Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Стратегический выбор муниципального образования. Принципы стратегического выбора муниципального образования




Рис. 9.1. Укрупненная технологическая схема разработки стратегии развития территории

В блоке 1 схемы осуществляется ретроспективный анализ внутренних закономерностей развития муниципального образования. Результатом аналитических работ, осуществляемых в этом блоке, должно стать выявление и осмысление причинно-следственных связей, обусловивших сегодняшнюю траекторию социально-экономического развития муниципального образования.

В блоке 2 проводятся оценка и анализ стартовых условий социально-экономического развития, обусловленных факторами внутреннего, местного характера. Среди таких факторов предлагается учитывать, в первую очередь, следующие: экономические расчеты эффективного построения хозяйственной системы; оценка качества жизни населения; расчеты величин и эффективности использования социально-экономического потенциала; оценка эффективности модели управления муниципальным образованием; оценка экологической обстановки; оценка экономической ситуации; состояние системы управления; оценка собственных ресурсов саморазвития.

В рамках блока 3 осуществляется анализ внешних факторов, определяющих перспективное социально-экономическое развитие муниципального образования. Для удобства анализа внешние по отношению к муниципальному образованию факторы, влияющие на его стратегический выбор, могут быть классифицированы по иерархическим уровням управления:

Применительно к стратегическому плану внешние факторы носят характер предпосылок или ограничений по отношению к реализации муниципальным образованием в перспективе тех или иных приоритетных функций. Анализ внешних факторов, определяющих перспективное развитие, предполагает выявление интересов, складывающихся у субъектов управления различных уровней к роли конкретного муниципального образования в системе территориального разделения труда; исследование влияния новой геополитической и геоэкономической обстановки на процессы развития.

На основе результатов исследований блоков 1, 3, 5, в рамках которых осуществляется изучение генезиса и анализ закономерностей функционирования муниципального образования, анализ влияния внутренних и внешних факторов на стратегический выбор,в блоке 7 проводится выявление и систематизация предпосылок и ограничений, связанных с изменением сложившейся траектории стратегического развития, формированием нового комплекса функций, который муниципальное образование будет реализовывать в перспективе.

Важным фактором, инициирующим разработку и принятие нового стратегического выбора, являются подготовленные органами местного самоуправления предложения по системе стратегических целей муниципального социального развития. Такие цели могут формироваться на основе принятой системы государственных и муниципальных социальных стандартов. Наряду с выявлением и систематизацией предпосылок и огра­ничений перспективного развития муниципального образования муниципальные стандарты качества жизни населения являются, во-первых, стимулом для поиска нового варианта стратегического выбора; во-вторых, определяющим критерием при обосновании наиболее рационального варианта стратегического плана. Именно в опережающей разработке целей социального развития реализуется приоритетность социальной сферы по сравнению с другими отраслями и сферами его жизнедеятельности.

Предложения по системе муниципальных стандартов качества жизни населения (блок 8), разработанные на основе системы государственных и местных минимальных социальных стандартов (блоки 4 и 6 соответственно) в совокупности с выявленными предпосылками и ограничениями перспективного развития муниципального образования являются информационной базой для генерации вариантов его стратегического выбора (блок 9 схемы), которые подвергаются всесторонней оценке с учетом фактора риска, обусловленного принятием той или иной альтернативы (блок 10).

При проведении комплексной оценки функций, предложенных для включения в состав стратегического выбора, целесообразно осуществить факторный анализ каждой из них, оценив благоприятные и неблагоприятные характеристики для выполнения ими стратегической роли. При этом рассматривается тот временной горизонт, на который рассчитан разрабатываемый план развития территории.

При разработке стратегического плана целесообразно рассмотреть:

- перечень целевых комплексных программ, обеспечивающих реализацию основных стратегических направлений развития муниципального образования) – блок 12;

- разработка комплексной программы социально-экономического развития – блок 13.

 

Стратегический выбор муниципального образования (далее СВМО) - это определение долгосрочных целей, политической и экономической стратегии социально-экономического развития территории.

СВМО в целом - это совокупность приоритетных функций, выполняемых территорией в рассматриваемой перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей ее комплексного социально- экономического развития.

Проблема обоснования СВМО во многом сводится к выявлению внутренних закономерностей его развития, под которыми понимается совокупность обусловленных действием объективных законов причинно-следственных связей, возникающих как внутри, так и вне территории, и обеспечивающих устойчивую тенденцию и направленность ее трансформаций.

Необходимым условием научного обоснования СВМО, концепции его социально-экономического развития в целом является знание внутренних закономерностей его развития. Соединение этих знаний с результатами анализа стартовых условий социально-экономического развития и оценкой внешних условий создают достаточные условия для формирования научно обоснованной концепции социально-экономического развития территории.

Важнейшим элементом СВМО является обоснование его перспективной специализации. Структура экономики - это носитель определенных качеств, дающих ему возможность выполнять ту или иную совокупность функций. Перед муниципальным образованием встают два основных и принципиально различных варианта развития.

Первый - инерционный, предполагающий движение по уже определившейся ранее траектории, сохранение сложившихся в прошлом тенденций. Другой вариант - перевод экономики муниципального образования на принципиально иную траекторию развития, в основе которой лежит новый стратегический выбор. Предпосылками реализации второго варианта могут быть либо невозможность продолжения движения прежним курсом, либо поиск более эффективного, по сравнению с существующим, варианта развития.

СВМО на долгосрочную перспективу должен быть определенным и однозначным. Ему должен предшествовать тщательный анализ предлагаемых альтернатив.

Из приведенных рассуждений следует, что формирование СВМО – сложный процесс, и его осуществление требует соблюдения определенных принципов, главными из которых предлагается считать принципы целенаправленности, комплексности, системности, адекватности, эффективности, минимизации риска, балансаинтересов и легитимности.

Принцип целенаправленности обусловлен самим понятием "стратегический выбор", рассмотренным выше. Ведь определение функций, приоритетных для района в перспективе, осуществляется, исходя из необходимости достижения (а при возможности и превышения) государственных минимальных стандартов качества жизни населения. Следование принципу комплексности при формировании стратегического выбора означает рассмотрение приоритетных функций, реализуемых местным самоуправлением, в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов развития муниципального образования. Принцип системности тесно связан с принципом комплексности; следование его требованиям означает, что определение перспективных функций муниципального образования должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость его развития с субъектом РФ, на территории которого дислоцируется конкретное муниципальное образование, с другими регионами и муниципальными образованиями, страной в целом. Следованиетребованиям принципа адаптивности означает, что формирование СВМО необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку выбора. Соблюдение принципа эффективности при формировании СВМО означает необходимость уверенности, что именно предлагаемый набор функций, определенных в качестве приоритетных для конкретного муниципального образования, обеспечит достижение требуемого качества жизни населения с наименьшими финансовыми и социальными затратами.

Принцип баланса интересов многозначен и предполагает как нахождение консенсуса между различными властными структурами профессиональными и общественными группами населения относительно стратегических функций муниципального образования, так и обеспечение согласованности или непротиворечивости, федеральных, региональных и местных интересов при осуществлении стратегического выбора. Принцип легитимности предусматриваетобязательностьрассмотрения и принятия предложенного варианта СВМО на уровне представительного органа местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.