резкому росту грамотности во всех, включая низшие, слоях общества. Это создавало широкую читательскую аудиторию для дешевой массовой прессы. В конце XIX-го столетия в каждом более-менее значительном английском городе было, по меньшей мере, 2 ежедневные газеты, как правило, либерального толка.

 

4. Агентство «Рейтер».

 

Основателем первого британского информационного агентства был Пауль Юлиус Рейтер (1816-1899). Он родился в немецком городке Касселе. Начал свою карьеру в скромной должности банковского служащего, затем переехал в Берлин. Во время бурных событий мартовской революции 1848 года Рейтер переехал в Париж, где в течение некоторого времени работал переводчиком в агентстве «Гавас». В 1851 году он перебрался в Лондон, принял британское гражданство и основал там собственное информационное агентство. Сначала контора Рейтера передавала телеграммы главным образом коммерческого содержания, но вскоре главным товаром стали важные политические и дипломатические новости. Рейтер предложил свои услуги английским газетам по вполне доступной цене. Сначала лондонские, а затем и региональные издания поспешили воспользоваться предоставившейся возможностью приблизиться к освещению международных событий как «Таймс». Основными клиентами «Рейтер» сначала были провинциальные издания и дешевые ежедневные лондонские газеты. С 1858 года агентство «Рейтер» стало главным поставщиком международной информации для крупнейших британских газет, включая «Таймс».

Как и «Таймс», «Рейтер» к точности и беспристрастности. «Рейтер» превосходило «Таймс» в объеме передаваемой информации и скорости передачи, хотя уступало ей в комментировании передаваемых новостей. Кроме того, «Рейтер» передавало информацию, полученную преимущественно из официальных или полуофициальных источников. Круг источников «Таймс» был шире. В обязанности ее корреспондентов входило сопоставление официальной версии того или иного события с информацией, почерпнутой из других источников.

Под влиянием своего главного конкурента «Рейтер» стало посылать военных корреспондентов в регионы вооруженных конфликтов и получать от них телеграммы-репортажи. «Рейтер» не довольствовался той информацией, которую по договору поставляли ему «Гавас» и «Вольф». Он создает широкую сеть собственных корреспондентов в большинстве европейских столиц. В 1890 году в агентстве была создана служба, которая специализировалась на сборе и передаче из-за границы неполитической информации, сведений общеинтересного характера.

В последней трети XIX века «Рейтер» стало всемирной службой новостей. Авторитет агентства и его основателя был столь высок, что в 1871 году Пауль Рейтер был удостоен баронского титула.

 

 

План:

Периоды развития французской журналистики в XIX веке.

Французские газеты.

Французские журналы.

 

Франция в XIX веке сохранила свой статус одной из ведущих европейских держав. Франция в сознании европейцев оставалась родиной Великой французской революции, мощной европейской державой, захватившей при Наполеоне значительную часть Европы. Французская пресса играла в этом процессе важную роль. Франция в XIX веке прошла несколько этапов социально-политического развития: период Консульства и Империи, Реставрации, Июльской монархии, Второй империи, Третьей республики.

В период Консульства и Империи (1799-1814 гг.) был установлен режим авторитарной власти Наполеона Бонапарта (1769-1821). В истории мировой журналистики найдется немного политических деятелей, которые бы оказали столь решающее влияние на развитие журналистики. Наполеон не церемонился с прессой, считал, что пресса должна служить укреплению его власти. Он прекрасно понимал силу и значение прессы. Придя к власти, Наполеон сказал как-то: «Если я распущу печать, то не продержусь у власти и трех месяцев». Став первым консулом Франции, спустя два месяца 17 января 1800 года, опубликовал консульский указ о газетах, который открыл новый этап в развитии журналистики. По мнению Наполеона газеты «могут служить орудием в руках врагов Республики». Чтобы этого не произошло, согласно первому параграфу декрета, из 73 газет, выходивших в Париже и ближайших пригородах, закрыли 60. Оставшиеся 13 подлежали строгому контролю фактически предварительной цензуры. Наполеон не употреблял слово «цензура», он использовал эвфемизмы, лицемерно называл должность цензора постыдной. Второй параграф декрета уполномочивал министра полиции Жозефа Фуше следить за прессой, редакторами газет и предоставлять доклады о провинциальной печати. Третий параграф запрещал создание новых газет в Париже и в провинции.

Парижские газеты фактически были лишены возможности принимать участие в обсуждении важнейших вопросов общественно-политической жизни страны, печатать аналитические статьи о внутренней и внешней политике, давать оценку политике Наполеона. Они ограничивались короткими информационными заметками, констатацией фактов. При Наполеоне редакторы и издатели газет жили в постоянном страхе, под угрозой закрытия и преследований.

В эпоху Реставрации (1815-1830 гг.) после падения Наполеона к власти вернулись Бурбоны. В это время не было организованных политических партий, поэтому главной ареной политической борьбы стала периодическая печать. Пресса становится влиятельной силой, формирующей общественное мнение, принимающей участие в политических баталиях. Журналистика эпохи Реставрации развивалась в непростых условиях монархического правления, но в это время были сделаны некоторые шаги по направлению к большей свободе прессы. Во Франции появилась оппозиционная печать. Периодические издания получили возможность обсуждать важнейшие вопросы общественной жизни, знакомить своих читателей с различными точками зрения на те или иные явления в политике и культуре.

