Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Болезни роста» социального страхования

 

Трансформация общественной системы в России в начале 90-х гг. создала для населения страны радикально новую ситуацию – отмеченную непривычно высоким уровнем социальных рисков. Логика либеральных преобразований в экономической и социальной сферах с неизбежностью несет с собой требования коренных изменений в механизме социальной защиты. Вместо государственно-патерналистских предлагаются институты социальной защиты, в основе которых:

– личная ответственность индивида (а, значит, требуется достаточная заработная плата);

– коллективно-групповые формы в виде обязательного и добровольного социального страхования (функционирование которых можно обеспечить только при наличии правового и финансового обеспечения этих институтов);

– государственная социальная помощь уязвимым слоям населения.

Следует отметить, что условий для личной и коллективно-групповых форм социальной защиты приемлемого уровня создать еще не удалось. Реальный уровень заработной платы, служащий базой для личного самофинансирования пенсионного и медицинского страхования, не только не вырос, а снизился в 2–3 раза, финансовые институты личного и социального страхования находятся лишь на этапе становления.

Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, характерные в большей степени для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования (социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов и др.), все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Приходится констатировать серьезное отставание в создании экономических условий и инстуциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»).

Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровления трудящихся и членов их семей, организации лечения, проведения крупномасштабных национальных программ (медицинской, профессиональной и социальной) по реабилитации инвалидов.

Все еще не обрели законодательной формы виды социального страхования досрочных пенсий: за работу в районах Крайнего Севера, в особо опасных производствах (шахтеры), пенсий за выслугу лет. В итоге единое поле социальных рисков не покрыто равномерной «сеткой» страхования, в нем имеется много «брешей», что приводит выпадению из сферы социальной защиты значительных слоев населения.

К числу недостатков, препятствующих институционализации социального страхования, как правило, относят:

– наличие обширной и продолжающей расширяться сферы теневого рынка труда и доходов (нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы), что в итоге снижает уровень социальных гарантий для занятых в этих сферах работников и существенно сужает (до 25–30%) экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов;

– сохранение архаичных положений социального законодательства, которые консервируют нестраховые механизмы приобретения прав на пенсионное и другие виды социального страхования, что порождает нездоровые стимулы уклонения работников и работодателей от законодательно установленных процедур оформления трудовых отношений и уплаты в полном объеме налогов и страховых взносов;

– наличие крайне высокой и неоправданной дифференциации в системе заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах страны, которая не увязана с системой страховых отчислений и всей системой социальной защиты;

– сохранение устаревших механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе минимальной заработной платы, размеры которой лишают смысла всю процедуру увязки уровня социальной защиты с объемом заработанных пенсионных прав или других социальных выплат;

– отсутствие концептуально выверенной системы управления социальным страхованием в форме демократических механизмов участия во всех важнейших процедурах принятия решений основных социальных субъектов – полномочных представителей работников и работодателей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Институциональные характеристики социального страхования | Предлагаемое распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.