Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строительству обычно предшествовало выполнение эскизов чертежей и почти обязательно - моделей. Среди архитекторов, предлагавших свои проекты, происходило активное соперничество

Кирпичные конструкции покрывались облицовкой штукатурной или каменной, в том числе мраморной. Эта облицовка прикрывала основную конструкцию и использовалась в качестве внешнего слоя, приобретающего подчас самостоятельную декоративно-пластическую роль. Средства орнаментально-декоративного порядка были в значительной мере общими для всех стран. Новая система впервые проявилась в Италии, где традиции кирпичной техники не угасали, особенно в северной части страны, а затем распространилась по всей Европе.

Одним из основных моментов в архитектуре Возрождения был отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, простую, экономичную, достаточно гибкую и во многом облегчавшую труд архитектора. Это была система сооружений с кирпичными стенами и сводами (коробовыми, крестовыми, сомкнутыми, парусными, сферическими, купольными), в которых отчасти применялось и дерево (балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш).

Если до середины XV в. развитие промышленности и торговли способствовало расцвету городов, то во второй половине этого столетия начался экономический кризис, связанный с расширением Оттоманской империи, подчинившей себе всю восточную половину Средиземноморского бассейна и захватившей Константинополь.

Появление нового стиля впервые именно в Италии объясняется тем, что в XIV -XV веках произошли существенные политические изменения, отразившиеся и на экономике европейских стран, и на развитии их народов.

Зарождающийся класс буржуазии стремится создать свою собственную идеологическую систему. Возникает новое направление в философии, науке, литературе, в том числе и архитектуре. За исходное начало берется античное наследие, последовательный рационализм которого соответствовал целям и представлениям молодого класса. Отсюда огромный интерес к античности, к древним произведениям искусства, архитектуры.

Эпоха Возрождения - период огромных экономических и социальных преобразований в жизни европейских государств, в значительной мере обусловленный перемещением торговых путей и созданием новых торговых и промышленных центров в связи с открытием Америки и укреплением турок на Балканах, - связана также с радикальными изменениями области идеологии и культуры.

Рубеж XIV - XV веков в Западной Европе был отмечен возникновением нового архитектурного стиля - Возрождения (Ренессанса). В каждой из стран архитектура Возрождения возникла в результате сочетания местных традиций и привнесенных извне общих признаков стиля.

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Но Возрождения античного наследия в точном смысле слова быть не могло, так как функциональные требования и типы зданий, а также конструкции были совсем другими. Могло быть Возрождение только архитектурно-декоративных тем и мотивов, ордерной системы и определенного круга пластических, декоративных деталей, т.к. отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным. Без воспитанного средневековьем совершенства строительной и художественной техники архитектура Возрождения и связанный с ней синтез искусств были бы невозможны. Кроме того, в первой половине XV века еще существовала византийская архитектура, и влияние её на итальянское строительство было существенным.

Великие географические открытия повлияли на изменение традиционных путей мировой торговли. Итальянские города перестали играть роль посредника в международной торговле. Казалось бы, строительство в этих городах должно было приостановиться. Но, напротив, оно приобрело ещё больший размах.

Развитие архитектуры Возрождения в Италии может быть разделено на три этапа: ранний период - XV век, высокий период - первые три десятилетия XVI века и поздний - 1530 - 1580 годы.

Строительные приёмы и конструкции

К числу главных, наиболее характерных мотивов архитектуры раннего Возрождения следует отнести: аркаду на небольших колонках; филёнки в рамках, заполненные симметричным акантовым орнаментом или же содержащие рельефную скульптуру; лопатки или пилястры с цепочным, канделябровым орнаментом. Часто применялись мотивы руста для обработки фасадных стен и большой вынос (выступ) сильно развитого венчающего карниза на фасадах зданий (в Италии).

В эпоху Возрождения в области искусств и архитектуры на первый план выдвигается творческая личность мастера-художника, мастера-архитектора, обладавшего определенной творческой индивидуальностью. Архитектор эпохи Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи "Готики". В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала великие имена Брунеллески, Альберти, Браманте, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.

В первом известном со времен Витрувия архитектурном трактате Леона Баттисты Альберти "Десять книг о зодчестве" (около 50-х годов XV в.) - литературном документе по вопросам европейского зодчества, настоящей строительной энциклопедии, говорится и о назначении моделирования для расчета необходимых затрат и ресурсов. "Определив по отдельным частям модели весь план здания, - писал Альберти, - следует посоветоваться об этом с людьми сведущими и прежде чем строить, хорошо будет не только выяснить, откуда возьмутся средства, но и заготовить заранее все остальное, необходимое для строительства".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 11. Архитектура стран Западной Европы XIV-XV веков. Возрождение | Наиболее крупными зодчими этого времени были Джакомо Виньола и Андреа Палладио
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.