Французская печать эпохи Реставрации не ограничивалась обсуждением политических событий и новостей. Большое место в ней занимали литературные и эстетические дискуссии. Отдел литературной критики имелся во всех ведущих французских периодических изданиях. Парижская либеральная пресса сыграла огромную роль в подготовке Июльской революции 1830 года.

Начало Июльской монархии (1830-1848 гг.) было ознаменовано небывалой свободой прессы, что способствовало быстрому увеличению числа периодических изданий. В период за 1830 по 1848 года во Франции появилось более 700 новых газет и журналов. Выросли престиж и популярность журналистской профессии.

Изменения происходили не только в журналистской среде, но и в читательской. Этому способствовали открытия, не имеющие никакого отношения к журналистике. Так, например, в 1830 году была изобретена керосиновая лампа. Читатели получили доступ к напечатанным текстам в вечернее время, в часы досуга. Это был один из факторов увеличения тиражей газет. Рост мегаполисов, развитие школьного образования создавали новую, более широкую читательскую аудиторию.

Книги стоили дорого, от 3 до 8 франков (для сравнения рабочий получал около 50 франков в месяц, а министерский служащий около 100 франков). Газеты дороговизной не уступали книгам, годовая подписка обходилась примерно в 70-80 франков. Чтобы удовлетворить читательский голод, были избраны 2 стратегии: открытие общественных читален и издание дешевых газет.

Быстрое развитие в периодИюльской монархии получили леворадикальная республиканская и социалистическая печать. Демократическая, республиканская и социалистическая пресса сыграла огромную роль в подготовке февральской революции 1848 года. Февральская революция дала прессе возможность сделать глоток свободы. В течение 4 месяцев после революции пресса была освобождена от цензуры, был отменен гербовый сбор на периодические издания. За эти 4 месяца во Франции появилось 200 новых периодических изданий. Поворот к реакции произошел в июне 1848 году, когда правительство жестоко расправилось с восставшими парижскими рабочими. Луи Бонапарт совершает государственный переворот и объявляет себя Наполеоном III. Во Франции установился режим Второй империи (1852-1871).

Во второй половине XIX века появляется дешевая «малая пресса». Одним из ее создателей был Моисей Полидор Мило (1813-1871), в 1863 году он основал малоформатную ежедневную газету «Пти журналь» («Маленькая газета») стоимостью в 5 сантимов. В то время обычная цена газетного номера составляла 25 сантимов. На 4 полосах половинного формата «Пти журналь» публиковала практические советы, разнообразную полезную информацию, много места отводилось уголовной хронике, сенсациям разного рода. Газета имела огромный успех и массовую аудиторию. Тираж газеты составлял 300 тысяч экземпляров.

Мило развивал дешевую иллюстрированную печать, пользовавшуюся большим спросом, ему принадлежали парижские иллюстрированные издания «Живописный журнал», «Иллюстрированная газета», «Иллюстрация».

Недовольство режимом Наполеона III к концу 60 годов нарастало, этому способствовал экономический кризис 1867 г., неурожай этого года, бездарная внешняя политика Наполеона. Время Второй империи закончилось с поражением французов во франко-прусской войне 1870 года.

Третья республика (1870-1918 гг.) – «золотой век» французской журналистики. С 1874 по 1892 года число ежедневных газет в Париже выросло с 40 до 79, почти в 2 раза увеличилась численность провинциальных газет.

На рубеже XIX-XX веков газеты и журналы становятся ареной политической и литературной борьбы. Раньше эту функцию они выполняли совместно с другими институтами – салонами, Академией. Парижские светские и литературные салоны существовали еще и в конце XIX – начале XX веков, но постепенно утрачивали свое влияние на общественную, интеллектуальную и культурную жизнь. Французская академия теперь лишь санкционировала состоявшийся у читателей успех автора. Создавали этот успех, прежде всего газеты и журналы.

Законы Ферри 1881-1882 гг. сделали начальную школу во Франции светской, бесплатной, общедоступной и обязательной. Это привело к почти 100 процентной грамотности населения к 1890-м годам. Следствием стало стремительное развитие и огромные тиражи информационной прессы на рубеже XIX-XX веков – «Пти журналь» («Маленькая газета»), «Матен» («Утро») и др. Политическая информация уступает в газетах первенство материалам общего и развлекательного характера: газеты печатают лотереи, проводят конкурсы, увеличивается удельный вес рекламы. Это увеличивает объем газеты с 4 до 8-12 страниц.

Под влиянием американской массовой прессы во Франции в конце XIX века развивается жанр репортажа, происходит рост престижа репортеров (особенно военных) в журналистском сообществе. В литературных разделах парижских газет большое место заняли интервью, романы-фельетоны.

В конце столетия журналисты начинают осознавать общность своих корпоративных задач и интересов, а журналистика становится профессией. В начале 80-х годов XIX века появились первые профессиональные объединения журналистов во Франции – «Профессиональная ассоциация французских журналистов-республиканцев», «Профсоюз парижской прессы». В 1899 году при парижской Высшей школе социальных исследований была создана Высшая школа журналистики, которая положила начало журналистскому профессиональному образованию во Франции.

На протяжении всего XIX столетия пресса утверждает себя как важнейший институт общественной жизни во Франции, как «четвертая власть» и публичная трибуна, с которой разные социальные группы могли выразить свой взгляд на прошлое и будущее страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.